Сначала выдвинем, казалось бы, невероятную версию о существовании связи Леонардо да Винчи с Таро, и попробуем её обосновать. Правда, в защиту этой версии легли не только документы, но и наши предположения, опирающиеся на логику и экстрасенсорику.
Впервые эта мысль зародилась во мне, когда я посетила музей в Винчи – в городе, где родился Леонардо да Винчи. Дух, которым был наполнен музей, сама энергетика экспонатов каким-то непостижимым образом направила мои мысли на Таро. Ведь годы, в которые творил Леонардо, эпоха Кватроченто – время, когда создавались одни из первых самых значительных колод Таро!
Делал ли да Винчи эскизы для карт Таро? Скорее всего, да. Мотивом для этого могло послужить: во-первых, то, что Таро во второй половине XV века стало частью дворцовых развлечений и модным увлечением аристократии, а также вошло в перечень дорогих подарков к значительным датам, а потому приносило хороший доход его создателям. Да и термин «Таро» впервые появился в итальянском языке, как считается в 30-х годах XV века.
Во-вторых, Таро отвечало интересам Леонардо, как инструмент предсказаний. Напомним, что Леонардо да Винчи сделал ряд предсказаний на будущее, касающееся глобальных процессов на Земле, научно-технического прогресса и быта людей.
В-третьих, карты Таро содержат различные символы, архетипы и аллегории, которые да Винчи использовал в своих произведениях.
Был ли Леонардо да Винчи знаком с Таро и его создателями карт? Биография Леонардо и свидетельства его современников отвечают – да!
Начнём раскручивать эту тему с одной из знаменитых его работ – портрета Джиневры де Бенчи.
Портрет Джиневры де Бенчи – единственный портрет кисти Леонардо да Винчи, имя персонажа которого доподлинно известно и не вызывает сомнений у историков.
На портрете, над которым художник работал начиная с 1474 года, изображена флорентийская поэтесса Джиневра д'Америго де Бенчи, которой в то время было около 17 лет. В этот год девушка или готовится выйти замуж или стала супругой немолодого торговца Луиджи Николлини.
Но нас в данном случае интересует не Джиневра де Бенчи, а её отец - Америго Бенчи, богатый банкир Медичи, и кузены, Томмазо и Джованни, с которыми Леонардо да Винчи находился в приятельских отношениях (уезжая в Милан, художник в их доме оставил своё незаконченное «Поклонение волхвов»). Америго де Бенчи был гуманистом, коллекционером греческих и римских авторов, патроном и другом литераторов, философов и художников. Возможно, именно Америго де Бенчи, тесно связанный с домом Медичи, порекомендовал им Леонардо, как выдающегося художника.
Известно о дружбе Америго и его племянников, Томмазо и Джованни ди Бенчи, с Марсилио Фичино – знаменитым итальянским философом, основателем Платоновской Академии и возможным вдохновителем итальянских Таро.
Марсилио Фичино. Марсилио Фичино с 1473 года служил священником, а с 1484 года каноником Флорентийского собора. Свою просветительскую деятельность Фичино посвящал распространению платонизма. Марсилио Фичино (1433-1499) – основатель и глава флорентийской Платоновской Академии. Фичино известен не только как автор первого полного перевода сочинений Платона на латынь.
Фичино известен как автор оригинальной концепции синтеза христианства и древнегреческой философии («благочестивая философия», лат. pia philosophia), зародив тем самым основы Ренессанса. Сама его Академия, которая была, по существу, кружком друзей, не имевшим ни писаного устава, ни постоянного членства, свидетельствует о влиянии платонизма на различные круги флорентийской интеллигенции, благодаря чему происходит обращение к античности с её любовью к природе и естественной красотой, а наряду с религиозной тематикой в литературе и изобразительном искусстве возрождаются мифологические мотивы.
В 1462 году Козимо Медичи дарит Фичино ему в виллу Кареджи и передаёт несколько древнегреческих кодексов, среди которых т. н. «Герметический корпус», приписываемый легендарному Гермесу Трисмегисту, отождествлявшемуся в античной традицией с египетским богом Тотом. Перевод сочинений Гермеса, сделанный Фичино, приводит к развитию западноевропейского оккультизма.
Кстати, именно представитель семьи де Бенчи, Томмазо Бенчи, бывший учеником Фичино, в 1474 году перевёл сочинения Гермеса Трисмегиста с латинского, сделанного Фичино, на итальянский язык.
Считается, что Фичино в процессе перевода утвердился в мысли, что Гермес изложил вневременные космические знания в египетских иероглифах и символических рисунках, отразившихся в Триумфах, и стал вдохновителем превращения игральных карт в систему Таро.
В кружок Марсилио Фичино входил соратник и близкий друг Леонардо да Винчи – Томмазо ди Джованни Мазини, известный как Зороастр да Перетола (ок. 1462-1520). Он родился в Перетоле, недалеко от Флоренции, и был сыном садовника, возможно, находящегося на службе у Пьеро ди Бартоломео да Винчи, отца Леонардо. Псевдоним «Зороастро» Томмазо избрал для себя именно под влиянием кружка Фичино.
Предполагается, что Томмазо и Леонардо были знакомы ещё в юности во Флоренции. Практически на протяжении всей жизни, включая период вхождения в кружок Фичино, Томмазо находился вблизи Леонардо. Вслед за Леонардо он едет в Милан, где становится преуспевающим магом и предсказателем (его здесь так и называют «Индовино» - «предсказатель судьбы»). Одна из записей Леонардо, относящихся к 1492–1493 годам, сообщает: «Четверг 27 сентября Маэстро Томмазо вернулся [в Милан]. Он работал самостоятельно до предпоследнего дня февраля…», а затем в мастерской Леонардо. Томмазо называют мастером по металлу, ювелиром и алхимиком. В 1505 году Томмазо, уже будучи снова во Флоренции, помогает Леонардо в работе над «Битвой при Ангиари».
Из письма португальского епископа Мигуэля да Сильвы мы узнаём, что стены мастерской Томмазо были «увешаны странными масками и рисунками на бумаге. На одном из рисунков изображена обезьяна, рассказывающая истории толпе крыс, а крысы её внимательно слушают. Словом, здесь у нас тысячи разных вещей, исполненных тайны». Кроме того, среди описанных рисунков было много гротесковых изображений животных, в том числе фантастических грифонов и драконов. Возможно, это были иллюстрации к «басням» Леонардо, или эскизы самого да Винчи, подобные этому:
Для какой работы Леонардо делал подобные эскизы? Возможно, дракон – прообраз «Дьявола» в Таро? Будучи ювелиром и резчиком по металлу, Томмазо вполне мог изготавливать пластины для печати, в том числе для карт Таро.
Хотя в записях Леонардо нет прямых указаний на его членство в платоновском кружке, его биографы считают, что, благодаря общению с семьей Бенчи и Томмазо, да Винчи входил в кружок Фичино.
Ещё один член кружка мог привлечь Леонардо к философскому учению Фичино - Бернардо Бембо.
Имя Бернардо Бембо возвращает нас к портрету Джиневры де Бенчи.
Существует версия, для нас кажущаяся по меньшей мере необычной, но для своеобразных нравов XV века вполне допустимой: портрет Джиневры был заказан Бернардо Бембо.
Бембо, венецианский дипломат, прибывший в качестве посла во Флоренцию в начале 1474 года, был покорён прелестью юной Джиневры Бенчи. В то время Бенчи было 42 года, у него имелись и жена, и любовница, но он воспылал платонической страстью к Джиневре. Заказанный им Леонардо по рекомендации Америго де Бенчи портрет был демонстрацией преклонения перед «Прекрасной Дамой», типичный пример рыцарства и куртуазной любви-служения, которая в ту эпоху не только считалась позволительной, но и всячески прославлялась в поэзии. Воспевая их любовь, флорентийский поэт Кристофоро Ландино писал: «Высоким пламенем любви пылает Бембо, Джиневра в его сердце поселилась».
