Одна из важнейших граней многосложного явления, называемого русским национальным духом, в полной мере отразилась в творчестве Андрея Рябушкина.
«Рябушкин именно не «исторический живописец» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях…» - так написал о Рябушкине Александр Бенуа – историк и теоретик искусства.
Андрей Рябушкин родился 17 октября 1861 г. Согласно материалам дел правления Императорской Академии художеств, в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии «от государственного крестьянина Петра Васильева и жены его Пелагеи Ивановой Рябушкиной». Дядька был известным в свое время тамбовским разбойником, впоследствии казнен. Трагически погиб, был убит и его младший брат. Отец и старший брат занимались иконописью, и будущий художник с детства помогал им в работе, приобретал первые навыки в живописной технике, задумывался о композиции и цвете.
Помимо способности к рисованию, он также был музыкален: Рябушкин обладал красивым голосом и пел превосходным дискантом в церковном хоре.
В дальнейшем песня и церковные песнопения постоянно сопровождали Андрея Рябушкина в работе, способствуя его творчеству. Музыка и живопись тонко сплелись между собой. Музыка была музой, без которой он не мог работать, она вдохновляла на написание исторических полотен, под ее влиянием зародились художественные образы былинных богатырей. В годы учебы в Академии художеств он иллюстрировал музыкальные произведения, сам играл на балалайке.
Отец Андрея Рябушкина умер рано. И одно счастливое обстоятельство помогло ему стать художником: летом в доме Рябушкиных гостил друг семьи, студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.Х. Преображенский. Рисунки талантливого крестьянского мальчика поразили его. Он начал давать ему уроки, а затем помог уехать в Москву для обучения и принял участие в его судьбе.
Щупленькому Рябушкину было 14 лет, когда он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали художники - передвижники И. Прянишников и В. Перов. Между учителем Перовым и учеником, которого он иначе не звал как «Андрей Петрович», установилась тонка духовная связь, которая не прерывалась даже после смерти В.Г. Перова. Восхищение Перовым, «истинным поэтом скорби», нашло отражение в ранних жанровых графических работах А. Рябушкина: «Катанье на колесе на масленицу/ Масленичное гулянье/» 1881 г., «У станции конно-железной дороги» 1882 г. Первые произведения Рябушкина свидетельствовали об интересе художника к темам, связанным с жизнью русской деревни.
Преподавателем рисунка в Училище был восхитительный художник - академист Е. Сорокин, а историю читал никто иной как В. Ключевский – выдающийся русский ученый, академик, автор известного цикла лекций «Курс русской истории»!
Товарищами Андрея Рябушкина по Училищу стали А. Архипов, С. Коровин, М. Нестеров, И. Левитан, С. Иванов – будущие великие мастера русской живописи.
Не приходится говорить, что талантливый ученик прилежно учился и был активным участником ученических выставок с первыми жанровыми работами, написанными под влиянием незыблемых традиций передвижничества – «Сцена у дьячка» и «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» 1880.
«Крестьянская свадьба…» Рябушкина стала живописным рассказом о самом разгаре деревенского свадебного веселья. В данной ученической картине видны художественные приемы, в дальнейшем «присущие именно живописному творчеству Рябушкина: вытянутый фризовый характер композиции, выдвижение фигур на первый план, строгий ритм поз и жестов». Эту первую большую картину приобрел для своей галереи П. Третьяков.
Рябушкин выбыл из Московской школы для поступления в Академию художеств, получив малую серебряную медаль за этюд с натурщика, стремясь к дальнейшему совершенствованию. Одной из причин отъезда из Москвы стала смерть его любимого учителя – В. Перова.
Рябушкин переехал в Петербург в сентябре 1882 г., легко поступил в Академию художеств по натурному классу. Много занимался анатомией, добросовестно изучал перспективу и стал выделяться эскизами.
Учителями Андрея Рябушкина в Академии были блистательные педагоги, талантливые исторические живописцы, представители академической школы В. Верещагин, К. Вениг, П. Чистяков, Б. Виллевальде, а куратором-наставником был выдающийся русский художник-археолог, создатель русского национального стиля Ф. Солнцев.
Путь Рябушкина в искусстве связан со стремлением осмыслить прошлое России и донести до своих современников его живой дух. В годы учебы в Академии Рябушкин несколько раз ездил по древнерусским городам и землям. Так, летом 1886 г. художник совершил поездку на этюды в Рязанскую губернию, откуда привез разнообразный материал для будущих произведений – этюды, несколько альбомов рисунков, наброски, заметки.
Результатом поездки стала первая большая академическая картина «Возвращение с ярмарки в Рязанской губернии» 1886 г., упрочившая за ним репутацию талантливого художника.
Поездки по России, книги и труды русских историков питали творчество художника. Вспоминая о Рябушкине, друзья отмечали, что всегда «в его небольшой библиотеке были труды И. Забелина, посвященные русскому быту, по преимуществу XVII века…». Постепенно у художника вырабатывался подлинный интерес и знание бытовой стороны русской старины.
В 1887 г. он создал эскиз на библейскую тему «Эсфирь перед Артаксерксом» (Есф.2:7-9). Полотно, «вызвавшее целую сенсацию», стало свидетельством поиска «исторической точности в обрисовке обстановки и костюмов», стремлением «избегнуть принятой театральности в разработке мизансцен и образов». Перед эскизом толпились, ученики были в восхищении.
Искусствовед Н. Третьяков, размышляя о проблемах времени в живописи, обратил внимание на композиционные особенности в живописи Рябушкина, поскольку он предвосхитил кино и «отдельные выразительные кадры картин имеют явно кинематографический характер».
За следующее академическое произведение «Исцеление двух слепых» 1888 г., Рябушкина не удостоили малой золотой медали и причиной тому стала слабость рисунка. И следом Рябушкину пришлось выполнить еще одну академическую программу на малую золотую медаль – «Ангел выводит апостола Петра из темницы». Год был потерян, но молодой художник закрепил академический рисунок.
Тема, которая увлекла Рябушкина, была его дипломной работой в 1890 г. и посвящена сюжету на евангельскую тему - "Снятие с креста". Изучая трагизм момента, художник ходил на Смоленское кладбище, работал в анатомичке, изучая трупы, наблюдал похоронные процессии. И в порыве поиска отправил в печку не один даровитый эскиз.
Процесс создания шел сложно и, отойдя от первоначальной темы и эскиза, Рябушкин создал картину «Плач о Христе (Голгофа)». Услышав о поступке художника, в Академию приехал Илья Репин и сказал следующее: «Удивительная вещь: чем дольше смотришь на нее, тем больше находишь интересного, и тем лучше она кажется!».
Поступок назвали дерзким, и Рябушкин был лишен большой золотой медали. Но президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович назначил Рябушкину на два года стипендию из личных средств Августейшего Президент и оплатил поездку за границу на два года (от которой Рябушкин впоследствии отказался). Слава о картине вышла за академические пределы, и П. Третьяков приобрел полотно для своей галереи за 500 руб., в то время как сам Рябушкин, по его словам, хотел разрезать работу на куски. Таково было его отношение к своим работам, порой непонимание их исторической и культурной значимости.
Окончив Академию художеств в 1890 г., А. Рябушкин получил звание классного художника 1-й степени. И на средства президента Академии Рябушкин отправился по старинным городам России. Интерес к русской старине полностью завладел художником. По словам С. Маковского, все мысли и желания Рябушкин «направлял на изучение истории, народного творчества, быта и запоминал каждую интересную мелодию, каждое меткое выражение, одним словом, жил, дышал только своим, народным, русским». Его привлекали памятники древнерусской архитектуры, росписи. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Художник был искренно увлечен чтением исторической литературы, летописей и народных сказаний.
Впоследствии Андрей Рябушкин поселился под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении своего приятеля И.Ф. Тюменева.
Как самостоятельный живописец А. Рябушкин впервые выступил в 1890-х, в годы учебы в Академии художеств. А в 1891 г. он написал картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии", замечательную по своему построению, по верности быта, в которой по словам В. Поленова было «ужасно много правды». По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того как он побывал на одной из крестьянских свадеб.
Постепенно у Рябушкина складывался новый тип жанровой картины с отсутствием сюжетного конфликта. Его произведения, такие как - «Воскресенье в деревне» 1892, «Кабак»1891, «У избы» 1890, «У чудотворной иконы», «Втерся парень в хоровод…», «К обедне», «Чаепитие» - выделяет выразительность деталей обстановки и тонко подмеченные особенности поведения и облика людей.
При этом создается настроение торжественности, душевной ясности. Художник любуется своими героями, ему близки их нравственная цельность, высокое достоинство.
Картина «Втерся парень в хоровод…» воспринимается чаще всего как автобиографическое полотно с простым сюжетом, где герой «стремится к признанию», разрывая цепь девичьего хоровода.
Еще одной метафоричной по смыслу является картина «Чаепитие», известная также как «Гости», - одна из последних работ художника. Эта картина открыла совершенно новую сторону его творчества. Она поражает свое суровой простотой, примитивностью, непосредственностью изображения и академически не выдерживает критики. Но именно в таком ее виде в полной мере передается строгое, почти торжественное настроение и цельность сюжета.
Как художник и мыслитель, Андрей Рябушкин занимался решением одной из серьезнейших живописных проблем, волновавших художников конца 19 века – это проблема построения пространства картины. Его динамичные построения были оригинальными, своеобразными, рябушкинскими! Он стремился к созданию одухотворенных произведений и обновлению живописных средств. Его живописная система тяготела к реальности, подвижности и одушевлению.
В исторических полотнах Рябушкина обычно отсутствует исторический сюжет: как живописец-историк, он убирает на полотнах границы истории, представляет историю вне условностей, погружая и приобщая нас к ней. Это своего рода рассказ о впечатлениях от истории как от знакомой действительности.
Первые большие исторические картины – «Потешные Петра I в кружале» 1892 г. (кружало – это кабак) и «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» - были созданы под впечатлением от полотен исторического живописца В. Сурикова.
Для картины «Потешные Петра I в кружале» художник начал собирать материал с конца 1880 гг. Интересовался московской кабацкой историей.
Перед художником стояла непростая задача – отразить дух эпохи начала петровских преобразований, раскрыть внутренний конфликт героев, противопоставить старое и новое. О трудных поисках Рябушкина свидетельствуют многочисленные рисунки и эскизы.
О чем повествует сюжет: в этом темном кружале молодой самоуверенный потешный сидит за столом, не сняв головного убора. Он курит длинную трубку в окружении старого стрелецкого сословия, бывшего на Руси немалой силой , среди тех, кто испытывает чувство неприязни или любопытства.
История допетровской Руси 17 века, ее быт – увлекла не только Андрея Рябушкина и других художников, но и драматургов, композиторов, писателей во второй половине 19 века. В это время усилился интерес к древнерусскому искусству и фольклору. Этот период русской истории стал излюбленной темой для оперных сочинений Н. Римского-Корсакова и М. Мусоргского.
Для Рябушкина 17 век – это мирное и патриархальное столетие. Его современник, крупнейший историк И. Забелин, вдохновивший Рябушкина своими трудами, писал, что именно домашний быт и образует ту среду, в которой лежат «зачатки всех так называемых великих событий». Большинство исторических картин Рябушкина носят именно бытовой характер.
Размышляя о 17 веке и впечатлившись исследованиями Забелина, художник создал полотно "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" 1893 г. картину отличает новый подход к интерпретации исторической темы: богатство цветовых оттенков и орнаментов, статичность поз, размеренный ритм композиции.
Картина не была принята на XXI выставку Товарищества передвижников. И. Репин приехал успокаивать Рябушкина. Вскоре художник отошел от передвижников.
Самым плодотворным периодом для Андрея Рябушкина стал 1894 – 1895 гг. Кроме того, при активном участии мастера было организовано Общество художников исторической живописи под покровительством великого князя Сергея Александровича и существовало до 1906 г.
На первой выставке картин этого Общества в 1895 г. была впервые представлена исторически-бытовая работа Рябушкина "Московская улица XVII века". Весенняя распутица, идущая из храма девушка – это центральный образ, вокруг нее строится все движение на московской улице. Наиболее яркой и характерной – рябушкинской – особенностью полотна стала фрагментарность композиции.
Справа на полотне – глухая стена бревенчатой постройки, верхний край срезает колокольню и луковки храма. В этом композиционном построении исследователи увидели общее с поисками импрессионистов, в частности с Дегой. «Случайность, непреднамеренность композиции отличает эту картину…».
Хрестоматийной стала картина «Семья купца в XVII веке», где Рябушкин использует изобразительные приемы русской иконописи и народного лубка – фронтальность, плоскостность построения, локальность и декоративность цвета, линейный ритм. Художник не пытается выявить их индивидуальные черты, его задача – дать типаж времени.
Самой совершенной стала картина художника стала «Русские женщины XVII столетия в Церкви», 1899 г.
Это полотно - одно из высших достижений русской исторической живописи на рубеже двух последних столетий, поставленное современниками в один ряд с историческими полотнами В. Сурикова. Искусствовед начала 20 в. Н. Врангель, сравнивая их труды сказал: «…Его (прим.-Рябушкина) краски – яркие, жизненные светлые и радостные. Суриков соединил прошлое с настоящим; Рябушкин дал ему счастье жизни».
Картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви" и "Семья купца" были награждены почетным дипломом на Международной выставке в Париже в 1900 г. Он был доволен этой наградой. В это время он говорил: «Вот теперь только выучился».
Одна из последних работ мастера "Церковь" (1903 г.), несмотря на простоту исполнения (вернее, благодаря ей), соединяет в себе два начала - физическое, вполне материальное и духовное, философское, делая композицию глубоко символичной. Н. Третьяков в своем исследовании "Образ времени" написал : "В этой небольшой по размеру картине изображается изба - дом человека, следовательно, и его краткая земная жизнь. А над ней - дом Божий, образ вечности. Невысокий холм, увенчанный древним храмом, является его своеобразным подножием. В композиции ощутимо выступает глубокая мысль художника о Божественном единстве мира русской жизни."
Произведение по праву причислено к вершине художественного творчества, свидетельствуя о глубине погружения Андрея Рябушкина в русскую древность, в дух того времени и силе его таланта, проявившегося в умении наделить простые художественные образы высоким уровнем символизма.
Последняя работа живописца – картина «Князь Ухтомский в битве с татарами на Волге в 1469 году», 1904. Посвященная подвигу русского воеводы из славного рода князей Белозерских. Эта картина соединила в себе все находки и наработки Рябушкина в монументальной и станковой живописи, в книжной графике. Но картина осталась незавершенной.
Рябушкин стал автором разнообразнейших произведений, среди которых – журнальные иллюстрации в огромном количестве, иконы, декоративные панно. Его иллюстрационная деятельность началась с академических лет и продолжалась до конца 1890-х гг. Иллюстрации давали заработок и размещались в «Ниве», «Всемирной иллюстрации» и «Историческом вестнике». Он создал целый цикл иллюстраций к повестям и историческим романам.
Кроме того, Рябушкин много работал в области монументальной живописи: занимался росписью храмов, создавал иконы и мозаичные евангельские сюжеты.
Незадолго до смерти, в 1901 г. Андрей Рябушкин переехал в Дидвино – усадьбу своего друга художника В. Беляева, находившуюся по соседству с тюменевским Привольем. Для Рябушкина был построен маленький жилой дом с мастерской по его же проекту. Здесь художник жил тихо и почти безвыездно, занимался музыкой и живописью, общался с крестьянами, изучал отголоски минувшего и окружающую жизнь.
В последние годы Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких) и в 1903 г. он отправился в Швейцарию по совету врачей. «Иностранцы не произвели на него впечатления; галереи Мюнхена и Дрездена он пробежал быстро, нервно поругивая многое. Родное русское искусство он ставил выше», - вспоминал его биограф А. Воскресенский.
Лечение в Швейцарии не помогло. Вернувшись в Дидвино, художник с необычайной горячностью принялся за работу.
Творческий путь Рябушкина оборвался в пору его расцвета. Художник умер в своей мастерской 27 апреля/9 мая 1904 года, окруженный друзьями. «В гробу он лежал такой же беленький, худенький, такой же симпатичный, каким бывал и в жизни», - запишет его друг и биограф И. Тюменев…
Через восемь лет друзья устроили его посмертную выставку. Сборы от нее позволили образовать фонд для увековечивания памяти художника, учреждения стипендий в Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А в 1957 году прах художника был перенесен из разоренного имения на Любанское городское кладбище.
За годы своего творчества художник написал более 110 картин, которые экспонируются в Государственном русском музее, в Третьяковской галерее, во Всероссийском музее А.С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Псковском художественном музее. Несколько работ находятся в частных коллекциях.
***
Думаю, редкая птица долетит до конца статьи. Все ведь любят быстро, но… не в этот раз. Андрей Рябушкин - один из моих любимейших живописцев и, наконец, я пишу о нем. Эта статья, как моя дань и глубокая признательность его художественному таланту и наследию…
До встречи, друзья