Что вы знаете о спиритических сеансах? Как человек, не сильно погруженный в оккультные науки, наверняка не так уж и много. Представляете себе экзальтированных дам, взывающих в полумраке к таинственным призракам и принимающий любой шорох портьеры за знак из потустороннего мира. Впрочем, вы не так уж и далеки от истины. В большинстве случаев спиритические сеансы - не больше, чем нелепое представление, разыгрываемое на подмостках в провинциальном театре. Однако, предмет, который хранится в лавке господина Краузе, возможно, заставит вас изменить мнение о контактах с загробным миром.
Странная деревянная доска - Уиджа. С алфавитом латиницей, цифрами и неизменными ответами “oui” и “non”. Она покрыта мелкими царапинами и пахнет чем-то горьким. Быть может, слезами. Говорят, в Петербург к госпоже Амвросиной доска попала откуда-то с Балкан, где ею пользовались местные цыганки, чьи искусство ворожбы и гаданий известно на весь свет. Толкуют, что доска была создана одной румынской княгиней, которая основала некий оккультный орден. Чем и как занимались члены этого ордена остается загадкой, однако по утверждению некоторых сведущих в подобных делах людей, культ не чурался даже некромантии. Впрочем, можно ли верить всему, что говорят?
И вот доска, мрачная, темная, покрытая царапинами и странными пятнами, напоминающими запекшуюся кровь оказывается в Петербурге.
В ту пору в светских кругах только начала зарождаться мода на спиритизм. И госпожа Амвросина, неизменно старавшаяся следовать за модой, тут же решила собирать у себя общество и вызывать духов. Сперва приглашали французских и немецких медиумов. Однако, те по обыкновению требовали платы, и в скором времени Аделаида Александровна решила, что контакты с потусторонним миром обходятся ей весьма дорого. К тому же, во время сеансов по комнате разливался стойкий запах обмана. Как известно, человеческая натура такова, что иногда и сама не прочь обмануться. Однако, когда вам лгут за ваши же деньги, это уж совершенно непристойно.
- Я и сама могу водить руками по доске, - рассудила дама, - так отчего же и мне не стать медиумом.
И вот через пару недель перед госпожой Амвросиной лежала заветная доска. Аделаида Александровна внезапно осознала, что у нее есть два пути, которыми она может следовать как контактер. Первый путь - честный. Избрав его, следует и впрямь пытаться наладить связь с душами. Но сможет ли она? Дано ли ей? А что, если никто не отзовется? А что, если отзовется? Ах, достать бы хорошую книгу со всеми правилами по спиритизму. Но есть и второй путь - лукавый. Придется притворяться, что дух откликнулся и просить горничную стучать в стену или того хуже выдумывать всевозможные трюки с левитирующим столом.
Выдумывать трюки и устраивать представления Аделаиде Александровне было лень. И оттого она решила пойти путем правды. Но сперва немного порепетировать в одиночестве. В один из пасмурных вечеров госпожа Амвросина, пользуясь отсутствием супруга, зажгла в спальне свечи, достала Уиджу, поставила перед ней зачем-то зеркало и стала ждать. Что, в сущности, должно произойти и как понять, что дух уже здесь? - размышляла дама, - быть может, я услышу голоса или кто-то коснется моей руки.
Аделаида Александровна закрыла глаза и попыталась избавиться от собственных мыслей. Сделать это было весьма непросто, ибо мысли настойчиво крутились в голове, наскакивая одна на другую, а то и вовсе одновременно мчась по кругу. Это были мысли и о доске, о призраках и о ткани для нового платья и серебряных вилках, которые госпожа Амвросина видела в лавке Копеечникова. Помимо прочего, в комнату проникал отчаяный лай левретки, запертой в спальне для гостей. Как же настроиться на контакт? Дама беспомощно водила руками по доске и безнадежным голосом спрашивала: - Дух, ты здесь? Отзовись! Она тщетно пыталась почувствовать прикосновение ледяных призрачных пальцев к своим рукам. Никто и ничто не заставляло двигаться указатель. Вконец измучившись ожиданиями, Аделаида Александровна решила, что будет хитрить, как и все. Что, в конце концов тут такого?
Вечером в пятницу у Амворсиных собрались гости. Присутствовала вдовствующая госпожа Резчикова, отчаянно надеявшаяся установить контакт с почившим супругом, чета Лужниковых (страстные любители спиритизма, не пропускавшие ни одного подобного сеанса в городе), старая дева Ковалькина (тоже весьма охочая до всего сверхъестественного дама) и драматург местного театра Иероним Кудыкин (сложно сказать, что именно привело сего господина нынче к Амвросиным, быть может поиски вдохновения).
Едва погасили верхний свет и оставили лишь три небольших свечи на круглом столе, как у всех присутствовавших по спине пробежал легкий холодок. Было ли то следствием внутренних страхов и нервного напряжения, или же потустороннее уже объявилось в комнате, точно сказать невозможно. Однако, когда Аделаида Александровна тронула пальцами доску, она сразу же ощутила легкое касание, будто кто-то невидимый провел шелковым платком по ее руке.
- Дух, ты здесь? - стараясь звучать как можно более загадочно, спросила госпожа Амвросина.
И тут же руки ее, лежавшие на деревянном указателе стали двигаться сами собой. Точнее Аделаиде Александровне так казалось. Или это все же сама она непроизвольно перемещает эту штучку. Дамой овладели ужас и смятение. Особенно странным было то, что указатель двигался совершенно хаотично, не стараясь составить хоть сколько-нибудь читаемых слов. Гости со страхом и недоверием посматривали на хозяйку дома. Вдова Резчикова подозревала обман, Лужниковы, как и всегда, когда происходило что-либо необычное, пищали от восторга, Ковалькина недоуменно раскрыла рот, а драматург Кудыкин, словно бы испытывал за Аделаиду Александровну стыд.
Когда же силы, заставлявшие госпожу Амвросину елозить руками по доске, наконец-то оставили даму в покое, на лицах всех присутствовавших, кроме Лужниковых выражался конфуз.
Остаток вечера провели в светских беспредметных разговорах, и, скомкано попрощавшись, разошлись по домам.
Оставшись одна, Аделаида Александровна все еще пребывала в неловком замешательстве. Хотела одно, а вот оно как все вышло. И призрак не явился, и лукавить не удалось. О том, что же это было за явление, Амвросина и решила не думать. Однако, внезапно кто-то начал думать за нее. В голове совершенно неожиданно промелькнула мысль:
- Надо бы завтра перед спектаклем попросить Антуана не пускать Еремеева.
Дама в ужасе уставилась на себя в зеркало. Перед каким спектаклем? Какого еще Антуана? И кто такой Еремеев? Театр Аделаида Александровна не любила, а потому и спектакли посещала редко. А про Антуанов и Еремеевых так вообще ничего не известно. Так зачем же я это подумала? - размышляла она.
- Уж очень он навязчивый тип, этот Еремеев. От таких непременно жди беды. - вновь непонятная и чуждая жизни Амвросиной мысль пронзила ее сознание.
- Да, господи Боже! Что же это за дьявольщина такая? Кто здесь? - воскликнула вслух дама.
- Ах, какая громкая противная женщина. - раздался тоненький женский голосок в голове Аделаиды Александровны. - И какие немодные брови. Такие уж никто и не носит.
Госпожа Амвросина в ужасе уставилась на свои брови. Неужто, и впрямь не носят? - спросила она себя.
- Ах, помолчите, помолчите! - ответил ей голосок.
- Сама помолчи! - громко огрызнулась дама. Аккурат в этот момент в комнату вошел приехавший из города N Аврелий Михайлович и с удивлением уставился на супругу.
- С кем это вы тут разговариваете?
- Сама с собой, - выпалила Аделаида Александровна, - как говорится, мысли вслух.
- Хм, - муж огляделся и даже недоверчиво заглянул за портьеры.
- Это, право, оскорбительно, - воскликнула Амвросина, и тут же чей-то голос вложил в ее уста другую, более странную фразу, - если вы ищете Еремеева, его тут нет.
Аделаида Александровна тут же охнула и закрыла руками рот.
