Муссолини явно гордился своим достижением, став (31 октября 1922 года) самым молодым премьер-министром в истории Италии.
Ему, безусловно, помогло благоприятное стечение обстоятельств, как политических, так и экономических; но его выдающийся и внезапный успех также был отчасти обусловлен его личностью, природным чутьём и проницательностью, хитростью и его уникальными способностями агитатора.
Стремясь продемонстрировать, что он не просто лидер фашизма, но и глава объединённой Италии, он представил королю список министров, большинство из которых не были членами его партии.
Однако он ясно дал понять, что намерен править авторитарно. Он получил полные диктаторские полномочия на год и в течение этого года провёл закон, который позволил фашистам получить большинство в парламенте.
Выборы 1924 года, хотя и были, несомненно, сфальсифицированы, обеспечили ему личную власть.
Многие итальянцы, особенно представители среднего класса, приветствовали его власть. Они устали от забастовок и беспорядков, поддались ярким методам и средневековым атрибутам фашизма и были готовы подчиниться диктатуре при условии, что национальная экономика стабилизируется, а их страна вернёт себе былое величие.
Муссолини казался им единственным человеком, способным навести порядок в хаосе. Вскоре порядок был восстановлен, и фашисты приступили к реализации амбициозных программ общественных работ. Однако цена этого порядка была огромна.
Хрупкая демократическая система Италии была упразднена в пользу однопартийного государства. Оппозиционные партии, профсоюзы и свободная пресса были объявлены вне закона. Свобода слова была подавлена.
Сеть шпионов и тайных полицейских следила за населением. Эти репрессии затронули умеренных либералов и католиков, а также социалистов.
В 1924 году приспешники Муссолини похитили и убили депутата-социалиста Джакомо Маттеотти, который стал одним из самых эффективных критиков фашизма в парламенте. Кризис Маттеотти потряс Муссолини, но ему удалось сохранить власть.
Муссолини создал культ личности и был провозглашён гением и сверхчеловеком общественными деятелями по всему миру. Его достижения считались чуть ли не чудом.
Он преобразовал и вдохнул новую жизнь в свою раздробленную и деморализованную страну; он провёл социальные реформы и общественные работы, не потеряв поддержки промышленников и землевладельцев; ему даже удалось договориться с папством.
Однако реальность была далеко не такой радужной, как показывала пропаганда. Социальное неравенство оставалось огромным, и мало что делалось для решения глубоко укоренившихся структурных проблем итальянского государства и экономики.
Муссолини мог бы оставаться героем до самой смерти, если бы не его бессердечная ксенофобия и высокомерие, его непонимание основных потребностей Италии и его мечты об империи, которые привели его к поискам внешних завоеваний.
Сначала его взгляд остановился на Эфиопии, которую Италия вторглась в октябре 1935 года после 10 месяцев подготовки, слухов, угроз и колебаний.
Последовала жестокая кампания по колониальному завоеванию, в ходе которой итальянцы сбросили на эфиопский народ тонны газовых бомб. Европа выразила свой ужас, но на этом и остановилась.
Лига Наций ввела санкции, но позаботилась о том, чтобы в список запрещённых к экспорту товаров не входила нефть, которая могла спровоцировать европейскую войну. Если бы Лига ввела нефтяные санкции, сказал Муссолини, ему пришлось бы вывести войска из Эфиопии в течение недели.
Но перед ним не стояла такая проблема, и в ночь на 9 мая 1936 года он объявил огромной, ожидающей его толпы из примерно 400.000 человек, стоявших плечом к плечу на площади Венеции в Риме, что «на 14-м году фашистской эры» произошло великое событие: у Италии появилась империя. Этот момент, вероятно, стал пиком общественной поддержки режима.
Италия также нашла нового союзника. Стремясь к собственным имперским амбициям в Австрии, Адольф Гитлер активно поддерживал африканскую авантюру Муссолини, и под руководством Гитлера Германия была единственной могущественной страной в Западной Европе, которая не выступила против Муссолини.
Теперь путь к «Стальному пакту» - Оси Рим-Берлин и жестокому союзу между Гитлером и Муссолини, который должен был погубить их обоих, - был открыт.
В 1938 году, следуя примеру Германии, правительство Муссолини приняло в Италии антисемитские законы, которые дискриминировали евреев во всех сферах общественной и частной жизни и подготовили почву для депортации примерно 20 процентов итальянских евреев в немецкие лагеря смерти во время войны.
Продолжение читайте в подборке про Бенито Муссолини на канале.
Мой канал в Телеграмм, где публикую то, что здесь нельзя.
Ещё больше интересных статей читайте на моём канале. Не забываем подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.