Найти в Дзене

Что такое целевое финансирование в бухгалтерском учете

Сегодня препарирую очередного суслика, которого не видно, но он есть. Российская бухгалтерская нормативка не определяет понятие целевого финансирования. При этом в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций есть счет 86 «Целевое финансирование», на котором оно должно учитываться. Определение есть в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, но Налоговый кодекс не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ныряем в МСФО… и не обнаруживаем там такого термина. Российские и международные стандарты определяют правила учета только части целевого финансирования: государственной помощи. Это делается в IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и его отечественном аналоге — ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Придется применить индукцию. П. 7 ПБУ 13/2000 предписывает отражать государственную помощь в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и дебиторской задолженности государства. Если экстраполировать п

Сегодня препарирую очередного суслика, которого не видно, но он есть. Российская бухгалтерская нормативка не определяет понятие целевого финансирования. При этом в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций есть счет 86 «Целевое финансирование», на котором оно должно учитываться.

Определение есть в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, но Налоговый кодекс не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ныряем в МСФО… и не обнаруживаем там такого термина. Российские и международные стандарты определяют правила учета только части целевого финансирования: государственной помощи. Это делается в IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» и его отечественном аналоге — ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Придется применить индукцию. П. 7 ПБУ 13/2000 предписывает отражать государственную помощь в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и дебиторской задолженности государства. Если экстраполировать подходы ПБУ 13/2000 и IAS 20 на негосударственные источники целевого финансирования, получится такое определение:

Целевое финансирование — увеличение экономической выгоды компании в виде активов, которые она безвозмездно получает для финансирования конкретных проектов. От других безвозмездных поступлений целевое финансирование отличается обязанностью получателя выполнить определенные действия. Если они не будут выполнены, полученные активы придется вернуть.

К целевому финансированию относятся:

  1. Гранты — предоставление активов для выполнения определенных действий на конкурсной основе. Могут выдаваться государством, юридическими и даже физическими лицами. Выплачиваются деньгами или предоставлением других активов. Например, грант ООО «Рога и копыта» на разработку квантово-керамического нанопокрытия на основе рогов марала и кофейной гущи в однородном нумерологическом окружении ауры.
  2. Субсидии — государственные выплаты на финансирование определенных действий. Предоставляются только государством. Могут быть монетарными и немонетарными. Как правило, представляют собой софинансирование уже понесенных получателем расходов или компенсацию недополученных доходов. Например, субсидия на возмещение расходов по обучению персонала основам противодействия квадробингу.
  3. Условно-безвозвратные займы и кредиты — заемные средства, которые не придется отдавать при выполнении определенных условий. Например, бюджетный кредит на приобретение велосипедов прощается, если из их деталей будет произведено оборудование для ветроколонии №72.
  4. Займы и кредиты с субсидированной процентной ставкой. Для заемщика ставка ниже рыночной, потому что займодавец так мотивирует его выполнить свои хотелки: экономия на процентах возникает только при выполнении целевых действий. Например, муниципальный кредит застройщику на приобретение земельного участка под 5% годовых при условии, что на участке будет построен жилой комплекс и школа. Если же школы не будет, то и ставка составит 30%.

Требования IAS 20 и ПБУ 13/2000 распространяются только на целевое финансирование от государства. Но рационально вести учет негосударственного целевого финансирования по тем же правилам.

Есть два подхода к отражению целевого финансирования в финансовой отчетности:

  1. С позиций капитала. Целевое финансирование не признается доходом, а уменьшает стоимость приобретенных за счет него активов или произведенные расходы.
  2. С позиций доходов. Целевое финансирование признается доходом будущих периодов с последующим включением в доходы отчетных периодов.

Получение целевого финансирования — последний случай, когда в российском бухучете признаются доходы будущих периодов — упраздненный еще в 2010 году вид пассивов. Погорячился тогда Минфин!

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!