В Буздякском районе Башкирии нашли 6-летнего Марка [имя несовершеннолетнего изменено], который потерялся в лесу. Более 12 часов он провел в условиях дикой природы. Свыше 100 человек искали мальчика всю ночь. Уже утром найти его удалось воспитательнице детского сада из соседнего села, матери троих детей Эльмире Юсуповой. Посреди ночи она вместе со своим супругом Ильдаром отправилась за десятки километров от дома, чтобы принять участие в поисках. Какое-то шестое чувство подсказывало молодой женщине, что именно ей удастся найти малыша. «КП-Уфа» удалось поговорить с Эльмирой: она рассказала, как всё было.
КАК ПРОПАЛ РЕБЕНОК
Днем 22 апреля маленький Марк вместе с дедом и бабушкой отправился на пасеку возле небольшого села Урзайбаш. Семья гуляла по лесу, и в какой-то момент взрослые потеряли ребенка из виду. Попытались его окликнуть – тишина, прошлись по чаще тут и там – никого. Самостоятельные поиски не увенчались успехом, и к вечеру родители мальчика обратились за помощью к спасателям, полиции и крупным поисковым отрядам – «ЛизаАлерт» и «БашРегионСпас».
Первые ориентировки с фотографией Марка в соцсетях стали появляться за полтора часа до полуночи. Приметы: рост – 122 см, худощавый, светло-русые волосы, голубые глаза. Был одет в легкую спортивную кофту, бежевые штаны и синие кроссовки.
На поиски мальчика вышли все кто только мог: десятки местных жителей, спасатели из МЧС и Госкомитета по ЧС, чиновники из местной администрации и сотрудники правоохранительных органов. Последние прибыли на место пропажи с четырьмя кинологическими расчётами и беспилотником с тепловизором. Из Уфы в Буздякский район приехали волонтеры: от «БашРегионСпаса» туда направились сразу пять экипажей, от «ЛизыАлерт» – 40 человек. Поисковики находились в тревожном состоянии: ребенок совершенно один в глухом лесу с его дикими животными и глубокими оврагами. Да и температура воздуха после захода солнца стала стремительно спадать.
– В лесу всю ночь была просто непроглядная темень, про которую в народе говорят «хоть глаз выколи». А в голове одно: ребёнок в сыром и холодном лесу, в этой темени один. Ещё тревожнее стало, когда одна из групп наткнулась на внушительных размеров кабана. И ещё одна мысль: «Лишь бы они с Марком разминулись». Добровольцы возвращаются, получают задачи, снова уходят. Но – никаких подвижек абсолютно, - написали в отчете о поиске представители «БашРегионСпаса».
«БЕЗ ВСЯКИХ СЛОВ РЕШИЛИ ПОЕХАТЬ»
На часах – половина первого ночи. В 40 километрах и нескольких селах от места предполагаемого исчезновения Марка воспитательница детсада Эльмира уложила двух дочек и сына спать и сама уже готовилась ко сну. Но перед этим она зашла в мессенджер – в её рабочей группе раздавались уведомления: там писали о пропаже мальчика и наборе людей на поиск.
– Я мужу сразу предложила: давай поможем, – вспоминает в беседе с «КП-Уфа» Эльмира, которая еще даже не успела поспать после поисков. – Просто понимаем эту ситуацию, потому что у нас сын того же возраста, постоянно где-то любит возиться, убегать. Не могли сидеть сложа руки и ждать новостей. Без всяких слов решили поехать. Мы сначала думали на мотоцикле отправиться, но от нас до этой деревни, возле которой пропал малыш, далеко. Я говорю, давай не будем рисковать, потому что темно, далеко и холодно. Решили ехать на «Ниве». Оделись тепло, я сделала чай в термос, вещи в рюкзак – оперативно сели и выехали.
Юсупова созвонилась с волонтерами, те добавили её в группу поиска и скинули свою геолокацию. В штабе Эльмире и её мужа направили на пасеку, возле которой пропал ребенок. Супруги принялись прочесывать лес вокруг: проедут на машине немного – выйдут – 10-12 шагов вглубь леса пройдут – кричат имя мальчика – и, не получил отклик, возвращаются. Так Эльмира с Ильдаром и исследовали участки.
– Потом нас остановили сотрудники [МВД], которые пускали квадрокоптер с тепловизором. Сказали, что вдали что-то теплое показывает. Поскольку у нас машина-вездеход, попросили нас проверить эту тепловую точку. Один из них к нам сел с рацией, поехали, остановились на месте, над которым висел квадрокоптер. Зашли в лес внутрь, а оказывается тепловизор просто на большой муравейник указал. Мы попросили оператора дрона полетать еще над тем же лесом, и он обнаружил еще одну тепловую точку: как будто кто-то сидит, скрючившись. Мы туда прошли – и там опять муравейник! – рассказала Эльмира.