Эта версия подтверждается символикой и деталями герба Бембо, изображённого Леонардо на обратной стороне портрета Джиневры.
Семья Бембо. Бернардо Бембо принадлежал к старинному роду венецианских патрициев. Первые упоминания о них относятся к X веку, когда они появились в общественной жизни Венецианского герцогства в качестве маджоритенти (так называемых «судей»).
К XVI веку к роду Бембо принадлежало несколько семейств, некоторые представители которых оставили свой след в истории как общественные деятели, священнослужители высокого ранга и … художники.
Так, брат Бернардо, Пьетро Бембо был секретарём Папы Льва Х до самой его смерти, пользуясь благорасположением не только Ватикана, но и Двора. Понтифик посылал его с важными дипломатическими миссиями, в том числе во Флоренцию.
Как известно, Лев X сыграл немаловажную роль в жизни Леонардо да Винчи, которому даже предоставлял жильё в Ватикане.
Папа Лев Х - в миру Джованни ди Лоренцо де Медичи (1475 - 1521) стремился стать художником, но подчинился приказу отца стать священником. Биографы Леонардо предполагают, что да Винчи и Джованни ещё до того, как стал Папой, могли сотрудничать в различных проектах. Лев покровительствовал скульпторам, художникам, писателям, привечал многочисленных артистов, комедиантов, папских шутов и т. п. Любил устраивать великолепные празднества и, как говорили, карточные игры (в том числе в Тароччи). Лев Х поддерживал дружеские отношения со многими гуманистами, такими как Л. Ариосто, Эразм Роттердамский и, что примечательно, с Пьетро Бембо, сыном Бернардо Бембо. Таким образом, Леонардо да Винчи мог привлекаться Папой к созданию колоды карт.
Таким образом, Леонардо не мог не быть знаком с Пьетро Бембо, и возможно вместе с ним был направлен Папой к Лодовико Моро (Сфорца).
Представители семьи Бембо поддерживали крепкие связи между собой. Так и Бернардо Бембо будучи, дважды венецианским послом во Флоренции в 1474—1476 и в 1478—1480 годах, и Пьетро Бембо, посещавший дом Висконти, скорее всего встречались с другой знаменитой ветвью Бембо: семьёй Джованни Бембо.
Все члены семьи Джованни Бембо, он сам и его сыновья - Бонифачо, Амброджо, Бенедетто и Джероламо были художниками.
На протяжении почти сорока лет истории Миланского герцогства мастерская Бембо была фаворитом правителей этого государства, как Медичи, так и Сфорца, которые доверяли ей самые важные работы.
Наиболее известен его старший сын Джованни - Бонифачо Бембо, который, вероятно, унаследовал мастерскую отца и возглавлял её при исполнении крупных заказов, в которых участвовали его братья.
Кстати, знаменитая «Табличка Бембо» - древний египетский артефакт, который, как предполагается, был прообразом карт Таро, принадлежала семейству Бембо.
Таро и Бонифачо Бембо. Архивные документы впервые сообщают о Бонифачо в 1447 году, когда он упоминается среди сторонников герцога Франческо Сфорца. В 1456-57 годах между художественной мастерской Бембо и двором Сфорца возникают непосредственно деловые взаимоотношения: согласно сохранившимся документам, герцог пригласил братьев расписать зал замка в Павии. По заказу Сфорца в 1462 году Бонифачо написал алтарную картину для алтаря в церкви Св. Антония в Кремоне. Ныне работа утрачена, но сохранились портреты герцога Франческо Сфорца и его супруги Бьянки Марии Висконти, которые располагались по сторонам от алтаря.
Исследователи полагают, что деловые взаимоотношения с двором Сфорца возникли гораздо раньше - в 1442-44 годах, когда Бонифачо исполнил первую серию карт Таро для герцога. Создана колода по заказу герцога миланского Филиппо Мария Висконти и его зятя Франческо Сфорца к большому торжеству -бракосочетанию Сфорца с Бьянкой Марией Висконти - отсюда и такое название.
Имя Бонифачо Бембо хорошо известно тарологам именно благодаря Таро. Правда колода, условно названная Таро Висконти-Сфорца, была атрибутирована на основании стилистических признаков по другим работам мастера, а временем её создания иногда называется 1463 год. Существуют три разных комплекта Таро, различающиеся по месту хранения (Библиотека Пирпонта Моргана, коллекция Йельского университета и галерея Брера, Милан) авторство которых приписывают Бембо.
Но врядли Бембо ограничился одной или тремя колодами. Кроме того, вместе с Бонифачо трудились его братья, которые в рассматриваемый нами период XV века также могли выполняли работы для Дома Сфорца, в том числе могли быть создателями карт Таро.
А теперь вспомним, что в то время, когда мастерская Бембо выполняли заказы для Лодовико Моро (Сфорца), у него на службе состоял и Леонардо да Винчи. А протекцию ему мог составить Бернардо Бембо, восхищённый его творчеством и как благодарность за портрет возлюбленной.
Также надо иметь в виду, что эскизы, по которым потом делались миниатюры, могли принадлежать другим художникам – далеко не все живописцы умели создавать миниатюры.
Например, тот же Андреа Мантеньи (1432-1506), известный итальянский живописец и создатель фресок на религиозные темы. Мантеньи приписывают несколько серий карт. В настоящее время исследователи больше придерживаются версии, что эти карты были изготовлены гравёром из Флоренции Бачо Бальдини (итал. Baccio Baldini; ок. 1436 — 1487), на гравюрах которого фигурируют практически все персонажи Таро.
Известно, что Леонардо был знаком с мастерами, непосредственно создававшими Таро, такими как Франческо ди Антонио дель Кьерико (итал. Francesco di Antonio del Chierico) - художник, иллюстратор и ювелир периода раннего Возрождения во Флоренции. Его работы были востребованы у меценатов Флоренции второй половины XV века, он также считается любимым художником Лоренцо Медичи.
У Сфорца большой благосклонностью пользовался итальянский художник и гравёр Джованни Пьетро Бираго (итал. Giovanni Pietro Birago). В 1470-1513 годы он работал в Венеции и Милане, был ведущим миланским иллюстратором.
Всё вышеизложенное подводит нас к мысли, что Леонардо да Винчи должен был знать о существовании Таро, которое создавали при дворе Висконти. И если он и не трудился над собственной колодой, то мог делать эскизы для карт других художников, а образы с полотен и фресок Леонардо да Винчи, полные жизни и света, в которых угадываются земные, реальные люди, их сложный духовный мир и переживания могли стать отличной основой иконографии карт.
Рассмотрим несколько эскизов и набросков Леонардо, примечательных в контексте иконографией Таро.
Среди сохранивших эскизов Леонардо есть несколько, которые вполне могли послужить образцом для карт Таро. Например, зарисовки женщины и юноши.
Историки относят эти рисунки к эскизам костюмов к балам-маскарадам, которые часто устраивались при дворе Лодовико Моро. Такое предположение вызывает сомнение – скорее на рисунках изображены участники бала – члены семейства Сфорца. Кстати, вспомним, что колоды Таро серии Висконти часто называли «портретами семейства Висконти-Сфрца», и изображённые персонажи могли олицетворять «Императрицу» и «Пажа».
Не вызывает сомнение сходство между Гераклом Леонардо и персонажем «Силы» в Таро.
29 декабря 1479 года во Флоренции на площади Синьории при большом стечении народа состоялась казнь участником заговора против Медичи Бернардо ди Бандино. Леонардо да Винчи присутствовал на казни и сделал набросок «повешенного».
Удивление вызывает текст, сопровождающий рисунок. Он не говорит о самом событии, но сообщает цвета и детали одежды повешенного: «Шапочка каштанового цвета. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Бернардо ди Бандино Барончелли. Чулки черные».
Зачем это Леонардо? Врядли он собирался запечатлеть казнь на картине… Возможно, он подготовил набросок для «Повешенного» в Таро?
Эскизом к «Повешенному» также мог быть рисунок, изображающий юношу, привязанного к дереву (считается, что это св. Себастьян). Набросок девушки с единорогом мог служить иллюстрацией к «Справедливости»; старуха верхом на скелете – к «Смерти», любовная пара и андрогин – к «Влюблённым».
Следующие рисунки, изображающие: оборванца-колодника, опирающегося на дубину – «Отшельник» или «Дурак». , фигура Геракла со львом - «Сила».
Возвращаясь к Тарокки Мантеньи, изготовленном в технике ксилографии, а, следовательно, не без участия гравёров, присутствуют персонажи, похожие по стилю наброскам Леонардо. В иконографии некоторых карт чувствуется влияние Марсилио Фечино.
Гротескные лица, в том числе тщательно выписанная голова воина в странном вычурном шлеме, напоминающем моллюска, нашли своё отражение в образах оригинальной колоды, известной под названием Таро Сола-Буска (Sola-Busca).
Колода, полная зашифрованного смысла, была создана и выгравирована на металле в конце XV века. Автором колоды Сола-Буска считается флорентийский художник Никола ди Маэстро Антонио д'Анкона (Nicola di Maestro Antonio d'Ancona), работавший в 1472-1510 гг. Уже то, что в его имя входит «Мастер», говорит о принадлежности Антонио д'Анконы к Гильдии художников-профессионалов, к которой, как мы знаем, принадлежал и Леонардо да Винчи. Кстати, в работах д'Анконы искусствоведы отмечают большое влияние Леонардо да Винчи.
Мы могли бы привести ещё не мало аргументов в пользу того, что Леонардо да Винчи так или иначе был причастен к искусству Таро.
Например, о его связях с семейством д’Эсте, имя которого носят несколько серий Таро, в том числе колода, названная в честь отца Изабеллы и её сестры Беатрисы, супруги Лодовико Сфорца, Эрколя I д’Эсте. Известно, что герцогиня Изабелла д’Эсте поручала своему поверенному получить от Леонардо какую-либо работу. Известно, что в то время, как уже широко распространены были печатные колоды, Эсте предпочитали карты, расписанные вручную. Быть может, Изабелла хотела заказать да Винчи колоду Таро? Поверенный в письме от 3 апреля 1501 г. жаловался Изабелле, что Леонардо «с увлечением предается занятиям геометрией и непостоянен в работе кистью» и не принимает заказы.
Возможно, эксклюзивное Таро, сделанное по эскизам Леонардо да Винчи, не сохранилось, как и многие другие колоды карт, и как другие потерянные во времени работы мастера. В то же время нельзя исключать что такая колода Таро существовала, и всё ещё хранится в неразобранных архивах Ватикана или других музеях и частных коллекциях.
Но сама идея компиляции произведений Леонардо и системы Таро не умерла.
В 2002 году её реализовал в своей колоде Таро «Леонардо да Винчи» болгарский художник Атанас Атанассов, а напечатало итальянское издательство «Lo Scarabeo». По мнению известного искусствоведа Марко Буссагли «болгарскому художнику удалось возвратить очарование живописи да Винчи и полностью применить его безупречную технику». На картах Таро Атанаса Атанасова оживают знакомые образы из картин и эскизов великого художника Возрождения.