Найти в Дзене
Zarenkov Gallery

Натюрморт в России

Первые натюрморты в России появились благодаря сподвижникам Петра Великого в начале XVIII столетия. Их привозили со всей Европы, но в русском языке прижился именно французский вариант названия жанра — «nature morte». Это не удивительно, поскольку в то время Франция значительно влияла на развитие русского искусства. В том числе это происходило благодаря тому, что именно во Францию русских художников отправляли учиться живописи и граверному мастерству. Долгое время натюрморт воспринимался как «низкий» (в сравнении с историческими/мифологическими полотнами и портретами) жанр. В эпоху дворцовых переворотов (автор термина, В.О. Ключевский, ограничивает его промежутком с 1725 по 1762 год) наиболее популярны были «интерьерные» натюрморты с цветами и фруктами, а также так называемые «обманки». Классические цветочные натюрморты всегда радовали глаз, они привычны современному зрителю и любимы им. Задача «обманок» совершенно иная: создать эффект максимальной реалистичности изображенного на холст

Первые натюрморты в России появились благодаря сподвижникам Петра Великого в начале XVIII столетия. Их привозили со всей Европы, но в русском языке прижился именно французский вариант названия жанра — «nature morte». Это не удивительно, поскольку в то время Франция значительно влияла на развитие русского искусства. В том числе это происходило благодаря тому, что именно во Францию русских художников отправляли учиться живописи и граверному мастерству.

Долгое время натюрморт воспринимался как «низкий» (в сравнении с историческими/мифологическими полотнами и портретами) жанр. В эпоху дворцовых переворотов (автор термина, В.О. Ключевский, ограничивает его промежутком с 1725 по 1762 год) наиболее популярны были «интерьерные» натюрморты с цветами и фруктами, а также так называемые «обманки».

Иван Фирсов — дюсдепорт (наддверное панно) «Накрытый стол», 1754.
Иван Фирсов — дюсдепорт (наддверное панно) «Накрытый стол», 1754.

Классические цветочные натюрморты всегда радовали глаз, они привычны современному зрителю и любимы им. Задача «обманок» совершенно иная: создать эффект максимальной реалистичности изображенного на холсте или бумаге предмета, тем самым удивив и потешив публику. Если в XVIII веке «обманки» чаще всего имитировали предметы из кабинетов — книги, письма, перья (хотя, впрочем, были и фигуры-обманки), то в первой половине следующего столетия становятся популярны акварельные работы графа Федора Толстого с объемными «живыми» ягодами и каплями росы.

Федор Толстой — «Ягоды красной и белой смородины», 1818.
Федор Толстой — «Ягоды красной и белой смородины», 1818.

Наиболее известная из его работ — «Ягоды красной и белой смородины», написанная и преподнесенная императрице Елизавете Алексеевна в 1818 году. Государыне акварель пришлась по вкусу, и она неоднократно заказывала у акварелиста повтор «смородины», о чем художник не без доли иронии говорил: «...можно не шутя сказать, что моя семья питалась одной смородиной».

Среди современных художников-акварелистов, создающих виртуозные «обманки», несомненно, стоит отметить Елену Базанову. Капли воды не только придают ее работам свежести, но и отсылают нас к истокам и традициям подобных «обманок», созданных графом Толстым.

Фото из телеграм канала Елены Базановой, июль 2024.
Фото из телеграм канала Елены Базановой, июль 2024.

Но вернемся к истории: к середине XIX столетия натюрморт постепенно преодолевает клеймо «низкого» жанра, к нему обращаются многие передвижники: Репин, Маковский, Поленов, Левитан. Об отношении последнего к цветочным композициям остались воспоминания ученика Исаака Ильича, живописца Бориса Липкина:

«…наша мастерская превращалась не то в оранжерею, не то в цветочный магазин. Каждая новая постановка была неожиданной: то это были папоротники, то серебристые листья бегонии, то роскошные азалии, белые с розовым, от которых не хотелось отвести глаз — так они были прекрасны. Левитан ставил цветы обычно совсем просто, прямо в горшках, как они стояли в оранжереях и магазинах; обилие их и простота придавали постановке особую, ненадуманную, живую прелесть».
Исаак Левитан  –  «Васильки», 1894.
Исаак Левитан – «Васильки», 1894.

Несмотря на то, что в ХХ веке натюрморт развивался с небывалой скоростью, обогащаясь новыми формами и приемами (и все более отходя от искусства классического), своей актуальности утонченные работы, полные той самой «живой прелести», не теряют и сейчас. В нашем арт-пространстве постепенно подходит к завершению выставка «AquaФлора», где до 26 апреля можно насладиться красотой классических натюрмортов Елены Базановой, окруженных абстрактными композициями художника-акварелиста, воплотившимися не только на бумаге, но и в тканях модного дома Elena Tkachenko.