В ветре степей сокрыта мощь и сила! Ширококостная стать, фирменная улыбка и уверенность в каждом движении. С такой защитой не страшны враги, а о сохранности имущества не нужно беспокоиться. Среднеазиатская овчарка, она же САО, обладает «вулканическим» норовом. То спокоен, то разливает лаву недовольства, а то и выбрасывает раскалённую ярость.
Если спровоцировать собаку и вывести из себя, то враги превратятся в притрушенный пепел. Для ответственного человека алабай — это страж, дружище и напарник. Но ответственность — не единственный критерий, по которому питомец выбирает хозяина.
Социальная ответственность
Представители породы — преданные слуги! Да только хозяином выступает не человек, а персональное мировоззрение. Дабы социализировать непокорную собаку, придётся доказать ей личную выгоду в любых действиях. Начинать необходимо с первого же дня появления в доме. Насаждать свои взгляды на жизнь не следует, но убедить юнца в их целесообразности нужно.
Одной из первых команд должно быть слово «Рядом!» В обратном случае именно подросший зверь станет руководить прогулками, а не вы. Пока САО мал, необходимо самолично задавать темп его передвижениям. Алабай должен утвердить человека на должность «направляющего звена».
Растёт собака стремительно. И слишком рано осознаёт свою силу. Стоит однажды понять, что направление можно задавать с её помощью, и штурвал переходит в руки неуправляемого своенравного красавца.
Земли предков
Главное свойство повелителя овец — территориальность. Вверенный собаке анклав — это вторая по значимости вещь в её жизни! Стенобитное орудие вместо накачанной груди. Прелестный оскал вместо гостеприимной улыбки. А море агрессии вместо радушия. Воинственный настрой проявляется к любому чужеземцу, включая ближайших родственников «родителей». За пределами и на нейтральном поле алабай ведёт себя спокойно и не реагирует на прохожих, пролётных и заезжих. Пополам! Но посягательство на своё — табу.
Генетическая память — сильная штука. С юных когтей Алабуня Охраняев должен усвоить, что незнакомец на местности — вовсе не патология. Это — норма, хоть и временная. Пришли, погостили, не нанесли ущерба, и спокойно ретировались. Приобщать к гостям необходимо планомерно. Без отклонений вроде команды «Фас!» ради шутки или бахвальства.
Век воли не видать
Предложить среднеазиатской овчарке квартирное содержание, всё равно что приневолить мустанга! Четыре стены и отсутствие свежего воздуха — как плеть рабовладельца. Если при дворе собака чувствует себя скоростным болидом, то в домашних условиях — трамваем, загнанным в депо! Тесно и душно. Да, интеллектуальную мышцу здесь можно прокачать. Надо же изобретать методы передвижения по лестницам, через порожки и вплавь через ванну. А вот мускулатура от безделья быстро обветшает.
Прожарки требует не только мышечная ткань, но и суставы вместе с сердечно-сосудистой системой. Обездвиженный конь теряет в здоровье, быстро чахнет и демонстрирует характер. Пассивным хозяевам ретивого не оседлать! Даже во дворе на цепь сажать не стоит. Стойло, как температура во время ангины, разгоняет агрессию до предела за несколько секунд.
Свободное передвижение — идеально. Алабаю нужны прогулки, пробежки и дрессура. И всё это за высоким и надёжным забором. А для отдыха собаке потребуется вольер. Просторное место для уединения.
Раздача зуботычин
У алабая не память, а накопительный счёт. Карту событий сегодняшнего дня он аккуратно складывает в отдельную ячейку, ключик от которой находится глубоко внутри подсознания. И так ежедневно! Алабай способен запомнить свыше 200 слов и прекрасно разбирается в физиогномике. Что касается эмпатии, равных нет даже среди человеческих экспертов. Стоит один раз считать в госте страх, и он станет главным козырем в ассортименте собаки.
Вздрогните на басистый «гав», и отныне пёс станет встречать вас только таким образом! Если беспричинно «выдадите на орехи» волоокому скитальцу, так ожидайте ответной реакции. Благодаря высокому интеллекту, алабай не станет отвечать сию секунду (хотя некоторым и такие выпады по зубам). Главное для САО — выждать момент, когда обидчик наиболее уязвим.
Плата за распустившиеся конечности настигнет всякого. Битый — бьёт! Не сейчас, так через годик. Поэтому приверженцам жёстких методов дрессуры порода не полагается. Бьёт — значит не уважает. А уважение для алабая многого стоит.
Призрачная фигура
Называть САО «овчаркой» не совсем тактично. Собаку выводили не для погона овец, а для защиты отары. Обрядившись в доспехи, клыкастые ребята выходили на периферию пастбищ ночью. Именно тогда, когда волки и другие хищники из лесополосы развивали бурную активность. Перед нами — типичный волкодав, привыкший трудиться в ночную смену. Если оставить алабая на этот период безработным, то он найдёт чем поразвлечься.
Запертым в вольере, он споёт свою забористую песню. Ничуть не хуже, чем у «санитаров леса». Хотя бы таким образом Бархан Лёжкин обозначит врагам своё присутствие. Страж порядка должен охранять!
И не думайте, что под окнами не будет замашистых шорохов, подозрительных фырканий и систематического топота профессиональных лап. Со временем привыкаешь спать под аккомпанемент сторожевого рояля. Но любителям сна в полнейшей тишине среднеазиатская овчарка точно не подойдёт!
Плюс один домочадец
У многих в детстве был дворовой пёсик, который распрекрасно утилизировал остатки роскоши с хозяйского стола. Алабай — не кабанчик, которому можно наварить каши с картофельными очистками и подать под соусом «ешьчёдали». Батыру Мордатому нужно мясо! Неправильное питание нарушает обменные процессы в организме и приводит к череде недугов. Прокормить САО — дорогое удовольствие, но лечить исполина ещё дороже.
Разумный владелец не станет игнорировать занятия с кинологом. ОКД пройти придётся, иначе рискуете стать гостем в собственном доме. А квалифицированная дрессура отнюдь не бесплатная вещь. В общем, если не располагаете свободными средствами в размере «плюс один домочадец», то не заглядывайтесь на распрекрасного принца гор!
Федорино горе
Уходовые процедуры алабаю необходимы. Если игнорировать вычес, то в скором времени по двору распластается ватное одеяло. Линяют среднеазиатские овчарки активно и обильно. Вычёсывать скомканную шёрстку — сомнительное удовольствие. Едва отгорит костёр смены стиля, как появится новая проблема. Возможно, под снегом во дворе было незаметно, сколько ест ваш мамонтёнок. Но стоит белёсому покрывалу растаять, как где-нибудь в дальнем уголке двора появится «компостное поле».
Лопата пригодится не только для «уборки гальюна». Предки САО были рациональными прагматиками. Поэтому регулярно запасали избытки выданной им провизии в импровизированных холодильниках. Подкоп, помещение клада и обратное закапывание. Да и в жару алабай частенько роет себе ямы, чтобы охладить разгорячённое тело.
Дух копателя регулярно проклёвывается в потомках, поэтому не обижайтесь на выкопанные гладиолусы! Не недостатки это, а древние инстинкты!
✦
Подписывайтесь на канал в Дзене, читайте заметки в Телеграме, откройте эксклюзивные материалы в Премиуме и поддержите развитие канала: