19 декабря 1942 г. авангард Рауса (21 танк) совершил 30-километровый обходной маневр в северо-восточном направлении, к реке Мышкова, и захватил на ее северном берегу плацдарм в районе села Васильевка. Данный прорыв, а также усиление группы «Гот» 17-й танковой дивизией генерал-майора Ф. Зенгера (54 танка), которая начала обход Верхне-Кумского с левого фланга, заставили советские войска организованно отойти к Мышкове — последнему водному рубежу на пути к Сталинграду. Отсюда до войск Паулюса оставалось 48 км.
По мнению Э. Манштейна, достигнутый 19 декабря результат давал германскому командованию надежду на благополучный исход операции. «Наступил момент, которого мы ожидали с тех пор, как приняли здесь командование, момент, когда приближение деблокирующих сил предоставило 6 армии возможность вырваться из окружения», — вспоминал организатор «Зимней грозы». Кстати, как раз в это время на окраине Васильевки происходили события, запечатленные в знаменитом романе Ю. Бондарева «Горячий снег» и вышедшей затем в 1972 году одноименной кинокартине.
Благодаря этому яркому произведению выдающегося писателя-фронтовика, сражение на Мышкове получило широкое освещение в кино и литературе. Достаточно сказать, что только в кинотеатрах СССР художественный фильм «Горячий снег» посмотрели почти 23 млн зрителей.
Боям на реке Аксай в данном отношении повезло куда меньше. Они остались в тени Котельниковской операции по отражению удара Манштейна. Между тем, именно бои 14–18 декабря во многом решили исход немецкого наступления, не позволив ему стремительно перейти в завершающую фазу. Немцам, по признанию Гота, пришлось «сражаться», вместо того чтобы «прорываться». По мнению генерал-майора танковых войск вермахта Ф. Меллентина, битва на реке Аксай «положила конец надеждам Гитлера на создание империи и явилась решающим звеном в цепи событий, предопределивших поражение Германии». Интересна историческая параллель. 130 лет назад схожую оценку битве при Малоярославце (1812) дал французский генерал Сегюр, заявивший, что здесь «остановилось завоевание мира» и «началось великое крушение нашего счастья».
Воины, стойко сражавшиеся в зимней степи у Аксая, почти на неделю задержали танковый натиск вермахта и выиграли бесценное время для 2-й гв. армии. В противном случае ее части, которые находились еще на марше, попадали под смертельный удар быстро вышедшей на оперативный простор дивизии Рауса. Такого сценария с избиением германским бронированным кулаком растянутых в открытой степи и неразвернутых к бою соединений генерала Малиновского удалось избежать. К 19 декабря передовые части 2-й гвардейской успели выйти к Мышкове и занять там оборону. В холод, ветер, снег эти авангарды преодолели по степному зимнему бездорожью почти 200 км. Машины, шедшие к Мышкове, не глушились круглосуточно, расход горючего был огромен. Но благодаря созданным запасам ГСМ 2-й гвардейской хватило бензина для беспримерного марш-броска, разрушившего надежды Манштейна.
19–23 декабря на берегах этой безвестной миру речки шли упорные бои. Вот, например, что сообщало Совинформбюро от 20 декабря: «Юго-западнее Сталинграда советские войска отбивали контратаки танков и пехоты противника. Части Н-ского соединения в ожесточенном бою сожгли и подбили 8 немецких танков, уничтожили 11 орудий и 26 автомашин. На другом участке один населенный пункт в течение дня несколько раз переходил из рук в руки. К исходу дня наши бойцы выбили немцев из этого населенного пункта, истребив до 300 солдат и офицеров противника».
Бои отличались высокой самоотверженностью советских солдат. 21 декабря у хутора Нижне-Кумский (южный берег Мышковы), на участке обороны 98-й дивизии 2-й гв. армии, выдающийся подвиг совершил наводчик расчета противотанкового ружья И. М. Каплунов. Несмотря на два ранения, он подбил в ближнем бою 9 танков. Доставленный в госпиталь мужественный воин скончался. Посмертно он удостоен звания Героя Советского Союза и навечно зачислен в списки части.
К 23 декабря группа «Гот» потеряла 92 танка, но так и не преодолела мышковский рубеж. Ее бойцы надеялись на встречный удар армии Паулюса. Но тот, имея горючего на 20–30 км пути и приказ Гитлера оставаться в Сталинграде, не рискнул на такой шаг. Тем временем к Мышкове подоспели основные силы 2-й гвардейской армии, не оставившие немцам шансов на победу.
Жирную точку в этом сражении поставило начавшееся 16 декабря наступление Юго-Западного и Воронежского фронтов на участках Среднего Дона и Верхнего Чира (Среднедонская операция, или «Малый Сатурн»). Данный натиск грозил выходом советских войск в тыл армейской группе «Гот». 24 декабря ей пришлось отдавать 6-ю танковую дивизию для отражения этого удара. Одновременно перешла в наступление 2-я гв. армия. 29 декабря она освободила Котельниково.
Отныне участь войск Паулюса была окончательно решена. Германский же фронт стал с тех пор все больше напоминать «тришкин кафтан», который латался за счет уменьшения собственного пространства.
В Котельниковской операции Красная армия впервые успешно отразила в маневренном полевом бою удар столь сильной танковой группировки вермахта. В то же время «Зимняя гроза» вынудила Ставку отказаться от заманчивого плана быстрого захвата Ростова-на-Дону. В Кремле переключились на борьбу с Манштейном, что привело к затягиванию ликвидации армии Паулюса. Это помогло немцам избежать более масштабной катастрофы — уничтожения их фронта от Воронежа до Кавказа.
Впрочем, Ставка еще не имела тогда позитивного опыта проведения операции подобной «Сатурну», которая предполагала глубокий прорыв и одновременную борьбу в тылу с крупными немецкими группировками. Такие операции Красная армия успешно проводила позже, в 1944–1945 гг., когда располагала более высокой подвижностью, крупным превосходством в силах и достаточными боевыми навыками. Тем более, в конце 1942 года, когда главный транспортный узел региона (сталинградский) еще находился у немцев, слабые зимние коммуникации в донских степях затрудняли быстрое использование больших масс войск. Вермахт же успел подтянуть к Ростову-на-Дону сильные резервы, которые Ставка изначально не учитывала.
Так что ее выбор в пользу «Малого Сатурна» исходил из взвешенной оценки имевшихся на тот момент возможностей. Хотя задачи-максимум достичь не удалось, провал «Зимней грозы» позволил добиться главного — одержать сталинградскую победу и внести перелом в ход Великой Отечественной войны.
Отрывок из статьи Шефова Н.А. "Между Аксаем и Мышковой". https://tonchu.org/shop/istoriya-rossii/almanakh-na-pamyat-buduschemu-2023-god/