Найти в Дзене

Неизвестный Леонардо. Леонардо да Винчи и ТАРО (Автор Анопова Е.)

Сначала выдвинем, казалось бы, невероятную версию о существовании связи Леонардо да Винчи с Таро, и попробуем её обосновать. Правда, в защиту этой версии легли не только документы, но и наши предположения, опирающиеся на логику и экстрасенсорику. Впервые эта мысль зародилась во мне, когда я посетила музей в Винчи – в городе, где родился Леонардо да Винчи. Дух, которым был наполнен музей, сама энергетика экспонатов каким-то непостижимым образом направила мои мысли на Таро. Ведь годы, в которые творил Леонардо, эпоха Кватроченто – время, когда создавались одни из первых самых значительных колод Таро! Делал ли да Винчи эскизы для карт Таро? Скорее всего, да. Мотивом для этого могло послужить: во-первых, то, что Таро во второй половине XV века стало частью дворцовых развлечений и модным увлечением аристократии, а также вошло в перечень дорогих подарков к значительным датам, а потому приносило хороший доход его создателям. Да и термин «Таро» впервые появился в итальянском языке, как считает

Сначала выдвинем, казалось бы, невероятную версию о существовании связи Леонардо да Винчи с Таро, и попробуем её обосновать. Правда, в защиту этой версии легли не только документы, но и наши предположения, опирающиеся на логику и экстрасенсорику.

Впервые эта мысль зародилась во мне, когда я посетила музей в Винчи – в городе, где родился Леонардо да Винчи. Дух, которым был наполнен музей, сама энергетика экспонатов каким-то непостижимым образом направила мои мысли на Таро. Ведь годы, в которые творил Леонардо, эпоха Кватроченто – время, когда создавались одни из первых самых значительных колод Таро!

Делал ли да Винчи эскизы для карт Таро? Скорее всего, да. Мотивом для этого могло послужить: во-первых, то, что Таро во второй половине XV века стало частью дворцовых развлечений и модным увлечением аристократии, а также вошло в перечень дорогих подарков к значительным датам, а потому приносило хороший доход его создателям. Да и термин «Таро» впервые появился в итальянском языке, как считается в 30-х годах XV века.

Во-вторых, Таро отвечало интересам Леонардо, как инструмент предсказаний. Напомним, что Леонардо да Винчи сделал ряд предсказаний на будущее, касающееся глобальных процессов на Земле, научно-технического прогресса и быта людей.

В-третьих, карты Таро содержат различные символы, архетипы и аллегории, которые да Винчи использовал в своих произведениях.

Был ли Леонардо да Винчи знаком с Таро и его создателями карт? Биография Леонардо и свидетельства его современников отвечают – да!

Начнём раскручивать эту тему с одной из знаменитых его работ – портрета Джиневры де Бенчи.

Леонардо де Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. Национальная галерея, Вашингтон.
Леонардо де Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. Национальная галерея, Вашингтон.

Портрет Джиневры де Бенчи – единственный портрет кисти Леонардо да Винчи, имя персонажа которого доподлинно известно и не вызывает сомнений у историков.

На портрете, над которым художник работал начиная с 1474 года, изображена флорентийская поэтесса Джиневра д'Америго де Бенчи, которой в то время было около 17 лет. В этот год девушка или готовится выйти замуж или стала супругой немолодого торговца Луиджи Николлини.

Но нас в данном случае интересует не Джиневра де Бенчи, а её отец - Америго Бенчи, богатый банкир Медичи, и кузены, Томмазо и Джованни, с которыми Леонардо да Винчи находился в приятельских отношениях (уезжая в Милан, художник в их доме оставил своё незаконченное «Поклонение волхвов»). Америго де Бенчи был гуманистом, коллекционером греческих и римских авторов, патроном и другом литераторов, философов и художников. Возможно, именно Америго де Бенчи, тесно связанный с домом Медичи, порекомендовал им Леонардо, как выдающегося художника.

Известно о дружбе Америго и его племянников, Томмазо и Джованни ди Бенчи, с Марсилио Фичино – знаменитым итальянским философом, основателем Платоновской Академии и возможным вдохновителем итальянских Таро.

Марсилио Фичино. Марсилио Фичино с 1473 года служил священником, а с 1484 года каноником Флорентийского собора. Свою просветительскую деятельность Фичино посвящал распространению платонизма. Марсилио Фичино (1433-1499) – основатель и глава флорентийской Платоновской Академии. Фичино известен не только как автор первого полного перевода сочинений Платона на латынь.

Фичино известен как автор оригинальной концепции синтеза христианства и древнегреческой философии («благочестивая философия», лат. pia philosophia), зародив тем самым основы Ренессанса. Сама его Академия, которая была, по существу, кружком друзей, не имевшим ни писаного устава, ни постоянного членства, свидетельствует о влиянии платонизма на различные круги флорентийской интеллигенции, благодаря чему происходит обращение к античности с её любовью к природе и естественной красотой, а наряду с религиозной тематикой в литературе и изобразительном искусстве возрождаются мифологические мотивы.

В 1462 году Козимо Медичи дарит Фичино ему в виллу Кареджи и передаёт несколько древнегреческих кодексов, среди которых т. н. «Герметический корпус», приписываемый легендарному Гермесу Трисмегисту, отождествлявшемуся в античной традицией с египетским богом Тотом. Перевод сочинений Гермеса, сделанный Фичино, приводит к развитию западноевропейского оккультизма.

Кстати, именно представитель семьи де Бенчи, Томмазо Бенчи, бывший учеником Фичино, в 1474 году перевёл сочинения Гермеса Трисмегиста с латинского, сделанного Фичино, на итальянский язык.

Считается, что Фичино в процессе перевода утвердился в мысли, что Гермес изложил вневременные космические знания в египетских иероглифах и символических рисунках, отразившихся в Триумфах, и стал вдохновителем превращения игральных карт в систему Таро.

В кружок Марсилио Фичино входил соратник и близкий друг Леонардо да Винчи – Томмазо ди Джованни Мазини, известный как Зороастр да Перетола (ок. 1462-1520). Он родился в Перетоле, недалеко от Флоренции, и был сыном садовника, возможно, находящегося на службе у Пьеро ди Бартоломео да Винчи, отца Леонардо. Псевдоним «Зороастро» Томмазо избрал для себя именно под влиянием кружка Фичино.

Предполагается, что Томмазо и Леонардо были знакомы ещё в юности во Флоренции. Практически на протяжении всей жизни, включая период вхождения в кружок Фичино, Томмазо находился вблизи Леонардо. Вслед за Леонардо он едет в Милан, где становится преуспевающим магом и предсказателем (его здесь так и называют «Индовино» - «предсказатель судьбы»). Одна из записей Леонардо, относящихся к 1492–1493 годам, сообщает: «Четверг 27 сентября Маэстро Томмазо вернулся [в Милан]. Он работал самостоятельно до предпоследнего дня февраля…», а затем в мастерской Леонардо. Томмазо называют мастером по металлу, ювелиром и алхимиком. В 1505 году Томмазо, уже будучи снова во Флоренции, помогает Леонардо в работе над «Битвой при Ангиари».

Из письма португальского епископа Мигуэля да Сильвы мы узнаём, что стены мастерской Томмазо были «увешаны странными масками и рисунками на бумаге. На одном из рисунков изображена обезьяна, рассказывающая истории толпе крыс, а крысы её внимательно слушают. Словом, здесь у нас тысячи разных вещей, исполненных тайны». Кроме того, среди описанных рисунков было много гротесковых изображений животных, в том числе фантастических грифонов и драконов. Возможно, это были иллюстрации к «басням» Леонардо, или эскизы самого да Винчи, подобные этому:

 Леонардо да Винчи. Дракон. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи. Дракон. Королевская коллекция, Виндзорский замок.

Для какой работы Леонардо делал подобные эскизы? Возможно, дракон – прообраз «Дьявола» в Таро? Будучи ювелиром и резчиком по металлу, Томмазо вполне мог изготавливать пластины для печати, в том числе для карт Таро.

Хотя в записях Леонардо нет прямых указаний на его членство в платоновском кружке, его биографы считают, что, благодаря общению с семьей Бенчи и Томмазо, да Винчи входил в кружок Фичино.

Ещё один член кружка мог привлечь Леонардо к философскому учению Фичино - Бернардо Бембо.

Имя Бернардо Бембо возвращает нас к портрету Джиневры де Бенчи.

Существует версия, для нас кажущаяся по меньшей мере необычной, но для своеобразных нравов XV века вполне допустимой: портрет Джиневры был заказан Бернардо Бембо.

Бембо, венецианский дипломат, прибывший в качестве посла во Флоренцию в начале 1474 года, был покорён прелестью юной Джиневры Бенчи. В то время Бенчи было 42 года, у него имелись и жена, и любовница, но он воспылал платонической страстью к Джиневре. Заказанный им Леонардо по рекомендации Америго де Бенчи портрет был демонстрацией преклонения перед «Прекрасной Дамой», типичный пример рыцарства и куртуазной любви-служения, которая в ту эпоху не только считалась позволительной, но и всячески прославлялась в поэзии. Воспевая их любовь, флорентийский поэт Кристофоро Ландино писал: «Высоким пламенем любви пылает Бембо, Джиневра в его сердце поселилась».

Эта версия подтверждается символикой и деталями герба Бембо, изображённого Леонардо на обратной стороне портрета Джиневры.

  Герб Бембо. Ветвь можжевельника, символизирующая Джиневру (игра слов: ginepro – итал. «можжевельник») окружена венком из ветвей лавра и пальмы, которые являются частями герба Бембо, и перевита лентой с латинским изречением: Virtutem forma decorat ("Красота — украшение добродетели").
Герб Бембо. Ветвь можжевельника, символизирующая Джиневру (игра слов: ginepro – итал. «можжевельник») окружена венком из ветвей лавра и пальмы, которые являются частями герба Бембо, и перевита лентой с латинским изречением: Virtutem forma decorat ("Красота — украшение добродетели").

Семья Бембо. Бернардо Бембо принадлежал к старинному роду венецианских патрициев. Первые упоминания о них относятся к X веку, когда они появились в общественной жизни Венецианского герцогства в качестве маджоритенти (так называемых «судей»).

К XVI веку к роду Бембо принадлежало несколько семейств, некоторые представители которых оставили свой след в истории как общественные деятели, священнослужители высокого ранга и … художники.

Так, брат Бернардо, Пьетро Бембо был секретарём Папы Льва Х до самой его смерти, пользуясь благорасположением не только Ватикана, но и Двора. Понтифик посылал его с важными дипломатическими миссиями, в том числе во Флоренцию.

Как известно, Лев X сыграл немаловажную роль в жизни Леонардо да Винчи, которому даже предоставлял жильё в Ватикане.

Папа Лев Х - в миру Джованни ди Лоренцо де Медичи (1475 - 1521) стремился стать художником, но подчинился приказу отца стать священником. Биографы Леонардо предполагают, что да Винчи и Джованни ещё до того, как стал Папой, могли сотрудничать в различных проектах. Лев покровительствовал скульпторам, художникам, писателям, привечал многочисленных артистов, комедиантов, папских шутов и т. п. Любил устраивать великолепные празднества и, как говорили, карточные игры (в том числе в Тароччи). Лев Х поддерживал дружеские отношения со многими гуманистами, такими как Л. Ариосто, Эразм Роттердамский и, что примечательно, с Пьетро Бембо, сыном Бернардо Бембо. Таким образом, Леонардо да Винчи мог привлекаться Папой к созданию колоды карт.

Таким образом, Леонардо не мог не быть знаком с Пьетро Бембо, и возможно вместе с ним был направлен Папой к Лодовико Моро (Сфорца).