Затем супружеская пара поехала по лесу в другую сторону. Двигались по небольшой тропинке, но она была очень плохой и размокшей от дождя. Машина встряла, да еще и бензина осталось немного. Эльмира с Ильдаром стали подкладывать сухие ветки и оставшиеся еще с осени сухие листья под колеса и смогли выбраться из трясины.
– Остановились у болотистой местности. Вышли и стали искать пешком. Очень большое расстояние мы прошли. Кричали: «Марк, ответить что-нибудь! Ты где?!». Чтобы ребенок не бежал, а что-нибудь ответил нам. Всё прочесали. Всё глухо, – продолжает рассказал собеседница.
БЕЛОЕ ПЯТНЫШКО ВДАЛИ
На часах было уже восемь утра, и Эльмира с Ильдаром решили съездить домой – к ним туда должны были приехать рабочие, строительные дела. Но поиски супруги бросать не намеревались: «заскочим домой – и сразу вернемся». По пути в родное село Юсуповы продолжали осматриваться в надежде, что заметят Марка. Когда они выехали из леса, решили двигаться через посадку елей. Вдруг между деревьями Эльмира заметила вдали какое-то пятнышко – оно двигалось. Женщина попросила мужа остановиться. Супруги побежали вместе, минули посадку и увидели вдали поле. С краю была опушка леса, а возле неё двигалось то самое пятнышко. Эльмира достала телефон, открыл камеру и приблизила изображение…
– У меня мурашки по телу пошли [делает паузу, втягивая воздух] – я говорю мужу: «Это же он!». Мы вообще не верили, что нашли его. Побежали к нему. От радости я даже забыла, как его зовут. Говорю мужу: «Скажи, как, – мне надо крикнуть!». Он сказал. Я кричу его имя.
Марк услышал, как его зовут и тоже изо всех сил побежал навстречу, но с трудом: он сильно замерз, ноги уже не слушались. Когда Эльмира стала приближаться к мальчику, он сбавил темп и стал как-то осторожно подходить, а потом и вовсе остановился.
– Вы… – сказал растерянный Марк – Не мои родители…
– Ты потерялся в лесу, – сказала тут же Эльмира, понимавшая опасения и страх ребенка. – Мама с папой только вдвоем не могут тебя в огромном лесу искать. Поэтому они попросили нас помочь. У меня есть твоя фотография. Хочешь, покажу? Мне мама твоя отправила, чтобы мы тебя нашли.
Увидев фото, Марк пошел на руки к Ильдару. Мужчина дал ребенку свою теплую кофту с начесом – у мальчика уже руки сковало, он сильно замерз. Немного придя в себя, Марк сказал: «Я заблудился. Под деревом поспал немножко и дальше стал искать, куда идти. Проснулся утром. Холод разбудил…».
– И он где-то упал сильно, потому что у него синяк под глазом. Всюду же темнота была. А у ребенка ни телефона, ни фонарика. Мы до машины дошли. Предложили ему чай – он отказался. Мы его укрыли, я его на колени посадила. Пока ехали, он чихал постоянно – видать, простыл. Руки ему не могла согреть. На полную включили печку. Кроссовки были грязными, мокрыми. Штаны тоненькие. Хорошо, что кофту надели. В одной футболке у него бы даже сил не было бы идти. Мы ему объяснили, что едем к его родителям, – вспоминает Эльмира.
«МЫ ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ И НАДЕЕМСЯ, ЧТО ТЫ НАС – ТОЖЕ»
В пути Юсуповы увидели патрульную машину ГАИ. Они сказали сотрудникам, что нашли ребенка. Инспекторы предложили ехать с ними в больницу. Эльмира с Марком пересела в машину дорожной полиции, гаишники включили проблесковые маячки и помчались в лечебницу. Ильдар тихим ходом направился следом.
В больнице мальчика осмотрели и не выявили никаких патологий – только, понятное дело, простуда. Рядом с ним были бабушка и дедушка. Эльмира же зашла к Марку, чтобы попрощаться.
– Говорю ему: «Больше так не убегай. Слушайся родителей». Потом бабушка с дедушкой сказали мне спасибо. Я почему-то, когда ходила-искала, представляла, как его встречу, как к нему побегу, обниму. И так у меня и случилось. Сейчас хожу, думаю об этом. Как будто притянула к себе мысль – и на самом деле нашли. Хотя он вообще далеко был. Невозможно было на машине заметить – тем более через посадку, ели эти… – рассуждает Эльмира.
На прощание женщина сказала Марку: «Мы тебя никогда не забудем и надеемся, что ты нас – тоже». Она ещё раз попросила мальчика больше не убегать, а он в ответ кивнул ей и обнял.