Снимать фильмы о войне - тончайшее умение. И особенно в странах с великим кинематографом и не менее великой военной историей. Планка, задранная Советским кинематографом, как за последние годы я узнаю все больше и больше, столь высока, что - казалось бы! - даже маститый и опытнейший режиссер с огромными связями, доступом к ведущим актерам и огромному капиталу, должен был бы спасовать. Испугаться. Как молодой итальянский тенор, что отдает себе отчет в вероятности не дотянуть до гениальных предшественников. Но молодого и ограниченного в ресурсах Владимира Аграновича это будто только воодушевляет. Он очевидно ничего не боится: ни маститых критиков, ни неудач новоначального, ни каторжного труда. А вот смерти - боится. Хотя при его биографии я ожидал, что уж с ней он сдружился давно. Долгожданное интервью в честь Великого Праздника Жизни.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Внимание: Как обычно на канале это - не политика. Хотя гость и не “беспартийный.” Говорим мы о самом главном, о смыслах, о жизни и смерти. И читателя призываем задуматься с нами вместе именно об этом.
Здравия желаю! Владимир, давай просто “на ты”? Общих знакомых у нас с тобой немало. И познакомиться я планировал очень давно. Но случилась Пасха 2025 и на глаза мне попался твой пост. Праздничный. Полный горя, смятения, и - как мне показалось - несмелой надежды: “Страшно, если там дальше ничего нет.” Скажи, ты допускаешь Жизнь после Смерти?
Не то, чтобы допускаю, но надеюсь. Иначе тогда вообще мало что имеет смысл.
Родом ты из мест, где смерть бушует более 10 лет. Многие выросли так и не видев мирной жизни. “Родился, учился, пошел добровольцем, пал смертью храбрых. Награжден посмертно.” - осталось краткой биографией от многих Донецких парней. Как тебе кажется, кто острее переживает Смерть как явление: молодые, но видевшие смерть всю свою жизнь? Или более зрелые, те, что помнят мирные времена?
Я думаю, что это связано не с возрастом, а с обстоятельствами, в которых находишься. Когда началась СВО, смерть стала чем-то близким для жителей России. И многие к такому оказались не готовы, потому что жизнь до 24-го февраля 2022-го года, это, в основном, жизнь потребления и развлечений. Всё было обустроено так, чтобы мыслей о смерти и не появлялось вовсе. Потребил, испытал немного радости, потребил ещё. Вот и весь смысл. Но если ты рядом со смертью, то мысли о ней становятся частью тебя. И неважно сколько тебе лет. 20 или 50.
На поле боя остался и твой дядя. А по совместительству и твой крестный. В том Пасхальном посте ты говоришь о боли разлуки. И о том, что для тебя он как будто бы жив. Когда все мы встретимся там, что ты скажешь ему? Если что: я лично верю, что это будет.
Скажу ему «привет, Дядь». Мне хочется верить, что есть что-то дальше. Что в той или иной форме он существует. Что сознание или хотя бы его часть тоже есть. Но когда мы узнаем об этом, то уже никому не сможем сказать.
Крестный твой - знаменит. Каково это быть немного в тени родственников?
Мои какие-то шаги в творчестве напрямую не связаны с достижениями отца и крестного. У них такой путь, у меня - такой. Да, я снял о них документальный фильм, написал книгу, но это не связано с тенью или чем-то ещё, что касается славы или узнаваемости. Я в целом не мыслю такими категориями. Я хотел по мере своих сил зафиксировать их подвиг. Теперь через кино я высказываюсь на волнующие меня другие темы. И всё. Я рассказчик историй. Мне важно их выразить доступными мне средствами.
На сегодняшний день, как мне кажется, тема Смерти (или Вечной Жизни?) стала лакмусовой бумажкой. И в России. И на Западе. Многие из тех, кто считает себя религиозными, на удивление склонны считать обещанную Вечность аллегорией, метафорой, или красивой легендой. Что же говорить о тех, кто считает себя неверующими. А как это ощущаешь ты: можно быть, скажем, православным христианином, но не верить в Загробную Жизнь? Верить в Бога. Но не верить Ему, когда речь о Вечности?
Во-первых, я надеюсь. Во-вторых, хочу верить. И верю. Но объективно, тут 50 на 50. И на всякий случай нужно в этой жизни стараться сделать побольше всякого хорошего и полезного. Я размышлял об этом с точки зрения здравого смысла и логики. Человек смертен. И он это знает. И это грустно. Хочется хотя бы надеяться, что это не конец. И для этого есть религии. Различные. Некоторые из которых, возможно, придумали люди, чтобы эффективно управлять страхами других людей. Чтобы консолидировать их в нужный для страны момент и в целом более грамотно управлять ими. Я не говорю, что это так. Я не знаю. Никто не знает наверняка. Разве что есть какие-то секретные письмена, которые передавались от начала создания избранному числу потомков. И передаются сейчас. Этого я тоже не знаю. Но мои размышления на эту тему не лишены здравого смысла. При этом у меня был случай, так же связанный с Дядей, который послужил для меня доказательством того, что Бог есть. В 14-м году Дядя попал в плен и 9 дней о нем не было никакой информации, кроме той, что на момент попадания в плен, он был тяжело ранен. Это были невыносимые дни. А я в то время был убежденным атеистом. Испытывая тяжесть от возможной потери крестного, я начал читать молитву по рекомендации друга. И был крайне впечатлен тем, что после нескольких прочтений, тяжесть в груди начала уходить.
Знаю верующих, которые все же успокаивают себя тем, что однажды “свет просто выключат.” Пасха же нас, как ничто другое, учит тому, что по-настоящему Свет только загорится после нашей смерти телесной. А как для тебя выглядит Смерть мечты? И что будет - в самых смелых мечтах - после нее?
Если все же исключить тот вариант, что я никогда не умру, я бы хотел, чтоб уход был во сне. Чтоб я не осознавал, что умираю. Потому что не знаю, как буду реагировать. Надеюсь, что есть мир душ или сознаний, где сознание пусть уже и не развивается, но фиксируется на дате смерти и помнит всё, что было до неё. Если такой мир есть, то там можно продолжить существовать в форме сознания и встретить там всех своих родных.
О чем твои фильмы для тебя лично? И о чем ты мечтал бы снять свой magnum opus, свое завещание?
Мои фильмы всегда обо мне. Я не верю, что можно снять что-то не про себя и так, чтобы это было чем-то стоящим. Только личные сильные переживания, выраженные через фильм, стих или книгу могут проникнуть в кого-то. Потому что в них есть жизнь. Первая моя история была про студента, у которого нет денег и который решается ограбить банк. Надеюсь, когда-то я её сниму. Потом Мобилизация, Резервисты, где я говорю о текущих событиях. Скоро выйдет сериал Помчали. В нём я высказываюсь по поводу самореализации, признания и смысле творчества. Что будет дальше, я не знаю. Как по мне, Резервисты - очень важный фильм. Но это военное кино. Как будто, в этом есть некое читерство (применение недозволенных ухищрений - прим.). Как в фильмах про животных или смертельно больных людей. Хотелось бы сделать важный фильм, но в универсальном контексте. Получится или нет, время покажет.
Говорят, что культурный фронт не менее важен того, что в полях и воронках, блиндажах и окопах. Я скорее бы говорил о фронте медийном. Это - шире. Вот ты себя воином считаешь? Мобилизованный? Доброволец?
Считаю, что важнее всего реальный фронт. Он формирует настоящее. Кто сильнее, тот и прав. То, что делаю я, это формирование будущего. Фильмы будут смотреть дети, книги будут читать в школах. Это облегчит государству задачу воспитания в патриотизме.
Я не скрою: за те два года, что я по болезни навсегда (предположительно) слег, и пишу, стало ясно, что я вижу кино. Я давно уже понял, что хотел бы попробовать себя киноделом. Как и ты - финансист по образованию. И далекий от мира кино и театра. Дай напутствие: с чего начинать? Что главное? Кого брать в команду?
Главное - сценарий. Хорошая история и живые персонажи. А дальше можно и на телефон всё снять. Люди разные, но для меня всегда содержание было важнее формы. Я и делаю для таких людей. Которым важно содержание. При этом, стремлюсь улучшать и форму.
Балабанов (и, думаю, многие другие глыбы мира кино) считали, что обычные смертные часто лучше сыграют жизнь чем актеры. А как думает Агранович образца 2025г?
Бывают исключения, но актер это профессия. И у актера есть инструментарий для достижения задач, которые ставит режиссер. Человек с улицы, быть может, хорошо сыграет себя, но не кого-то ещё. Актер сможет сыграть всё. Или почти всё.
А своих детей ты отдал бы в актеры? Ведь профессия это - непростая. Особенно для тонких личностей. Проживать сотни жизней - не значит жить вечно.
Считаю, что детям не нужно мешать. Помочь можно. Направить. Но решения принимать им. Это их путь.
Когда-то, давно уже, я видел интервью выдающейся личности. Под обстрелами. Оператор и интервьюер, люди в кадре, все очень стремались. Только он спокойно стоял и говорил как ни в чем ни бывало. Мне запомнился его ответ на вопрос о главной мечте: “Я мечтаю увидеть как происходит рождение детей.” Удивительно косноязычно, до слез искренне и по-детски. И пронзительнее чем можно придумать. А в чем твоя сокровенная мечта?
Сокровенное? У меня есть любимая дочь. Хочу сына.
Спасибо огромное, что пришел к нам, Вова. Я надеюсь, что мы не прощаемся. И желаю тебе Света и Жизни. Христос Воскресе! И никто же на ны.
______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты -
ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.