Представители семьи Бембо поддерживали крепкие связи между собой. Так и Бернардо Бембо будучи, дважды венецианским послом во Флоренции в 1474—1476 и в 1478—1480 годах, и Пьетро Бембо, посещавший дом Висконти, скорее всего встречались с другой знаменитой ветвью Бембо: семьёй Джованни Бембо.

Все члены семьи Джованни Бембо, он сам и его сыновья - Бонифачо, Амброджо, Бенедетто и Джероламо были художниками.

На протяжении почти сорока лет истории Миланского герцогства мастерская Бембо была фаворитом правителей этого государства, как Медичи, так и Сфорца, которые доверяли ей самые важные работы.

Наиболее известен его старший сын Джованни - Бонифачо Бембо, который, вероятно, унаследовал мастерскую отца и возглавлял её при исполнении крупных заказов, в которых участвовали его братья.

Кстати, знаменитая «Табличка Бембо» - древний египетский артефакт, который, как предполагается, был прообразом карт Таро, принадлежала семейству Бембо.

 Табличка Бембо. Гравюра 1654 г.
Табличка Бембо. Гравюра 1654 г.

Таро и Бонифачо Бембо. Архивные документы впервые сообщают о Бонифачо в 1447 году, когда он упоминается среди сторонников герцога Франческо Сфорца. В 1456-57 годах между художественной мастерской Бембо и двором Сфорца возникают непосредственно деловые взаимоотношения: согласно сохранившимся документам, герцог пригласил братьев расписать зал замка в Павии. По заказу Сфорца в 1462 году Бонифачо написал алтарную картину для алтаря в церкви Св. Антония в Кремоне. Ныне работа утрачена, но сохранились портреты герцога Франческо Сфорца и его супруги Бьянки Марии Висконти, которые располагались по сторонам от алтаря.

Исследователи полагают, что деловые взаимоотношения с двором Сфорца возникли гораздо раньше - в 1442-44 годах, когда Бонифачо исполнил первую серию карт Таро для герцога. Создана колода по заказу герцога миланского Филиппо Мария Висконти и его зятя Франческо Сфорца к большому торжеству -бракосочетанию Сфорца с Бьянкой Марией Висконти - отсюда и такое название.

Имя Бонифачо Бембо хорошо известно тарологам именно благодаря Таро. Правда колода, условно названная Таро Висконти-Сфорца, была атрибутирована на основании стилистических признаков по другим работам мастера, а временем её создания иногда называется 1463 год. Существуют три разных комплекта Таро, различающиеся по месту хранения (Библиотека Пирпонта Моргана, коллекция Йельского университета и галерея Брера, Милан) авторство которых приписывают Бембо.

Но врядли Бембо ограничился одной или тремя колодами. Кроме того, вместе с Бонифачо трудились его братья, которые в рассматриваемый нами период XV века также могли выполняли работы для Дома Сфорца, в том числе могли быть создателями карт Таро.

А теперь вспомним, что в то время, когда мастерская Бембо выполняли заказы для Лодовико Моро (Сфорца), у него на службе состоял и Леонардо да Винчи. А протекцию ему мог составить Бернардо Бембо, восхищённый его творчеством и как благодарность за портрет возлюбленной.

Также надо иметь в виду, что эскизы, по которым потом делались миниатюры, могли принадлежать другим художникам – далеко не все живописцы умели создавать миниатюры.

Например, тот же Андреа Мантеньи (1432-1506), известный итальянский живописец и создатель фресок на религиозные темы. Мантеньи приписывают несколько серий карт. В настоящее время исследователи больше придерживаются версии, что эти карты были изготовлены гравёром из Флоренции Бачо Бальдини (итал. Baccio Baldini; ок. 1436 — 1487), на гравюрах которого фигурируют практически все персонажи Таро.

