Мир Гоголя, преломленный через призму современного видения: премьеру фантасмагории «Мертвые души» показал «Наш театр».
Глубокий черный как основа всего: лаконичных декораций, костюмов героев и грима персонажей. Премьера сюрреалистичной, оттого и свежей, постановки классического произведения Николая Гоголя «Мертвые души» (12+) прошла 22 и 23 апреля на сцене культурно-досугового центра «Агидель». Грим, повторяющий анатомическое строение лиц, монохромные костюмы с вышивкой, стразами и пайетками, из декораций только дверь, стол, скамья и пара стульев. Лаконичное оформление подчеркнуло характеры героев бессмертной поэмы Николая Гоголя.
— В прежнем, нафталиновом формате классика отмирает, — говорит Равиль Хакимов, режиссер-постановщик и исполнитель роли Чичикова. — Поэтому мы постарались сделать так, чтобы сегодняшнему зрителю она стала, хоть чуть-чуть, ближе. Чтобы какие-то восприятия они почувствовали и поняли. И когда после первого дня показа нам писали в отзывах, что захотели перечитать классику, мы воспринимали это как нашу маленькую победу.
Неформальное прочтение — отнюдь не новаторство в театральном мире. Театры крупных городов, привлекая зрителя, ставили русскую классику во всех стилях, направлениях, модных трендах и даже как кукольные спектакли. Но для небольших городов, где часто придерживаются натурализма, простых решений и понятных образов, это всегда сродни революции.
— Я очень боялся, как воспримет нас салаватская публика, — продолжает Равиль Хакимов. — Спектакль необычный. С первых минут зритель видит четкую градацию героев. Мертвые люди с мертвыми лицами, потому что души их давно погибли. Конечно, они разговаривают, они двигаются, но души у них нет. В постановке есть и фарс, и немного клоунады — большое смешение жанров. Каждый зритель пусть увидит то, что ему ближе. И то, и другое — это не ошибка. Это и есть замысел сюжета.
Единственный герой спектакля, которого режиссер показал «в цвете» — это Чичиков. Именно он проводит для зрителя экскурсию по каноническим смертным грехам, посещая героев поэмы. Символизм, аллегории и полунамеки постановки — не только стильное прочтение, но и пища для размышлений. Актерский состав спектакля не менее интересен, ведь на одной сцене играли как заслуженные, так и самодеятельные артисты. Потрясающий в своей натуральности, вопиющей грубости и неотесанности Собакевич в исполнении Рустама Фазылова, заслуженного работника культуры Республики Башкортостан. Хам, грубиян, вызывающий отвращение своей скупостью Плюшкин — образ, мастерски созданный Андреем Германом. Харизма и потрясающая органика Азамата Альмухаметова сделала пьяницу, лжеца и картежника Ноздрева удивительно очаровательным персонажем.
Замечаю среди зрителей Ирину Юровскую, известную в Салавате ценительницу и популяризатора театрального искусства. Ирина Григорьевна, проработавшая многие годы в музыкальной школе преподавателем по классу фортепиано, принимала самое активное участие в организации антреприз звезд российского театра и кино в нашем городе.
— Я не ожидала такой по-настоящему интересной постановки, — делится впечатлениями Ирина Юровская. — И совсем не ожидала, что в самодеятельном театре есть такие талантливые молодые актеры. Это целиком и полностью заслуга руководителя — Равиля Хакимова. Очень понравились оформление, костюмы, а как изящно вплеталась музыка. Словом, очень достойная постановка.
Костюмы к спектаклю — это действительно отдельный вид искусств. Ткань, фактуры, отделка, фасоны — всё это плоды фантазии режиссера-постановщика.
— Я сам создал дизайн всех костюмов, — рассказывает Равиль Хакимов. — Могу вам открыть секрет: платье жены губернатора сшито из остатков пяти разных тканей. То есть я комбинировал, не знал уже, что еще придумать, потому что ткани кончались, а надо было шить. И вот так мы вышивали, сшивали и расшивали. Я скупил весь черный материал в городе, на меня реагировали — вздрагивая — все продавцы тканей, когда я заходил в магазины. Но я результатом доволен, получилась очень стильная история.
Современные интерпретации действительно поставили «Мертвые души» в ряд модных постановок. А это значит, что режиссер не копировал с точностью историю, а лишь шел по мотивам, и ожидать полный пересказ не следует.
— Любой спектакль надо смотреть подготовленными, — продолжает Ирина Юровская. — Надо понимать, что там будет, прочитать текст произведения, на основе которого сделана постановка. Поискать комментарии или интервью создателей, ведь когда ты смотришь просто так, без подготовки, не всегда поймешь замысел. Театр, как и кино, — это не дословная экранизация. Это всегда посыл одного человека, его видение, его восприятие как режиссера. Когда готовишься к просмотру, когда понимаешь, какие мысли туда вложены, на что внимание обратить, совсем по-другому смотрится.
За семь лет существования «Наш театр» проделал колоссальную работу в своем развитии и профессиональном росте. «Мертвые души» — пятый премьерный спектакль этого театрального сезона. Напомню, что сезон открыл спектакль «В ночь лунного затмения» Мустая Карима. Две сказки подарил коллектив маленьким салаватцам: спектакль «Мой папа самый лучший» и новогодний мюзикл «Большая экспедиция Винни-Пуха». Продолжил серию премьер спектакль «Победный настрой», посвященный специальной военной операции. Труппа «Нашего театра» уже готовится к показу театрализованной музыкальной постановки «Победители», премьера которой состоялась в 2021 году, и уже преступила к репетициям, пошагово восстанавливая и оттачивая сцены.
ФОТО: Ольга Исакова/газета "Выбор"