Пожалуй, не найдется человека, ни разу не видевшего изображения Будды. Я не исключение. У меня живут две одновременно похожих и не похожих друг на друга фигурки. В самом деле, вариантов изображения Великого Учителя так много, что поневоле задаешься вопросом: а что, так можно было? Где каноны, по которым, например, в христианстве пишут иконы, а в католицизме составляют витражные мозаики?
Но так было не всегда. Изначально первые последователи учения о преодолении страданий считали, что сакральное «искусство» не должно использовать человекоподобных образов божества, пророков и других героев священной истории.
Позже этот принцип получит название «аниконизм». И до сих пор он является основным в исламской религии и запрещает изображать в физическом теле не только Аллаха и пророка Мухаммеда, а вообще всех живых существ.
Из положения первые буддисты выходили следующим образом: вместо человеческого облика Будды они показывали его символически. Например, в виде дерева Бодхи или пустого трона. Это также могли быть лошадь без всадника и колесо дхармы, а еще - след босой ступни или даже просто «пустое место»! Такой была самая древняя индийская традиция, и так в ней метафорически раскрывались вся земная жизнь и ступени учения Сиддхартхи Гаутамы.
Но стоило Александру Македонскому завоевать царства Средней и Южной Азии, и древнегреческое искусство проникло в культуру буддизма. На тот момент она существовала уже больше тысячи лет, считая со смерти Будды в 544 году до н.э. (дата официально признана ЮНЕСКО, согласно ей в 1956 г. праздновалось 2500-летие буддизма). Так, в I веке нашей эры появились первые скульптурные изображения Будды в человеческом обличье.
Сегодня статуи Будды поражают разнообразием поз, жестов, мимики, одежды и даже объемом тел. Некоторые божества, как правило, улыбающиеся или смеющиеся – с толстыми щеками и большим животом. Другие выглядят так, что сразу понятно: предпочтение отдают духовной пище. А есть и настолько истощённые, что похожи на скелетов.
Как правило, Будду в облике человека изображают в одном из четырех положений – сидящим, стоящим, лежащим или идущим.
О появлении этих четырех поз сложена легенда: для убеждения неверующих Учитель сотворил множество своих «двойников», находящихся в разных позах и чудесным образом заполнивших всё воздушное пространство – так свершилось Великое чудо в Саваттхи.
Помимо этого существуют тысячи мудр (жестовых комбинаций) из положения рук и пальцев божества, каждая из которых выражает одну мысль, символ или даже мантру (священный гимн).
Давайте совершим виртуальное путешествие по странам, в которых исповедуют буддизм, и убедимся в разнообразии образов Великого учителя, представленных в его статуях.
И начнем мы с первой ступени учения, воплотившейся в статуе сидящего Будды. Этот вид статуй называется Шакьямуни и изображает Будду человеком - принцем Сидтхархой Гаутамой из рода Шакьев. Именно поэтому у него удлиненные мочки ушей – знак королевского происхождения.
Если сидящий Будда - толстый, улыбается или даже смеется, а в руке держит чашу с дарами, иногда – связку монет или чётки - весь его вид говорит о наслаждении радостями бытия. Это изображение Будды также называют «хотей» или «бог богатства и исполнения желаний». Всё сбудется, потрите ему животик))
А если сидящий Будда выглядит так, словно он – сторонник здорового образа жизни, то есть, невероятно стройный, иногда даже истощенный или вообще в облике скелета, знайте – это принц Гаутама проводит дни в добровольном изгнании под деревом Бодхи, пытаясь постичь истинную причину страданий людей. Но теперь его имя – Бодхисатта, что значит – ищущий просветления.
Статуи сидящих Будд всегда расположены на пьедесталах, часто – в виде лотоса, символа бессмертия, а иногда на троне, опирающемся на львиные фигуры. Это попытка примирить древнюю и новую традиции в изображении божества.
Стоящий Будда называется Гандхаран - аскет, тело его истощено, но на лице – выражение уже наступившего просветления. Он одет в монашескую одежду и не имеет украшений, что говорит о том, что человек Сиддхартха Гаутама, сын правителя небольшого королевства у подножия Гималаев, добровольно отказавшийся от своего статуса и мирских благ, уже в прошлом. Правая рука таких статуй, как правило, сложена в мудру «не бойся» - найди в себе мужество пойти по выбранному пути. Но иногда руки стоящего Будды скрещены на животе, груди или просто опущены вниз, это – разные этапы его семилетней медитации.
Последний этап земной жизни Учителя воплощен в статуях Лежащего Будды. Здесь он, уже 80-летний, показан в последний миг своей земной жизни, готовый войти в паранирвану – безначальный и бесконечный поток покоя и счастья. Часто в этом воплощении у Будды – огромные ступни, инкрустированные драгоценностями или исписанные священными гимнами. И то, и другое – символы духовного богатства, обретенные им на жизненном пути.
И наконец, Будда идущий – единственный вид скульптуры, изображающий его в виде божества. Будда спускается с небес на землю после проповеди богам и своей матери Майе, чтобы воплотиться в человеческом облике и продолжить миссионерские хождения. До появления статуй этот момент в древней традиции изображали как раз в виде следа ступни.
Помимо поз и положения рук изображения Будды различаются еще и одеяниями. И, судя по их разнообразию, гардероб у божества достаточно большой. Пышные одежды со множеством складок и драпировок – реплики нарядов античных статуй, практически полностью заимствованные первыми скульпторами буддистов у древних греков. Бывает Будда совершенно «не модный» и одет предельно минималистично. И хотя есть скульптуры, где одежда так плотно облегает тело Будды, что оно будто просвечивает сквозь тонкие ткани, но зато состоит она из трёх традиционных частей - верхнего плаща, нижней несшитой юбки на поясе и широкой накидки. И даже монашеское облачение Будда носит по сезону: летнее – с открытым правым плечом, свернутая накидка – у ног, зимнее – плащ накинут на плечи и окутывает всю фигуру.
Цвет скульптурных изображений Учителя тоже поражает разнообразием . Традиционно – золотой или белый. А вообще – любые цвета материала, из которых они изготовлены. Красный песчаник – и Будда красный, дерево – и все оттенки коричневого, латунь - вот уже он желто-зеленый. И даже раскрашенные в яркие, сочные цвета.
Еще одна необычная черта буддистских статуй – это их невероятно гигантские размеры, сопоставимые с христианскими соборами. В чем причины этой гигантомании, никто не может дать однозначного ответа. Самые логичные: статуя и есть храм; коллективное создание этих скульптур сближало верующих; чем больше статуя, тем больше люди жертвовали на ее постройку, а значит – больше начинали думать о духовном, чем о материальном.
Ну а лично я считаю, что чем больше Будда, тем важнее урок, который он нам преподает.
И всё многообразие обликов Будды как нельзя лучше демонстрирует принцип всеобщего человеческого равенства. Статуи создают люди, и они не связаны в своем созидании строгими канонами. Наоборот, комбинируя их каждый раз по-новому – в соответствии с потребностью души, менталитетом или культурой – верующие обретают гармонию своих дней.
Возможно, лет через 100 или 150 люди станут создателями новых статуй Будды и выразят в них СВОИ желания и цели. Каноны изображения Будды – это свобода мысли и творчества. Их можно комбинировать, каждый раз создавая нового «будду» с новыми посланиями человечеству.