Известно, что Леонардо был знаком с мастерами, непосредственно создававшими Таро, такими как Франческо ди Антонио дель Кьерико (итал. Francesco di Antonio del Chierico) - художник, иллюстратор и ювелир периода раннего Возрождения во Флоренции. Его работы были востребованы у меценатов Флоренции второй половины XV века, он также считается любимым художником Лоренцо Медичи.

У Сфорца большой благосклонностью пользовался итальянский художник и гравёр Джованни Пьетро Бираго (итал. Giovanni Pietro Birago). В 1470-1513 годы он работал в Венеции и Милане, был ведущим миланским иллюстратором.

Всё вышеизложенное подводит нас к мысли, что Леонардо да Винчи должен был знать о существовании Таро, которое создавали при дворе Висконти. И если он и не трудился над собственной колодой, то мог делать эскизы для карт других художников, а образы с полотен и фресок Леонардо да Винчи, полные жизни и света, в которых угадываются земные, реальные люди, их сложный духовный мир и переживания могли стать отличной основой иконографии карт.

Рассмотрим несколько эскизов и набросков Леонардо, примечательных в контексте иконографией Таро.

Среди сохранивших эскизов Леонардо есть несколько, которые вполне могли послужить образцом для карт Таро. Например, зарисовки женщины и юноши.

 Леонардо да Винчи. Фигура женщины.
Леонардо да Винчи. Фигура женщины.
Юноша с копьем. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Юноша с копьем. Королевская коллекция, Виндзорский замок.

Историки относят эти рисунки к эскизам костюмов к балам-маскарадам, которые часто устраивались при дворе Лодовико Моро. Такое предположение вызывает сомнение – скорее на рисунках изображены участники бала – члены семейства Сфорца. Кстати, вспомним, что колоды Таро серии Висконти часто называли «портретами семейства Висконти-Сфрца», и изображённые персонажи могли олицетворять «Императрицу» и «Пажа».

Не вызывает сомнение сходство между Гераклом Леонардо и персонажем «Силы» в Таро.

 Леонардо да Винчи. Эскиз. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи. Эскиз. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Сила. Таро Висконти - Сфорца (Пирпонт Морган - Бергамо).
Сила. Таро Висконти - Сфорца (Пирпонт Морган - Бергамо).

29 декабря 1479 года во Флоренции на площади Синьории при большом стечении народа состоялась казнь участником заговора против Медичи Бернардо ди Бандино. Леонардо да Винчи присутствовал на казни и сделал набросок «повешенного».

Леонардо да Винчи. Набросок повешенного Барончелли, 1479 г.
Леонардо да Винчи. Набросок повешенного Барончелли, 1479 г.
Музей Бонна, Байонна, Франция. Леонардо да Винчи. Юноша (Св. Себастьян).
Музей Бонна, Байонна, Франция. Леонардо да Винчи. Юноша (Св. Себастьян).

Удивление вызывает текст, сопровождающий рисунок. Он не говорит о самом событии, но сообщает цвета и детали одежды повешенного: «Шапочка каштанового цвета. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Бернардо ди Бандино Барончелли. Чулки черные».

Зачем это Леонардо? Врядли он собирался запечатлеть казнь на картине… Возможно, он подготовил набросок для «Повешенного» в Таро?

Эскизом к «Повешенному» также мог быть рисунок, изображающий юношу, привязанного к дереву (считается, что это св. Себастьян). Набросок девушки с единорогом мог служить иллюстрацией к «Справедливости»; старуха верхом на скелете – к «Смерти», любовная пара и андрогин – к «Влюблённым».

Леонардо да Винчи. Молодая женщина с единорогом. Старуха на скелете и любовники. Андрогин. Эскизы. Музей Эшмолеан, Оксфорд.
Леонардо да Винчи. Молодая женщина с единорогом. Старуха на скелете и любовники. Андрогин. Эскизы. Музей Эшмолеан, Оксфорд.

Следующие рисунки, изображающие: оборванца-колодника, опирающегося на дубину – «Отшельник» или «Дурак». , фигура Геракла со львом - «Сила».

  Леонардо да Винчи. Эскиз. Королевская коллекция, Виндзорский замок.
Леонардо да Винчи. Эскиз. Королевская коллекция, Виндзорский замок.

Возвращаясь к Тарокки Мантеньи, изготовленном в технике ксилографии, а, следовательно, не без участия гравёров, присутствуют персонажи, похожие по стилю наброскам Леонардо. В иконографии некоторых карт чувствуется влияние Марсилио Фечино.

Нищий. Тарокки Мантеньи.
Нищий. Тарокки Мантеньи.

Первая причина (Бог). Тарокки Мантеньи.
Первая причина (Бог). Тарокки Мантеньи.

Гротескные лица, в том числе тщательно выписанная голова воина в странном вычурном шлеме, напоминающем моллюска, нашли своё отражение в образах оригинальной колоды, известной под названием Таро Сола-Буска (Sola-Busca).

 Леонардо да Винчи. Кондотьер. Некоторые искусствоведы утверждают, что на этом рисунке художник изобразил самого себя.
Леонардо да Винчи. Кондотьер. Некоторые искусствоведы утверждают, что на этом рисунке художник изобразил самого себя.
 Четвёрка Булав (Жезлов). Таро Сола-Буска.
Четвёрка Булав (Жезлов). Таро Сола-Буска.
Таро Сола-Буска. На этих картах, возможно, изображен Леонардо да Винчи - молодой, с изготовленной им лютней; и старый, опирающийся на палку.
Таро Сола-Буска. На этих картах, возможно, изображен Леонардо да Винчи - молодой, с изготовленной им лютней; и старый, опирающийся на палку.

Колода, полная зашифрованного смысла, была создана и выгравирована на металле в конце XV века.  Автором колоды Сола-Буска считается флорентийский художник Никола ди Маэстро Антонио д'Анкона (Nicola di Maestro Antonio d'Ancona), работавший в 1472-1510 гг. Уже то, что в его имя входит «Мастер», говорит о принадлежности Антонио д'Анконы к Гильдии художников-профессионалов, к которой, как мы знаем, принадлежал и Леонардо да Винчи. Кстати, в работах д'Анконы искусствоведы отмечают большое влияние Леонардо да Винчи.

Мы могли бы привести ещё не мало аргументов в пользу того, что Леонардо да Винчи так или иначе был причастен к искусству Таро.

Например, о его связях с семейством д’Эсте, имя которого носят несколько серий Таро, в том числе колода, названная в честь отца Изабеллы и её сестры Беатрисы, супруги Лодовико Сфорца, Эрколя I д’Эсте. Известно, что герцогиня Изабелла д’Эсте поручала своему поверенному получить от Леонардо какую-либо работу. Известно, что в то время, как уже широко распространены были печатные колоды, Эсте предпочитали карты, расписанные вручную. Быть может, Изабелла хотела заказать да Винчи колоду Таро? Поверенный в письме от 3 апреля 1501 г. жаловался Изабелле, что Леонардо «с увлечением предается занятиям геометрией и непостоянен в работе кистью» и не принимает заказы.

Возможно, эксклюзивное Таро, сделанное по эскизам Леонардо да Винчи, не сохранилось, как и многие другие колоды карт, и как другие потерянные во времени работы мастера. В то же время нельзя исключать что такая колода Таро существовала, и всё ещё хранится в неразобранных архивах Ватикана или других музеях и частных коллекциях.

Но сама идея компиляции произведений Леонардо и системы Таро не умерла.

В 2002 году её реализовал в своей колоде Таро «Леонардо да Винчи» болгарский художник Атанас Атанассов, а напечатало итальянское издательство «Lo Scarabeo». По мнению известного искусствоведа Марко Буссагли «болгарскому художнику удалось возвратить очарование живописи да Винчи и полностью применить его безупречную технику». На картах Таро Атанаса Атанасова оживают знакомые образы из картин и эскизов великого художника Возрождения.

-19