- Еремеева? Это еще, позвольте узнать, кто? - Аврелий Михайлович начал нервно ходить по комнате, - Еремеева, значит? Интереееесно. Очень интересно. Стало быть, вы даже не отрицаете?
- Нет. То есть да. Я отрицаю. Это не я. Должно быть, дух, - отрывисто и путанно начала оправдываться супруга.
- Дух? Чей дух? Еремеева? У вас в любовниках привидение? Или вы вызвали дух покойного обожателя? - саркастично поинтересовался Амвросин.
- Нет. Это, видимо, дух какой-то дамы, чей... - голос снова не дал Аделаиде Александровной завершить мысль, - Вы не видели Антуана? - выпалила она пискляво.
- Ах, тут еще и Антуан? - муж присел на кресло и с горькой улыбкой поглядел на супругу, - Очень интересно. Прямо-таки необычайно интересно. Еремеев, - он начал загибать пальцы, - Антуан. Кто еще? О! Наверняка этот проныра Кудыкин! Иначе бы зачем ему еще к вам захаживать?
- Нет-нет-нет! - запротестовала дама. Однако, было уже поздно. Господин Амвросин, демонстративно хлопнув дверью, покинул супружескую спальню.
Расстроенная и обескураженная подобным поворотом событий, Аделаида Александровна расплакалась. Сквозь чужие визгливые реплики, пронзающие ее сознание, она все еще могла думать самостоятельно, и та часть, которая была ей подвластна, решила, что внутри поселился неприкаянных дух какой-то дамочки и дух этот нужно непременно из себя изгнать. А как изгнать дух, явившийся через спиритическую доску? Конечно же снова через Уиджу.
Госпожа Амвросина не стала долго раздумывать, тем более что это становилось все тяжелее и тяжелей. Она достала злосчастную доску и все оставшиеся силы стремилась вложить в указатель.
- Дууух! - взывала мысленно дама, - немедленно покинь мое тело!
- А с чего бы это вдруг? - ответил ей писклявый голос.
- Хм. Жить в дамском теле это конечно что-то! - внезапно отозвался новый, на этот раз мужской баритон.
- Господи! Да что же это такое! Неужели еще один? И все в моей голове! - Аделаида Александровна была в отчаянии.
- Да уж, не такой я себе представляла загробную жизнь! - воскликнула некая пожилая дама.
Госпожа Амвросина издала истошный крик и лишилась чувств. Можно только догадываться, что происходило в голове бедной женщины, пока ее собственный разум временно впал в забытье.
Утром Аделаида Александровна обнаружила себя в постели. Горничная, взвалившая по всей видимости на себя обязанности сиделки, дремала в кресле.
- Что... Что со мной произошло? - спросила она слабым голосом, когда Катерина наконец-то проснулась.
- Ой, барыня! Да в вас словно бес вселился. Вам бы в церковь сходить. Иди к дохтуру.
- Ох, ну кого вы, моя дорогая слушаете, - раздался в голове мужской голос, - ну к какому еще дохтуру? Мы ведь вполне можем сосуществовать.
- Нет, не можем, - перебила его визгливая дамочка, - не хочу я с вами тут сосуществовать.
Аделаида Александровна издала полный горечи вздох, рухнула на подушки и горько простонала:
- Позовите Крестецкого. Скажите пусть даст мне опий или что-нибудь для забытья. Не могу. Не могу я так.
Прибывший в скором времени доктор Крестецкий, дал госпоже Амвросиной успокоительные капли, и та на несколько часов она погрузилась в тяжелый сон.
Все это время супруг несчастной женщины находился в полной уверенности, что все эти обмороки следствие нервных потрясений, нанесенных бесчестными любовниками неверной жены.
- В какое немыслимое распутство впала. И это моя жена! Где такое видано? Что делать? - рассуждал он, безуспешно стараясь сохранить хладнокровие, - дуэль? Стреляться? Нет. Мне это нельзя, да и как-то глупо.
Однако, доктор поспешил развеять его подозрения.
-Боюсь, у вашей супруги деменция прекокс, слабоумие - заявил Крестецкий. - Если так и далее будет продолжаться, рекомендую поместить в лечебницу.
У господина Амвросина отлегло от души. Сам не зная почему, он решил, что быть мужем безумицы куда приятнее, чем подлой изменщицы. И потому, едва услышав выводы врача, Амвросин с видом заботливого супруга направился в спальню Аделаиды Александровны.
- Ах, голубушка, ну что же вы сразу не сказали, что за демоны вас терзают, - он ласково погладил жену по лбу.
- Доска... - слабо произнесла дама и тут же из рта ее раздался визгливый выкрик, будто ей не принадлежавший: - Сами вы демон!
- О! - удивился муж, - должно быть это от болезни.
- Доска... Духи... - стонала Аделаида Александровна, - уничтожьте или уберите.
- Не надо, - взревела она же почти мужским басом.
Аврелий Михайлович в ужасе глядел на жену. Однако, на счастье, тут подоспела Софи Лужникова, которая через прислугу узнала, что Аделаиде Александровне не здоровится и пришла узнать не следствие ли это того сеанса. Именно от любопытной дамы господин Амвросин и узнал, что именно случилось накануне вечером. Так вот о какой доске она, стало быть, толкует.
- Отдайте ее нам, - заискивающе попросила Лужникова.
- Кого? Аделаиду?
- Да нет же. Доску. Быть может, если избавиться от доски, то вашей супруге станет легче.
Аврелий Михайлович, будучи человеком весьма скептическим в отношении всего сверхъестественного, в магические свойства доски не поверил. Однако, отдать странный предмет Лужниковой согласился.
И о чудо! Тем же вечером Аделаида Александровна пошла на поправку. Обретя в прямом смысле слова свой собственный голос, она сбивчиво поведала супругу свою версию событий и заключила, что теперь Софи находится в жуткой опасности.
Позже выяснилось странное. Точно известно, что госпожа Лужникова принесла Уиджу домой, и, по заверению горничной, заперлась с ней в спальне. В скором времени к ней присоединился супруг и началось страшное. Из комнаты стали доноситься разные голоса, будто там было не два человека, а целая дюжина. Они кричали, спорили, умоляли друг друга, угрожали, даже крушили мебель. Все это продолжалось до самого утра, и лишь на рассвете кухарка слышала, как супруги, снова громко переругиваясь покинули дом. С тех самых пор никто не видел ни Софи, ни ее мужа.
Амвросины опасались забирать доску из дома Лужниковых, и Уиджа какое-то время просто пылилась в одной из спален дома. За время отсутствия хозяев, в особняке произошел пожар. Сгорели многие ценные вещи, антикварная мебель, книги, и даже украшения Софи, заботливо унесенные в узелочке горничной, были покрыты гарью и копотью. Лишь Уиджа как новенькая лежала среди пепелища.
Несложно представить кто в подобной ситуации завладел доской. Нищие, бродяги, воры и преступники. Где только не появлялась Уиджа после, чьи только, не видавшие мыла руки не трогали ее деревянные буквы. В какой-то момент был утерян указатель, а сама доска покрылась странными пятнами и царапинами. Можно лишь догадываться какой хаос посеял этот предмет в тех народных слоях, куда занесла его нелегкая. Ходили слухи об одержимых духами бандах, разбойничавших в сомнительных районах города. А иные, напротив, утверждали будто бы некоторые отпетые негодяи внезапно становились на путь добрых деяний, словно в них вселился другой человек. (Знали бы они, как близка истина!)
След Уиджи то теряется, то вновь находится в самых, казалось бы, неожиданных местах. Она объявлялась и в лондонских трущобах, и в парижских салонах, снова бывала на Балканах и в горах Трансильвании. Говорят даже где-то в Вест-Индии у некоего раджи видели нечто похожее на нашу Уиджу.(ее узнали по одной отвратительной царапине, которую оставил один пренеприятный субъект).
И вот, наконец, доска очутилась там, где ей самое место. В лавке странностей господина Краузе. Судя по тому, какую сумятицу Уиджа вносила в жизнь всех, кому выпало несчастье ею обладать, я решительно не рекомендую ее к приобретению. Да и зачем вам духи и спиритизм? Разве в жизни мало удивительных вещей?
#мистика #страшные_истории #страшные_рассказы #гадания #спиритизм