Беспощадная жестокость Влада III Валахского, зародившаяся в XV веке в ходе конфликта между Венгерским королевством и Османской империей, несколько столетий спустя частично вдохновила Брэма Стокера на создание классического романа о вампирах.
Дракула, князь тьмы, повелитель нежити! Этот мифический персонаж выскочил на страницы из воспаленного воображения ирландского писателя Брэма Стокера в 1897 году. Но историческая личность, которая разделяет имя с литературным кумиром, была не менее страшной. Влад III Дракула был воеводой (княжеподобным военачальником) Валахии — княжества, которое присоединилось к Молдавии в 1859 году, чтобы образовать Румынию — с перерывами между 1448 и 1476 годами. Также известный как Влад III, Влад Дракула (сын Дракона) и — наиболее известный — Влад Цепеш (Влад Цепеш на румынском языке), он был жестоким, садистским лидером, известным тем, что пытал своих врагов. По некоторым оценкам, он несет ответственность за смерть более 80 000 человек за свою жизнь — большой процент из них был посажен на кол.
Жестокость Влада III была реальной, но его репутация злодея распространилась по Европе XV века благодаря печатному станку, подъем которого совпал с его правлением. Пропагандистские памфлеты, написанные его врагами, стали бестселлерами. Спустя столетия зловещая репутация Влада Цепеша обрела новую жизнь, когда Стокер наткнулся на имя Дракула в старой исторической книге, узнал, что оно также может означать «дьявол» в Валахии, и дал имя своему вымышленному вампиру. Однако сегодня Влад III является чем-то вроде национального героя в Румынии, где его помнят за защиту своего народа от иностранного вторжения, будь то турецкие солдаты или немецкие торговцы.
История семьи
Влад III, второй из четырех братьев, родился в 1431 году в Трансильвании, скалистой, зеленой части современной Румынии (официально она стала частью этой страны в 1947 году). Его матерью была Княжна из Молдавии. Его отец, Влад II, был незаконнорожденным сыном валашского дворянина, который провел свою юность при дворе Сигизмунда Люксембургского, короля Венгрии и будущего императора Священной Римской империи.
В том же году, когда родился Влад III, его отец был принят в Орден Дракона. Как и другие рыцарские ордена, это христианское военное общество, основанное в 1408 году Сигизмундом, было в целом создано по образцу средневековых крестоносцев; его членами были 24 высокопоставленных рыцаря, поклявшихся бороться с ересью и остановить османскую экспансию. При вступлении в орден Влад II получил фамилию Дракул (Дракон). Его сын Влад III был известен как Влад Дракула, или Дракула, «сын Дракона». В 1436 году Сигизмунд сделал Влада II воеводой Валахии, но Влад II не остался верен. Вскоре он перешел на другую сторону и вступил в союз с османским лидером султаном Мурадом II. Чтобы гарантировать лояльность, Мурад потребовал, чтобы Влад II выдал двух своих сыновей, Влада III и Раду Прекрасного.
В 1447 году Влад II был свергнут с поста правителя Валахии местными боярами, или аристократами, и впоследствии схвачен и убит. В том же году старший брат Влада III, Мирча II, был ослеплен и заживо похоронен. Янош Хуньяди, регент Венгрии, который спровоцировал убийство Влада II, назначил Владислава II, другого валашского дворянина, новым воеводой. Историки не могут сказать наверняка, мотивировали ли эти события жажду мести Влада III, но ясно одно: вскоре после того, как он был освобожден из османского плена, около 1447 года, Влад III начал свою борьбу за власть.
В 1448 году с помощью османов Влад III, которому тогда было 16 лет, изгнал Владислава II из Валахии и взошел на престол. Он продержался всего два месяца в качестве воеводы, прежде чем венгры восстановили Владислава. Влад III отправился в изгнание; о его следующих восьми годах, пока он путешествовал по Османской империи и Молдавии, известно немного.
Где-то в этот период он, по-видимому, перешел на другую сторону в османо-венгерском конфликте, получив военную поддержку Венгрии. Владислав II также сменил приверженность и присоединился к туркам — шаг, который привел к столкновению между двумя претендентами на трон Валахии. Влад III встретился с Владиславом на окраине Тырговиште 22 июля 1456 года и обезглавил его в рукопашной схватке. Началось правление Влада III.
Правило террора
Валахия была разорена непрекращающимся османско-венгерским конфликтом и междоусобными распрями между враждующими боярами. Торговля прекратилась, поля лежали под паром, и земля была захвачена беззаконием. Влад III начал свое правление со строгого подавления преступности, применяя политику нулевой терпимости даже к незначительным правонарушениям, таким как ложь. Он лично отбирал простолюдинов, даже иностранцев, на государственные должности, что было шагом к укреплению власти путем создания должностных лиц, которые полностью зависели от него. Как воевода, он мог назначать, увольнять и даже казнить своих новых должностных лиц по своему усмотрению.
Карпаты: ворота в Европу
Карпатский регион, где жил Влад III, был политически и экономически важным во время его жизни. Трансильвания поставляла минералы, экспортируемые в Нюрнберг, расположенный примерно в 850 милях, где они использовались для производства оружия. Государства Валахия, Сербия и Босния составляли буферную зону между Королевством Венгрия и турками-османами, которые к концу XIV века поселились вдоль реки Дунай. В эту эпоху Королевство Венгрия включало большую часть Трансильванского плато, окруженного с севера, востока и юга Карпатскими горами. Горные перевалы на востоке, ведущие в Молдавию, были узкими и их было легко блокировать. На юге, в Валахии, два широких стратегических перевала — Турну-Рошу, ведущий в город Сибиу, и Предял, ведущий в Кронштадт (сегодня называемый Брашов), — образовывали ворота в Венгрию. Чтобы контролировать доступ к важнейшим торговым путям, Венгерское королевство и Османская империя боролись за контроль над воеводствами Валахии.
Что касается бояр — высокопоставленных лиц, убивших его отца и старшего брата, — у Влада III был план возмездия. В 1459 году он пригласил 200 из них на большой пасхальный банкет вместе с их семьями. Там он приказал заколоть и посадить на кол женщин и стариков; мужчин он заставил работать в рабство. Многие из этих рабочих умерли от истощения во время строительства замка Поенари, одной из любимых резиденций Влада III.
Чтобы заменить бояр, Влад III создал новые элиты: витеи, военную дивизию, состоящую из земледельцев, отличившихся на поле боя, и слуги, своего рода национальную гвардию. Он также освободил крестьян и ремесленников Валахии, освободив их от дани, которую они платили Османской империи.
Это не значит, что внутренняя политика Влада III была благожелательной. Жестокое правосудие, вершившееся против его врагов, иногда применялось и к его собственному народу. Чтобы избавиться от бездомных и нищих, которых он считал ворами, он приглашал большое количество людей на пир, запирал двери и сжигал их всех заживо. Он истреблял цыган или насильно забирал их в армию. Он налагал тяжелое налоговое бремя на немецкое население и блокировал их торговлю, когда они отказывались платить.
Многие из немцев под эгидой Влада III были саксами. Не путать с англосаксами Англии, это были немецкие мигранты, которые обосновались в Трансильвании в XII веке после того, как регион был завоеван Венгрией. В основном это были зажиточные торговцы, но для Влада III они были союзниками его врагов.
В течение следующих нескольких лет Влад III сравнял с землей целые саксонские деревни и посадил на кол тысячи людей. В 1459 году, когда трансильванский саксонский город Кронштадт (сегодня Брашов) поддержал соперника Влада III, ответ воеводы был жестоким. После первоначального введения торговых ограничений на саксонские товары в Валахии, он посадил на кол 30 000 человек — и, как сообщается, обедал среди них, чтобы лично увидеть их страдания. Он также сжег Кронштадт дотла. Вернувшись в Валахию, он посадил на кол саксонских купцов, которые нарушали его торговые законы.
Хотя Влад продолжал отождествлять себя с престижным Орденом Дракона, подписываясь именем Владислав Драгвлиа («сын Дракона»), его враги в это время дали ему менее благородное прозвище Цепеш — «Цепеш».
Влад III также совершил несколько кровавых нападений на католические общины и получил поддержку многих своих людей, которые, будучи православными христианами, чувствовали себя ущемленными венграми и саксонскими католиками в Трансильвании. Такие города, как Сибиу, Тара Барсей, Амлас и Фэгэра, подверглись нападению и понесли большие потери, прежде чем сдаться в 1460 году. Эти репрессии привлекли внимание папы Пия II, который в 1462 году составил отчет, в котором утверждалось, что Влад III убил около 40 000 человек.
Радикальные меры
Внешняя политика Влада III отличалась от политики его отца и многих других лидеров того времени. Он никогда не прекращал противостоять туркам — в этом его поддерживал Матьяш Корвин, он же Матьяш I, сын Яноша Хуньяди и король Венгрии.
Тактика Влада III, как на поле боя, так и за его пределами, против турок была необычайно жестокой. В 1459 году Мехмед II отправил посольство к Владу III, требуя дани в размере 10 000 дукатов и 300 юношей. Когда дипломаты отказались снять тюрбаны, сославшись на религиозный обычай, Влад III отдал честь их преданности, прибив их шляпы к их головам. В 1461 году турки предложили Владу встретиться для мирных переговоров; на самом деле они намеревались устроить ему засаду. Влад III ответил набегом на турецкие владения к югу от Дуная.
Весной 1462 года Мехмед II собрал армию в 90 000 человек и двинулся на Валахию. После проведения серии ночных рейдов и партизанской войны Влад III применил свою фирменную тактику, посадив на кол более 23 000 пленных вместе с их семьями и выставив их на обозрение вдоль пути врага, за пределами города Тырговиште. «Там были младенцы, прикрепленные к своим матерям на кольях, — пишет французский историк Матей Казаку, — и птицы свили гнезда в их внутренностях». Зрелище было настолько ужасающим, что Мехмед II, увидев «лес» мертвецов, развернулся и двинулся обратно в Константинополь . Влад III написал Матьяшу I, объясняя, что он «убил крестьян, мужчин и женщин, старых и молодых... Мы убили 23 884 турка, не считая тех, кого мы сожгли в домах, или турок, головы которых были отрублены нашими солдатами». Чтобы доказать истинность своих слов, он предъявил мешки, полные отрезанных носов и ушей. Как признал сам Влад III, большинство жертв были простыми крестьянами — сербскими христианами и болгарами, порабощенными турками.
Турки в конечном итоге одержали победу, поскольку валашские бояре перешли на сторону Раду, брата Влада III. Раду гарантировал аристократии, что, встав на сторону османов, они вернут себе привилегии, которых Влад III лишил их. Раду привлек поддержку румынского населения, которое устало от кровожадности Влада III.
Власть, деньги и войска Влада III настолько ослабли, что Матьяш I смог взять его в плен в 1462 году. Влад был заключен в тюрьму в Венгрии на 12 лет, в то время как власть несколько раз переходила из рук в руки в Валахии. Около 1475 года Матьяш I послал Влада III вернуть Валахию для Венгрии. В ноябре 1476 года Влад III одержал первую победу, но месяц спустя потерпел жестокое поражение. Его соперник, поддерживаемый османскими войсками, устроил засаду, убил и обезглавил его. По большинству свидетельств его отрубленную голову отправили Мехмеду II в Константинополь, чтобы выставить над городскими воротами.
Влад III на покое
Влад III встретил свой конец в конце 1476 года во время столкновения с османами, но не совсем ясно, как именно он умер. Одна из гипотез заключается в том, что один из его людей, подкупленный Мехмедом II, подошел к Владу III сзади и обезглавил его. Ученые также разделились во мнениях относительно того, где он был похоронен. Традиция гласит, что голова Влада III была забальзамирована и отправлена султану в Константинополь.
Остальная часть его тела была похоронена местными монахами в церкви монастыря Снагов недалеко от Бухареста. В 1933 году румынский археолог Дину В. Розетти и румынский историк Джордже Д. Флореску открыли гробницу, расположенную на 10 футов ниже пустой камеры, которая, как полагают, принадлежала Владу III. Там они обнаружили гроб, покрытый пурпурной тканью, вышитой золотой нитью. Внутри лежал мужской труп, одетый в бархат с шелковой тканью на лице. Тело быстро разложилось после воздействия, но некоторые считают, что это был Влад III, хотя у него, казалось, была голова. Другая теория, также недоказанная, заключается в том, что Влад был похоронен в монастыре Комана на юге Румынии, который он основал в 1461 году и чья первоначальная структура находилась ближе к месту его смерти.
Несмотря на все это, Влад III мог бы остаться лишь сноской в Средних веках, если бы не книга, опубликованная в 1820 году. Написанная Уильямом Уилкинсоном, британским консулом в Валахии, «Рассказ о княжествах Валахии и Молдавии: с различными политическими замечаниями относительно них» углубляется в историю региона и упоминает печально известного военачальника Влада Цепеша.
Брэм Стокер никогда не бывал на родине Влада, но, как известно, в 1890 году наткнулся на книгу Уилкинсона. Впоследствии он написал следующее: «Воевода (Дракула): Дракула на валашском языке означает ДЬЯВОЛ. Валахи привыкли давать это имя в качестве фамилии любому человеку, который выделялся либо храбростью, либо жестокими поступками, либо хитростью». Хотя жизнь Влада Цепеша давно закончилась, бессмертная легенда о Дракуле только начиналась.
Чудовищная репутация
Был ли Влад Дракула единственным источником вдохновения для бестселлера Брэма Стокера о вампире?
Ирландский писатель Брэм Стокер опубликовал роман в 1897 году, действие которого происходит в Трансильвании, с таинственным вампиром в качестве гипнотического злодея. «Дракула» взволновал читателей, которые начали размышлять об источнике вдохновения Стокера. Многие предполагали, что кровавая жизнь Влада Цепеша, средневекового правителя Валахии, также известного как Дракула, была единственной основой для персонажа Стокера, но Стокер использовал множество источников для своего самого печально известного творения.
Вампиры были в моде в поздний викторианский период, и Стокер, вероятно, был знаком с более ранними готическими произведениями, такими как поэма Гете « Коринфская невеста » (1797); «Вампир» (1819), короткий рассказ Джона В. Полидори; и повесть «Кармилла» (1872) Джозефа Шеридана Ле Фаню. Также были отмечены заметные связи между «Дракулой» и «Капитаном Вампиром» (1879) — романом, написанным за 18 лет до книги Стокера 19-летней Мари Низе, бельгийкой, родственницей румынских изгнанников.
Стокер, конечно, читал о вампиризме в Карпатах, и в 1890 году писал роман под названием «Немертвый » о вымышленном персонаже, которого он называл Граф Вампир. Во время отпуска в том году в Уитби, Англия, Стокер нашел в местной библиотеке редкую книгу под названием « Рассказ о княжествах Валахии и Молдавии» (1820), написанную британским дипломатом Уильямом Уилкинсоном. В ней упоминался воевода Дракула, а в сноске объяснялось, что на валашском языке dracul означает «дьявол», а на венгерском — «дракон».
Стокер вскоре превратил своего Вампира в Дракулу. В ходе романа, когда главный герой рисует историческую панораму своему гостю Джонатану Харкеру, за этим, несомненно, стоит рассказ Уилкинсона. Учитывая все эти связи, кажется весьма вероятным, что жизнь Влада III должна была предоставить некоторый материал для романа Стокера.
Однако совсем недавно некоторые ученые и историки выдвинули интригующую альтернативную теорию о первичном источнике Дракулы: эпидемия холеры в 19 веке, в результате которой погибло до 1000 человек в городе Слайго на западе Ирландии. Мать Стокера, Шарлотта Торнли, пережила ее в 14-летнем возрасте и позже описала ее своему сыну в ужасающих подробностях.
В 2018 году ирландские исследователи во главе с Мэрион МакГарри из Общества Стокера Слайго изучили труды Торнли. «Брэм, будучи взрослым, попросил свою мать записать для него ее воспоминания об эпидемии», — написал МакГарри, «и дополнил их собственными исследованиями эпидемии Слайго».
Вспышка вызвала пандемониум. Чтобы остановить бегство людей из Слайго и распространение чумы, власти вырыли траншеи вокруг города и перекрыли дороги. Трупы лежали на улице. Врачи и медсестры брали больных холерой, одурманенных опиумом или лауданумом, и преждевременно помещали их в братские могилы.
Стокер был очарован описанием его матерью жертв холеры, которых хоронили заживо — возможно, это связь с немертвым состоянием Дракулы. В редком интервью о Дракуле знаменитый своей скрытностью Стокер признал, что его история была «вдохновлена идеей того, что кого-то хоронят до того, как он окончательно умрет».
Роман ужасов Стокера воспламенил воображение, и десятилетия спустя, культовое изображение Белы Лугоши графа Дракулы на большом экране в 1931 году сделало слово Дракула синонимом вампира. Акцент и темная внешность венгерского актера оживили трансильванского графа и вдохновили бесчисленное множество подражаний.
Места, связанные с легендой о Дракуле, являются популярными направлениями. Некоторые из них, как замок Поенари в Румынии, который был важной крепостью для воеводы, связаны с Владом III. Другие места, как замок Бран ( широко известный как замок Дракулы ) в Румынии, не имеют никакого отношения к Владу III. Некоторые утверждают, что замок Бран был источником вдохновения для Стокера при создании дома Дракулы в романе, но Стокер никогда не был в Румынии, поэтому он не мог видеть его лично.