Найти в Дзене
Сказка внутри

Повод поговорить

Книжки — это не только про чтение. Это ещё и про разговор.

Даже если малыш пока не говорит, он слушает, наблюдает, впитывает.  

А если говорить с ним в процессе чтения, это не только поможет развитию речи, но и сделает книги живыми.

Вот что можно обсудить во время (или после) чтения с детишками 0-3 лет:

Эмоции героев

— Как ты думаешь, зайка испугался?  

— А медвежонок улыбается: он, наверное, рад?

Это поможет малышу учиться замечать и называть эмоции. И свои, и чужие.

Простые действия

— Кто спрятался за деревом?  

— А почему волк ушёл?  

— Что будет дальше, как думаешь?

Такие вопросы запускают мышление и тренируют внимание.

Цвета, формы, предметы

— Покажи, где красный мячик.  

— Сколько бабочек ты видишь?  

— Какого цвета у слонёнка шапка?

Это весело и ненавязчиво расширяет словарный запас.

Связь с жизнью малыша

— А у тебя есть мягкий мишка, как у <имя героя>?

— Мы тоже умываемся утром, как зайка, правда?

Так книги становятся ближе. Малыш видит в историях себя.

А если малыш не говорит? 

Можно и самую обычную книжку превратить в живую и очень важную игру.

Вот вопросы и реплики, которые можно использовать с самыми маленькими:

Покажи!  

— Покажи, где собачка?  

— А где машинка?  

— Где мишка спит?

Это тренирует внимание, понимание речи, память.

Кто где?  

— Кто сидит на дереве?  

— Кто спрятался под одеялом?  

— Кто идёт по дорожке?

Даже если малыш не ответит словами, он может показать пальчиком, глазами, мимикой.

А ты тоже?  

— Ты тоже умываешься, как зайка?  

— А ты любишь яблочки, как медвежонок?  

Так малыш устанавливает связь между книгой и своей жизнью.

Радуется или грустит?  

— Малыш улыбается?  

— А этот грустит? Покажи.  

— Давай тоже сделаем грустное личико… а теперь весёлое!

Это первый шаг к пониманию эмоций.

А кто сказал «му-у»?  

— Кто так говорит?  

— А как говорит овечка?  

(можно имитировать звуки, повторять за мамой)

Даже если малыш не говорит, он может смеяться, повторять жесты, издавать звуки.

Чтение — это всегда диалог, даже без слов.  Слушание, взгляд, жест, прикосновение — это тоже формы ответа.  И всё это формирует очень важную привычку — слышать друг друга.

Даже самые простые истории могут стать поводом для интересного диалога, если читать с вниманием к деталям, играть с интонацией и тембром и не бояться задавать вопросы.

Чтение — это не только "читать", но и "быть рядом".

А вы обсуждаете/обсуждали с малышами то, что прочитали? Поделитесь своими наблюдениями: что работает лучше всего?