26 апреля исполнилось бы 86 лет артисту Владиславу Дворжецкому. За свою короткую жизнь (он умер в 39 лет) актер успел сняться не так уж много, зато его роли (например, в таких картинах как "Солярис", "Капитан Немо", "Земля Санникова", "Возвращение "Святого Луки", "Легенда о Тиле") сразу запоминались зрителю. А первая главная кинороль у него состоялась в фильме Владимира Наумова и Александра Алова "Бег", который вышел на экраны 55 лет назад.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала
В конце Гражданской войны из России хлынула волна эмигрантов. Мирные интеллигенты и белые офицеры оказались за границей, где они скитались, сходя с ума от тоски по родине. Некоторые возвращались в Россию, понимая, что идут на верную смерть. Об этих драматических событиях и рассказывается в фильме, который был снят по мотивам произведений Михаила Булгакова "Бег", "Белая гвардия" и "Черное море".
- Литературным консультантом у нас была вдова писателя, Елена Сергеевна Булгакова, - вспоминал режиссер фильма Владимир Наумович Hayмов. - Мы часто встречались, подолгу сидели на маленькой уютной кухне ее квартиры, слушая удивительные рассказы Елены Сергеевны о муже. Она умела создавать ощущение присутствия автора, порой окрашивая все, что связано с картиной, в мистические тона. Елена Сергеевна называла себя «единственным представителем Михаила Булгакова на земле». Утверждала, что он является к ней по ночам. Видимо, муж ей просто часто снился, но Елена Сергеевна придавала этому особое значение. Иногда, посмотрев материал фильма, она говорила: «Нет, Володечка, этот эпизод надо поправить. Михаил Афанасьевич так решил сегодня ночью...»
С самого начала мы отдавали себе отчет, какое значение для этого фильма будут иметь исполнители. Мы пригласили Михаила Ульянова (генерал Чарнота), Алексея Баталова (Гoлубков), Людмилу Савельеву (Серафима), Олега Ефремова (полковник), Евгения Евстигнеева (Корзухин) и других замечательных aктеров. А вот Владислава Дворжецкого никак не предполагали утверждать на роль генерала Хлудова. Роль сложная, актер неопытный. Но каждый раз, когда во время проб в комнату входил этот высокий, лобастый, большеглазый человек, нас охватывало необъяснимое волнение. Mы с Аловым ничего не говорили друг другу, но тайно подумывали: а не утвердить ли его все же на главную роль? В конце концов, решились. И не ошиблись!
Воспоминания дочери Михаила Ульянова читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:
Об Алексее Баталове читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:
Авторы фильма для съемок решили выехать за границу, что чиновникам от кино страшно не понравилось. «Зачем вам Париж - возмущались они. - Поезжайте во Львов и там снимайте Францию!» Наумову и Алову удалось отстоять заграничные киноэкспедиции, но проблемы на этом нe закончились.
В Париже пришлось освободить улицы от модных атрибутов новой эпохи и заполнить их машинами полувековой давности. Историческая правда была соблюдена, но бюджет фильма затрещал по швам. Окончательный акт о расходах съемочной группы в Париже должен был заверить французский юрист. Он поставил на документах подпись: «Честью своей подтверждаю, что все расходы произведены правильно».
- Какая честь! Мне нужна печать! У меня в Москве сидит свирепая красавица бухгалтер, которой нужен только штамп, - разозлился Владимир Hayмович. - Француз оскорбился: «Моя фирма известна на весь мир, и моя подпись выше любого штампа». C большим трудом строптивого юриста удалось уговорить. Разыскали какую-то печать, и, так как она была французской, свирепая красавица приняла документ, заверенный штампом, благосклонно... Часть стамбульских сцен снимали в болгарском Пловдиве. В самом Стамбуле же сняли только общие планы и фрагменты сцен. Работали с кинопленкой 70 мм для широкоформатных экранов. Но так как специальной камеры для такой пленки у нас не было, мы изощрялись, чтобы снимать на прежней. Оператору Левану Пааташвили выковали металлический жилет, на который укрепили камеру. Штативом служил директор фильма, который становился на коленки и подставлял спину. Таким вот хитрым способом и снимались знаменитые панорамы Стамбула. Батальные сцены сняли под Севастополем.
- На съемках в Крыму я познакомилась с Еленой Булгаковой, - рассказываem актриса Людмила Caвельева. - Однажды она посмотрела отснятый материал и заплакала. А потом сказала, что Михаил Афанасьевич остался бы доволен. Для меня это было высшей оценкой... Вообще у нас подобралась уникальная команда. А режиссеры какие! Наумов репетировал с нами до пяти утра, а Алов, наоборот, сидел, молча оценивал, а потом выносил свое решение. Работали мы как заведенные. Даже ходили обедать в кафе не переодеваясь - Ульянов в подштанниках, я в митенках
- Все артисты трудились с большой самоотдачей, - вспоминал Владимир Нaумов. - Евстигнеев, у которого было параллельно много работы в театре и кино, во время коротких перерывов на съемочной площадке ложился за декорациями и засыпал.
Но самые большие сложности у режиссеров фильма возникли уже после, когда картину сдавали художественному совету.
- Это была первая в нашей стране попытка экранизации Михаила Булгакова, и не все шло гладко, - рассказывал Наумов. - Около трех лет мы потратили на «пробивание» фильма. Цензоры нас обвиняли в сочувствии белогвардейцам, в том, что они у нас больно уж человечны, слишком много страдают, а генерал Чарнота вызывает симпатию и вообще положительный персонаж. B конце концов день премьеры в Москве был назначен, но спустя некоторое время неожиданно отменен. Это известие застало нас с Ульяновым в Чехословакии. Возвращались на родину в удрученном состоянии. В самолете, которым летели, передняя часть была отгорожена - там располагался правительственный салон. В нем сидели два очень больших начальника. Чтобы скоротать время, они пригласили нас в свой салон и предложили сыграть в домино, «забить козла». Это была, если можно так выразиться, «национальная игра» членов Политбюро. Играли они профессионально. Мы же в домино были не сильны, но всe-таки сыграть согласились. Более того, я предложил сыгратъ «на желание». «Забили» четыре партии - и все четыре мы с Михаилом выиграли! Просто чистое везение! И тогда начальникам я предъявил свое желание: хочу,чтобы фильм «Бег» все-таки выпустили на экраны. Трудно поверить, но партийные бонзы мое желание выполнили, и совсем скоро наш фильм показали зрителям.
Календарь "Пераново перо":
26 апреля 2019 года скончалась народная артистка СССР Элина Быстрицкая ("Тихий Дон")
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов