Изучая книгу Михаила Вершинина "Внутри секты", я понял, что, как минимум, дважды меня пытались завербовать в самые настоящие секты. Как и какие именно, а главное - почему так и не завербовали, читаем в этой публикации.
Жертвы этой секты прыгают с моста
Буквально вчера я присутствовал на прямом эфире с автором книги, в ходе которого прозвучало название международного бренда "Лайфспринг" как типичного примера успешного психокульта. "Лайфспрингу" досталось не только на эфире: от страницы к странице Михаил периодически упоминает эту структуру, как крайне опасную организацию, жертвы которой эпизодически сводят счёты с жизнью.
Оказывается, меня пытались завербовать в "Лайфспринг" году этак в 2008.
Покопавшись в Сети, я убедился, что у "Лайфспринга", как у любого успешного проекта, масса клонов. Появившись ещё в 70-х годах в США, этот вид "тренингов личностного роста" распространился по всему миру, пропустив через себя около 400 000 человек. Некоторые из которых прыгнули с моста.
В книге "Внутри секты" Михаил описывает эффективный механизм вербовки, который заключается в принципе "приведи друга". Суть в том, что незнакомому человеку на улице нам отказать легко, но если на встрече настаивает старый друг или родственник - как тут не уделить полчасика на приватную беседу?..
В то время я тренировал ребят в бойцовском клубе в Йошкар-Оле.
Один из моих подопечных позвонил и попросил о встрече. Я не был удивлён: обычное дело, когда кто-то из ребят идёт советоваться с тренером или просить о помощи. Как однажды в ходе разговора со мной заметил тренер по айкидо:
- Для боевых искусств характерна ставка на некую закрытость, клановость, что делает школы боевых искусств похожими на секты. По крайней мере, так это воспринимает обыватель.
Уверен, что если бы автор книги решил походить по школам рукопашного боя, то, наверняка, создал бы для них специальный термин - "воинские культы" и пополнил бы названиями спортивных клубов список тоталитарных сект. Ибо тут тебе все признаки сектантства по Вершинину:
- Бескомпромиссный авторитаризм.
- Ничем не прикрытое психофизическое насилие.
- Сбор денег.
- Иногда мудрёная философия.
Мой ученик пришёл на встречу в пиджаке и галстуке, чем сразу спалил контору.
Если их так учили работать с потенциальными "клиентами", то они явно не учли необходимость индивидуального подхода. Ко мне нужно было идти в камуфляже и бомбере, чтобы не вызывать подозрений. Но что самое странное - в руках этого чувака был дипломат. Причём, как потом выяснилось пустой.
В сериале "Кобра Кай" сенсей-неудачник Джонни Лоуренс ходит на собеседования с пустым дипломатом, чтобы произвести впечатления на работодателей. Очень крутой приём "манипулирования сознанием" из области "чёрной психологии". Правда, работал этот приём почему-то не очень.
Далее у меня с моим подопечным-вербовщиком состоялся короткий, но знаменательный диалог.
- Сначала он что-то старательно рисовал на листе бумаги, пытаясь объяснить мне непонятными словами суть дела.
- Потом я допетрил, что он хочет сказать: "Тренер, у тебя есть проблема!".
- Когда я это допетрил, то возложил на его хрупкое плечо свою мозолистую длань и сказал: "Друг мой! Проблемы не у меня. Они - у тебя! А чтобы их у тебя не было - оставь все остальные секты, кроме нашей и сосредоточься на тренировках!".
В этот момент у вербовщика было озарение, сопровождаемое яркими религиозными переживаниями. Он осознал, что вера моя крепка, а секта тоталитарна. И сектистее моей секты точно не сыскать в Йошкар-Оле, а посему дальнейшие переговоры не имеют смысла.
И он ушёл. А я, будучи крайне доверчивым и человеколюбивым, вновь позволил подвергнуть нещадной эксплуатации своё доверие и, спустя какое-то время, попался уже другому вербовщику на крючок. И на этот раз меня вытащили на собрание сектантов.
Жертвы этой секты мечтают о деньгах, но никогда их не получают
В то время довелось мне зарабатывать себе на кусок хлеба опасным, но благородным ремеслом промышленного альпинизма. А бригадир наш по прозвищу "дядя Вадик" изменял промальпу с Amway - типичной коммерческой пирамидой, где люди продают друг другу зубные пасты и молятся на золотого тельца.
Я молился на свой недавно купленный травмат и мне было абсолютно плевать на чужих тараканов.
Но дядя Вадик знал моё слабое место. Он позвонил и сказал заговорщецким тоном:
- Нужно встретиться.
Я сразу понял: дело нешуточное. Отработанным движением бросил в кобуру начищенный травмат, зашнуровал берцы и обзвонил пацанов. На встречу мы пришли целой компанией и во всеоружии.
Толстые домохозяйки и очкастые дрЫщи в пиджОках были нимало удивлены нашей бритоголовой орде, явно дисгармонирующей с травоядным фоном мероприятия.
Я, конечно, самый первый сообразил, куда нас вытащил дядя Вадик подлой хитростью. Потому что у меня тётушка уже почай лет семь к тому моменту продавала ихнюю пасту соотечественникам, называя себя то ли сапфиром, то ли яшмой. Короче, я как пасту эту увидел в руках какого-то ушастого оратора, то сразу вспомнил тётушку, и её трёхкомнатную квартиру, заваленную сим "не имеющим аналогов добром".
Однако мне было очень стыдно, когда братан ткнул меня локтем пониже кобуры (оперативка, если что) и процедил сквозь зубы:
- Какого лешего ты нас сюда приволок?
Мы ушли без скандалов и претензий, что было само по себе нехарактерно для нашей компании. Потому что, как я уже сказал, какими бы там сектантскими делами не занимался Amway, но наша-то секта была куда крепче во всех отношениях. Поэтому действительно умные вербовщики никогда не будут вербовать матёрых сектантов - это совершенно бессмысленно. Возможно, этим объясняется тот факт, что мои знакомые из других "сект разной степени деструктивности" (термин, используемый автором книги "Внутри секты") даже не пытались меня переманить на Тёмную сторону, хотя мы знакомы много лет.
Секты, которые не пытались меня вербовать
С анастасиевцами и кришнаитами у Михаила Вершинина особо нежные отношения. Вторых он называет не иначе как "пока не запрещённые", а первых - "обладающие разной степенью деструктивности", имея в виду, что в отличие от кришнаитов, анастасиевцы менее структурированы, менее авторитарны и сектантствуют, кто во что горазд.
Лично я знаком и с теми, и с другими много лет.
Чем они не понравились автору книги, я пока не выяснил. Являясь идейным атеистом и материалистом, оставляю право за людьми верить, во что они хотят и называть своих богов любыми именами. Что же касается размеров тараканов в их головах, то, как я уже говорил, ни один из них не сравнится с размерами моих собственных, покушаться на которых не позволю никому.
Кстати говоря, на вчерашнем эфире, ни автор книги, ни его коллеги, так и не смогли ответить на неоднократно поднимавшийся вопрос, что такое секта. Потому что, как объяснил Михаил, он - психолог, а не религиовед. Тогда непонятно, почему он сам с такой охотой развешивает ярлыки сектантов на всех, кто "пока не запрещён", но кого хулить уже можно без особых последствий.
А вот моё мнение относительно сект.
Секта - это религиозная группа, отколовшаяся от основного учения. Поэтому некорректно называть сектантами тех, кто ни от кого не откалывался, и тех, кто не стоит на религиозных позициях. Мошенников нужно называть мошенниками, воров - ворами, маркетологов - маркетологами, а сектантами - только сектантов. И судить людей важно не за то, что их тараканы отличаются от твоих собственных, а за конкретные преступления. В соответствии с буквой закона.
Мои ресурсы: ВК Телеграмм Ютуб