Найти в Дзене
МЧС33

ЖЕНЩИНА И ВОЙНА

У войны не женское лицо. Но ничто на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших матерей. Алесь Адамович Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей в годы Великой Отечественной войны. Неоценимый вклад в победу внесли и советские женщины. Они сражались на фронтах и, преодолевая величайшие трудности военных лет, трудились в тылу. Женщины-пожарные … О них сейчас пойдет речь. Как и по всей стране, в подразделениях пожарной охраны владимирского края, в первые годы войны резко изменился состав кадров. Он обновился, помолодел и в значительной степени стал женским. Во всех городских пожарных командах за долгие, бесконечно долгие годы войны, в ряды РККА было мобилизовано много бойцов. Не подлежали мобилизации лишь наиболее квалифицированные сотрудники (на них устанавливалась система так называемого «бронирова

У войны не женское лицо. Но ничто на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших матерей.

Алесь Адамович

Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей в годы Великой Отечественной войны. Неоценимый вклад в победу внесли и советские женщины. Они сражались на фронтах и, преодолевая величайшие трудности военных лет, трудились в тылу. Женщины-пожарные … О них сейчас пойдет речь.

Как и по всей стране, в подразделениях пожарной охраны владимирского края, в первые годы войны резко изменился состав кадров. Он обновился, помолодел и в значительной степени стал женским. Во всех городских пожарных командах за долгие, бесконечно долгие годы войны, в ряды РККА было мобилизовано много бойцов. Не подлежали мобилизации лишь наиболее квалифицированные сотрудники (на них устанавливалась система так называемого «бронирования») и «старики». Не в полном смысле… «Стариками» тогда называли мужчин непризывного возраста.

Откуда же брались силы? Кто тушил пожары? На место мобилизованных мужчин пришли женщины – жены, дочери, сестры ушедших. В Киржачской и Гусевской ГПК вместо ушедших на фронт бойцов Ступина А.И., Шумилова А.К., Кузина Е.А. заступили на боевые дежурства их жены. Наибольший приток женщин в пожарные команды наблюдался в 1941-1942 г.г. В отдельных подразделениях (Ковровская ГПК) на различных должностях (политрук, пом.командира отделения, инспектор профилактики, боец, инструктор по химической службе) уже работали целые семьи, и все женщины (Седовы – 4 человека, Рябовы – 4 человека, Гавриловы – 4 человека). Книги приказов военных лет всех пожарных команд владимирщины пестрят однотипными записями: «Принять Дьяконову Н.Я. с месячным испытательным сроком в 1-й караул Александровской ГПК на должность бойца с окладом 170 рублей» и т.п…

Не женское это дело тушить пожары, однако война заставила женщин взяться за мужскую работу. Но они прекрасно выдержали нелегкий экзамен и успешно выполняли свои обязанности в обстановке военного времени. Женщины-пожарные проявили незаурядное мастерство в боевой выучке, настоящую воинскую дисциплину и организованность.

-2

Некоторые из них были выдвинуты на руководящие должности: 2 командира отделения, 5 пом.командира отделения, 10 инструкторов профилактики и 6 политруков (Ковровская ГПК – Седова В.М. и Шелепугина Е.Н., Гороховецкая ГПК – Чурина М.Ф., Суздальская ГПК – Циглова В.К., Серпер Л.А. – 2-я ГПК г.Владимир и самая юная – 18-летний политрук Небыловской ГПК Юранова А.И. За плечами каждой из них средняя школа, 1-2 курса педагогического института.

За весь период войны в пожарную охрану владимирского края пришли 220 женщин (Юрьев-Польский – 9 чел., Вязники – 31 чел., Киржач– 41 чел., Гороховец – 13 чел., Александров – 30 чел., Гусь-Хрустальный – 19 чел., Владимир – 43 чел., Ковров – 34 чел.). В отдельных подразделениях было до 70% девушек.

Какое-то количество женщин работало в пожарных командах и до войны – машинистки, телефонистки, секретари, хозяйственники. С 1941 года на боевое дежурство стали заступать и женщины – водители, бойцы, политруки, инспекторы профилактики. Не все выдержали, кто-то ушел. Как тут осудишь, снаряжение пожарное тяжеленное, иное и не поднимешь сразу, а если еще и зимой – обледенелое. А огонь не милует, и секунды бегут – рванет рукав, напряжется сверх всяких женских, человеческих, возможных сил…

Нелегко пришлось вчерашним школьницам, а их было большинство. Ставили стендеры по 64 килограмма каждый. С лестницей, чтобы ее развернуть и поставить, «воевали» втроем, а то и вчетвером. Немереные вороха тяжеленных рукавов ворочали, закусив от напряжения губы. А еще отчаянно боялись высоты.

Немало хлопот доставлял и пресловутый жилой сектор: «море» деревянных домов по всей владимирщине. В них – обычные семьи тех лет: братья, отцы, мужья воюют, женщины на производстве или на службе. А детвора дома – у печи, хуже, когда у кустарной буржуйки. Отсюда и загорания… Справившись с пожаром, девичьи руки брали хнычущую ребятню в охапку и порой везли с собой в пожарную команду. Там согреют, успокоят и накормят немудреной едой из общего котла.

Выезжали девчонки и на серьезные пожары. Отработав смену, просыпались зачастую и ночью, словно слышали команду: «На выезд!». Не отпускала работа и во сне. И быт мало подходил под девичьи мерки. Сапоги, шинели, белье, валенки, носки, – все только мужских размеров. А какой же радостью было получить к празднику отрез на платье или кофточку!

В приказе по Юрьев-Польской ГПК № 12 от 27.04.43г. читаем: «За хорошую и добросовестную работу по противопожарной защите города (обследовано свыше 1000 домов жилого сектора) и активную пропагандистскую работу среди населения (проведено 815 бесед), в результате чего не было допущено ни одного пожара, премировать инспектора профилактики Ермолаеву, бойцов Шастову, Лукьянову, Иванову, Афонову, Павелкову ценными подарками – трикотажными кофточками».

Документальные материалы свидетельствуют, что женщины-пожарные не давали себе поблажки, работали на совесть, проявляя настоящую отвагу, сноровку, бесстрашие и совсем не женскую мужественность в тяжелую годину войны. Они были безукоризненными специалистами – стволовыми, стендерными, связными, самостоятельно ремонтировали оборудование. За успешное выполнение боевых задач женщины-пожарные неоднократно поощрялись наравне с мужчинами. В хронике архивных материалов читаем … Приказом по Александровской ГПК № 60 от 27.08.44г. «за бдительное несение постовой службы на каланче, ранее обнаружение пожара, что способствовало энергичной работе отделений и ликвидации без убытка, бойцу Куликовой Е.И. объявить благодарность».

Приказом по Александровской ГПК № 30 от 08.05.45г. «за хорошую работу по ликвидации пожара в жилом доме, принадлежащем фабрики им.М.Калинина, помощнику начальника автохода Гусевой Е.Т, бойцам Семеновой А.С, Артемьевой К.Н и инспектору команды Паниной Л.И. объявить благодарность».

В июле 1943 года боец 1 ГПК г.Владимир Козенкова в свободное от несения службы время своевременно заметила пожар в одном из домов на ул. Летне-Перевозинская. «До прибытия пожарных подразделений она сумела организовать население для тушения пожара, спасения имущества. А получив сообщение от жителей о том, что в одной из квартир находятся два малолетних ребенка, боец Козенкова, не раздумывая, бросилась на поиски и, разыскав их в бессознательном состоянии, сумела вынести и отправить в больницу», – из официальной Докладной Записки «Пожарная охрана НКВД Владимирской области в годы Великой Отечественной войны»...

Сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни было написано книг о героической эпохе 1941-1945 гг. эти события всегда будут вызывать волнение, боль, тревогу и гордость.