Найти в Дзене
Философия f/5.6

Киев-30 :: Урри, ты узнал где у него кнопка?!!

Этот маленький, но тяжёленький фотоаппарат расположен ровнёхонько посерёдке между фототехникой и игрушками. Он истинно карманный – Агат-18 не влезет в задний карман джинсов, а Киев-30 – да. При этом размер его кадра 13х18 мм, что даже больше цифрового формата Micro Four Thirds – 13х17,3 мм. Купил я этот аппаратик в 2013 году и отснял несколько плёнок. Искать в продаже неперфорированную 16-ти миллиметровую плёнку мне было лень и я пошёл по проторенному пути изготовления резака из плёнки 135 формата. Он, к моему огорчению, царапал полоску получающейся ленты – это видно на фото. Контраст фотографий, даже после обработки в ФотоШопе, низкий, картинка «вялая». Зарубежные плёнки – дрянь! Я был разочарован и Киев-30 забросил на долгое время. Но на этом история не заканчивается; в 2025 начался второй этап изучения характера Киев-30 и тренировка приёмов съёмки им после перехода на нашу плёнку ТАСМА и Микрат-300. Немного напишу обо всей 16 мм линейке… Советские миниатюрные камеры под 16 мм плёнк

Этот маленький, но тяжёленький фотоаппарат расположен ровнёхонько посерёдке между фототехникой и игрушками. Он истинно карманный – Агат-18 не влезет в задний карман джинсов, а Киев-30 – да. При этом размер его кадра 13х18 мм, что даже больше цифрового формата Micro Four Thirds – 13х17,3 мм. Купил я этот аппаратик в 2013 году и отснял несколько плёнок. Искать в продаже неперфорированную 16-ти миллиметровую плёнку мне было лень и я пошёл по проторенному пути изготовления резака из плёнки 135 формата. Он, к моему огорчению, царапал полоску получающейся ленты – это видно на фото. Контраст фотографий, даже после обработки в ФотоШопе, низкий, картинка «вялая». Зарубежные плёнки – дрянь! Я был разочарован и Киев-30 забросил на долгое время.

Но на этом история не заканчивается; в 2025 начался второй этап изучения характера Киев-30 и тренировка приёмов съёмки им после перехода на нашу плёнку ТАСМА и Микрат-300.

Немного напишу обо всей 16 мм линейке… Советские миниатюрные камеры под 16 мм плёнку выпускались в нескольких модификациях: Киев-Вега, Вега-2, Киев-30, Киев-30М, Киев-303.

Таблица параметров всей киевской линейки.
Таблица параметров всей киевской линейки.

Киев-Вега является урезанным клоном камеры Minolta 16 II, которую начали производить в 1955 году – за 4 года до киевской камеры. На Авито есть много предложений о продаже; цены варьируются от 2000 до 5000р. Вероятно, владельцы полагают, что такая камера является раритетом и жутко востребована коллекционерами. Я же считаю, что тех, кто сейчас отснял ею больше трёх плёнок, надо отмечать почётной грамотой – резка плёнки в темноте, а потом заряжание её в кассету хороший тест на флегматичность и железность нервов.

У меня Киев-30 первого года выпуска № 7537049 и, на мой взгляд, является самым рациональным вариантом покупки. У 303-го наружный пенал из пластмассы, сейчас они наиболее дёшевы, но зато есть весёлые расцветки.

Камеру перед съёмкой я разобрал, объектив отъюстировал по матовому стеклу, протёр переднюю и заднюю линзы, проверил выдержки. Пружина замедлителя подсела, 1/30" и 1/60" он отрабатывает как 1/50" и 1/70"; 1/200" работает без замедлителя и соответствует номиналу. Счётчик размечен только на 25 кадров, но плёнку можно зарядить гораздо длиннее официальных 0,6 метров. После 25 кадра счётчик остановится, но протяжка и экспонирование продолжатся.

Объектив Индустар-М 3.5/23 мм при кроп-факторе два, имеет ЭФР 46 мм. Четырёх-лепестковая диафрагма складывается в квадрат, но бокеху получить удаётся не часто и квадратики в зафокусе на фото встречаются редко. Стёклышко перед объективом я снял – это была лишняя вероятность получить пониженный контраст, если заляпать стекло пальцами. Недостатков у Киев-30 предостаточно. Вид в рамочный видоискатель очень сильно не соответствует получаемой фотографии. Я приклеил на торец пенала оптический видоискатель. Габариты резко выросли, но брак по кадрированию пропал. Киев-30 по внешнему виду слегка приблизился к лучшей 16 мм камере – Rollei 16.

Многие пользователи жаловались на нахлёст кадров, у меня тоже такое было. Лечится аккуратной затяжкой винта оси приёмной вилки со стороны рабочего плато. Для проявки такой плёнки пришлось купить советский проявочный бачок от «Полимербыта» с тремя спиралями. В нём можно проявлять 16мм, 35мм и 60 мм. Очень удачная разработка. «Улитка», что идёт в комплекте с аппаратом, совершенно бесполезна. Нужен спецбачок. Я не режу полоски плёнок после сканирования; храню их в куске пластиковой водопроводной трубы, закрыв торцы крышками от пластиковых бутылок.

В целом и общем, камера отличная; тактильно очень приятная; шуршаще-цокающий звук затвора на 1/30” – услада моего слуха. На современных ч/б аэрофотоплёнках результат получается хороший. Зерно не очень заметно, но лучше не делать картинку больше 700 пикселей по короткой стороне. Фотографировать камерой нужно аккуратно – я получал шевеленку и на 1/200”, особенно на вертикальном кадре. Кнопка затвора очень низкая, её трудно найти не глядя. Основное использование камеры – получение удовольствия от этюдной фотосъёмки. Можно положить камеру в карман куртки, чтобы иногда вытащить этот механический девайс и щёлкнуть им какое-нибудь интересное дерево или группу прохожих.

Просто так, без глубокого поиска смысла производимого действия. Такая вот чёрно-белая, 16-ти миллиметровая ломография. Почему бы и нет? Ибо стиль ломографии – стремление запечатлеть мгновение, не заботясь о качестве снимка. Однако, качество Киев-30 может показать очень даже хорошее. Но он не так добр к владельцу, как Смена-8М. Киевом-30 надо упорно учиться пользоваться и затем аккуратно сканировать кадры.

Миниатюрные 16 мм камеры, в большинстве случаев, покупали не для себя, а в качестве супер подарка подростку (ура, у меня теперь есть шпионский фотик!). В какой-то степени, камера была проверочной – если, при всём гиморе печати со столь малого формата, интерес к фотографии не пропадал, то позже можно было подарить камеру классом выше. Да что там выше! Даже Смена-2 после Киева покажется суперской камерой, а Зенит-Е – проффикамерой. Взрослые вряд ли облизывались на Киев-30 – Зениты смотрятся намного солиднее. Сейчас всё изменилось, детЯм – смартфоны, старым дядькам плёночные камеры.

Поначалу Киев-30 стоил дорого – 30 рублей. Вероятно, спрос был не велик и его уценили вдвое; точно знаю, что в 1981 он стоил 15 рублей, как позже и модель без контакта для вспышки Киев-30М. Прилагаю цены продаваемых в то время камер.

Компиляция информации из Клуба Дальномер
Компиляция информации из Клуба Дальномер

У Киев-30 кнопку шЫдевр я, к сожалению, не нашёл, но одну классную фоточку им сделать сумел – «В метель» называется. Надо чаще фотографировать и зачётные кадры к тебе потянутся! Хотя, нельзя не признать, что Агат-18 использует плёнку гораздо эффективнее. И в качестве повседневной камеры намного целесообразнее.

«В метель» Микрат-300
«В метель» Микрат-300

Продакт-плейсмент 16 мм камер объединения «Завод Арсенал» вы можете увидеть в фильмах: «Щит и меч», «Анискин и Фантомас», «Приключения Электроника», «Смерть на взлёте», «Чистые руки» и других фильмах, про которые я забыл.

А тут я сделал небольшую подборку камер 110 формата. Там кассета была одноразовая и с раккордом. Зарядить её повторно можно, но это занятие для крепких духом. Поэтому камеры 110 формата почти никому сейчас не нужны – кассеты к ним больше на производят. Последними были Ломографы.

Много текста, фотографий и ценных советов о 16 мм камерах вы можете прочитать в этой теме Клуба Дальномер.

В следующей статье рассказ о среднеформатной камере Любитель-166У.

Статья написана без использования нейросетей.
Автор текста: Елизаров Сергей [necster].
Фотографии автора, если не указано иное.