Книжки — это не только про чтение. Это ещё и про разговор.
Даже если малыш пока не говорит, он слушает, наблюдает, впитывает.
А если говорить с ним в процессе чтения, это не только поможет развитию речи, но и сделает книги живыми.
Вот что можно обсудить во время (или после) чтения с детишками 0-3 лет:
Эмоции героев
— Как ты думаешь, зайка испугался?
— А медвежонок улыбается: он, наверное, рад?
Это поможет малышу учиться замечать и называть эмоции. И свои, и чужие.
Простые действия
— Кто спрятался за деревом?
— А почему волк ушёл?
— Что будет дальше, как думаешь?
Такие вопросы запускают мышление и тренируют внимание.
Цвета, формы, предметы
— Покажи, где красный мячик.
— Сколько бабочек ты видишь?
— Какого цвета у слонёнка шапка?
Это весело и ненавязчиво расширяет словарный запас.
Связь с жизнью малыша
— А у тебя есть мягкий мишка, как у <имя героя>?
— Мы тоже умываемся утром, как зайка, правда?
Так книги становятся ближе. Малыш видит в историях себя.
А если малыш не говорит?
Можно и самую обычную книжку превратить в живую и очень важную игру.
Вот вопросы и реплики, которые можно использовать с самыми маленькими:
Покажи!
— Покажи, где собачка?
— А где машинка?
— Где мишка спит?
Это тренирует внимание, понимание речи, память.
Кто где?
— Кто сидит на дереве?
— Кто спрятался под одеялом?
— Кто идёт по дорожке?
Даже если малыш не ответит словами, он может показать пальчиком, глазами, мимикой.
А ты тоже?
— Ты тоже умываешься, как зайка?
— А ты любишь яблочки, как медвежонок?
Так малыш устанавливает связь между книгой и своей жизнью.
Радуется или грустит?
— Малыш улыбается?
— А этот грустит? Покажи.
— Давай тоже сделаем грустное личико… а теперь весёлое!
Это первый шаг к пониманию эмоций.
А кто сказал «му-у»?
— Кто так говорит?
— А как говорит овечка?
(можно имитировать звуки, повторять за мамой)
Даже если малыш не говорит, он может смеяться, повторять жесты, издавать звуки.
Чтение — это всегда диалог, даже без слов. Слушание, взгляд, жест, прикосновение — это тоже формы ответа. И всё это формирует очень важную привычку — слышать друг друга.
Даже самые простые истории могут стать поводом для интересного диалога, если читать с вниманием к деталям, играть с интонацией и тембром и не бояться задавать вопросы.
Чтение — это не только "читать", но и "быть рядом".
А вы обсуждаете/обсуждали с малышами то, что прочитали? Поделитесь своими наблюдениями: что работает лучше всего?