Найти в Дзене
КОСМОС

Извилистая и трагическая судьба первого в истории офшорного маяка

Человечеству потребовались века, чтобы справиться с этой инженерной задачей.

В XXI веке мы воспринимаем многие технологии как должное. Морские маяки, буи и световые корабли обеспечивают безопасность судов, помогая им держаться правильного курса. Но так было не всегда. До эпохи дизельных машин и развитой инженерии маяки могли строиться только на берегу. Это оставляло множество участков побережья опасными для судоходства. Океаны полны мелких рифов, плохо нанесённых на карты рифов и затонувших судов. И не только скалистый берег может пробить корпус корабля.

Именно поэтому в 1696 году человек по имени Генри Уинстэнли начал дерзкий строительный проект — он решил возвести маяк на скалах Эддистоун, расположенных в 9 милях от южного побережья Корнуолла в Англии. На протяжении веков эти скалы представляли смертельную опасность для ничего не подозревающих моряков, натыкавшихся на них и оказывавшихся в ловушке в милях от суши. До этого момента никому не удавалось построить маяк так далеко от берега. Но, как вскоре понял Уинстэнли, это была задача не из лёгких. Неудивительно, что до него никто не добился успеха.

Одна из первых проблем, с которой столкнулся маяк Уинстэнли, исходила вовсе не от природы, а от французов. Неизвестная постройка в море привлекла внимание французского капера, который напал на маяк и захватил Уинстэнли в плен. Когда англичане объяснили французам, что они взяли в плен не военного офицера, а инженера, строящего маяк, те были вынуждены извиниться. Король Людовик XIV распорядился освободить Уинстэнли и с неловкой учтивостью заявил:

«Франция воюет с Англией, а не с человечеством».

Проект был возобновлён. После того как французы были пристыжены за своё поведение, единственным препятствием оставалась стихия.

-2

Чтобы повысить устойчивость и прочность конструкции, основание маяка было изменено с восьмиугольного на двенадцатиугольное. Несмотря на все трудности, маяк стал подниматься из воды, стремясь в небо.

Верхняя часть маяка, так называемый «фонарь», построенная на новом основании, имела высоту 15 футов (примерно 4,5 метра) и диаметр 11 футов (около 3,3 метра). В ней было восемь окон, каждое из которых состояло из 36 отдельных стеклянных панелей. Освещалась она «шестьюдесятью свечами одновременно, а также большой висячей лампой». Все материалы доставлялись из Англии, разгружались на скалы и с усилиями небольшой группы рабочих поднимались и устанавливались вручную.

Маяк был официально зажжён 14 ноября 1698 года, ознаменовав новую эру в морской технологии и инженерии.

Англичане планировали взимать пошлину с каждого проходящего судна для покрытия расходов на строительство и содержание. Маяк нужно было обслуживать и снабжать с материка — это было непросто и недёшево.

Пошлина составляла один пенни за тонну с каждого проходящего судна. Если бы маяк простоял достаточно долго, он стал бы прибыльным предприятием для английских мореплавателей.

Увы, маяку не суждено было прослужить долго и окупить затраты.

В начале декабря 1703 года с юга надвинулся Великий шторм. Это было мощное позднесезонное погодное явление, сравнимое по силе с ураганом второй категории. Десятки кораблей сбились с курса, более тысячи моряков погибли в шторме.

8 декабря 1703 года буря обрушилась на скалы Эддистоун и полностью уничтожила маяк Уинстэнли. Когда буря закончилась, от маяка не осталось и следа. Уинстэнли исчез вместе со своим творением и ещё пятью людьми, находившимися тогда в маяке. Это был трагический конец амбициозного проекта. Возможно, маяк мог бы простоять дольше, но этот шторм был особенно силён и неожидан.

После разрушения первого маяка строительство нового поручили Джону Рудьярду. Капитан Джон Ловетт арендовал скалы и получил тот же контракт, что и Уинстэнли: один пенни за каждую тонну проходящего груза. Однако и второй маяк не простоял долго — он сгорел в 1755 году.

Хотя первые два маяка потерпели неудачу, после усилий Уинстэнли на скалах Эддистоун уже всегда будет стоять маяк. С того момента стало очевидно: маяк там нужен и обязателен.

Генри Уинстэнли погиб, пытаясь продвинуть человечество вперёд, прокладывая путь офшорным маякам. Он попал в плен к французам, пережил множество суровых морских зим и в конце концов исчез под волнами во время разрушительного циклона. Так завершилась изломанная и трагическая история маяка Уинстэнли — первого в истории морского маяка, построенного вдали от берега.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos