Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Аркадия Пластова. Наш выбор. Часть 2

Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Аркадия Пластова, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице.

Аркадий Пластов
Аркадий Пластов

8 картина. «Жатва»

«Жатва»
«Жатва»
  • Дата создания: 1945 год
  • Размеры: 166 х 219 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Пластов в своих картинах достаточно часто обращается именно к крестьянским мотивам Руси, именно к той, которая уже никогда не вернётся и уже давно канула в лету. В полотне под названием «Жатва» мастер искусно показывает тот самый момент, когда вся семья уселась отдохнуть. В это время они уже скосили всю пшеницу и отложили косы в сторону, стога и снопы уже готовы и поэтому вдалеке можно заметить, как крестьяне начали их увозить.

Вся семья поработала на славу, начиная от самого молодого и заканчивая самым старым дедушкой, поэтому они все дружно взяли в руки ложки и готовятся отужинать. Стоит отметить, что художник очень придирчив к деталям и поэтому изображает в руках одного из мальчиков кувшин, с которого он, по всей видимости, пьёт молоко. В подобном кувшине, оно не греется и держит оптимальную температуру долгое время. За всем этим действием смиренно наблюдает беспородная собака, в надежде на то, что ей тоже что-нибудь перепадёт с крестьянского «стола».

Несмотря на то, что в то время все ходили босиком, художник, опять уделяя внимание деталям, делает акцент на обуви старика, так как без особых проблем можно поколоть себе ноги. Естественно самым ярким и колоритным образом картины остаётся старик, он с бородой и густыми непричёсанными волосами, держит одной рукой краюху хлеба, а в другой ложка из древа, которой он, скорее всего, черпает суп. Весь наряд старика очень прост и состоит из штанов, да рубахи синего цвета. Дети также не отличаются разнообразием гардероба, но далеко не это центр картины и её мысль – главное – это огромное поле, которое раскинулось вокруг них. Сия картина предоставляет своему зрителю радостное, чистое и светлое чувство той давно ушедшей поры, на фоне красивейших бескрайних просторов Руси. Именно такие эмоции и старался воплотить художник в картину, и это у него отлично получилось.

9 картина. «Родник»

«Родник»
«Родник»
  • Дата создания: 1952 год
  • Размеры: 221 х 121 сантиметр
  • Место нахождения: Национальная Галерея Армении (Ереван, Армения)

Мы видим на картине силуэт девочки, стоящей на фоне густых, зелёных растений, окружающих сильнонаклонённое дерево, держащей в руках коромысло с большими железными вёдрами. Одно из них наполняется огромным потоком чистой, прозрачной воды из небольшого родника, выплёскиваясь, ручьями на землю. Это создаёт динамику композиции полотна. Она одета в лёгкое, с миниатюрным узором, платьице, а голову обрамляет чистая белая косынка, из-под которой выглядывают золотистые косы. Девочка серьёзна и напрямую сосредоточена на процессе набора воды, стоя босиком на маленьком деревянном мостике. Чистая, кристальная и прозрачная вода сочится из тёмного железного ведра и символизирует богатство полноводных рек России.

Цветовая гамма полотна достаточно тёплая. Это выражено в жёлто-зелёных красочных мазках растений и алом румянце девицы. Также солнечные акценты проявлены в цветовых пятнах её одежды. Наблюдается битва контрастов. Светлые тона контрастируют с тёмными. Таким образом, создаётся гармоничность написанной картины. Работа сделана с помощью масляных красок на холсте. Стиль живописи, выбранный Аркадием Пластовым для этой картины, был социалистическим реализмом. Он отражал события и сюжеты из народной и политической жизни. Здесь не нужно искусствоведческого образования для понимания увиденного. Всё прописано академически точно и без философских смысловых нагрузок. Однако радует глаз обычного человека и дарит положительные эмоции!

10 картина. «Деревенский Март»

«Деревенский Март»
«Деревенский Март»
  • Дата создания: 1964 год
  • Размеры: 114 х 170 сантиметров
  • Место нахождения: Ульяновский Областной Художественный Музей (Ульяновск, Россия)

Это большое живописное полотно, которое является достоянием советской эпохи и относится к социалистическому реализму. Её действие происходит в марте месяце – ранней весной. Начинается сезон сельскохозяйственных работ, несмотря на то, что на дворе ещё зимняя снежная погода. Только начинает таять снег, и природа пробуждается из долгого сна. В центре композиции – маленький мальчик, одетый совсем в лёгкую летнюю одежду в виде жёлтой рубашечки и коричневых штанишек. Он стоит, опираясь на вилы. Привёз навоз, часть сбросил на землю и замер, греясь на солнышке.

Справа нагнулся к земле бело-коричневый конь с тёмной гривой, который ест сухую траву. Он смотрит внимательно только на свою еду перед глазами. Также рядом с мальчиком с левой стороны можно увидеть двух больших деревенских собак. На заднем плане полотна прямо перед зрителем виднеются серовато-чёрные силуэты коней и людей, стоящих в огромной сформированной копне жёлтого, засушенного сена, а также синий трактор. Сквозь тающий в некоторых местах, белый, густой снег разливает свои воды синяя, кристально чистая река.

Живописное полотно написано в холодной цветовой гамме с преобладанием белых, голубых и тёмно-синих оттенков, контрастирующих с золотисто-жёлтыми тонами. Жанр работы – пейзажная живопись. Для неё характерно изображение мотивов природы, куда могут быть вписаны фигуры людей и животных. Сюжетом картины является деревенский уклад, и она довольно динамична по характеру композиции. Рабочий, крестьянский люд трудится на благо своей страны. Им совсем не страшны суровые морозы, холода. Даже самые маленькие что-то делают для своей Родины. Понятие труда превозносится до небес и наделено идеологическим смыслом.

11 картина. «Солнышко»

«Солнышко»
«Солнышко»
  • Дата создания: 1966 год
  • Размеры: 121 х 175 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

На картине мы видим улыбающуюся мать в простом хлопчатобумажном белом платье, она придерживает левой рукой своего полуобнажённого маленького сыночка, одетого в одну светло-зелёную рубашечку. Правой рукой женщина закрывает лицо от яркого палящего солнца, слегка прищуриваясь. Они спокойно лежат на мягкой зелёной траве.

С одной стороны люди перед нами окружены природой в виде зеленовато-жёлтых растений и серо-коричневых стволов деревьев, а с другой предметами быта. Это плетённая из лозы крупная корзинка, небольшие, суженые к верху кувшины из прозрачного стекла и керамики белых и синих цветов, внутри которых присутствует обилие сочных чёрных и красных ягод, похожих на смородину, а также большие синие вёдра с собранным урожаем из спелых жёлто-зелёных яблок и ярких травянистых крупных огурцов. Сразу чувствуется вкус и аромат съедобных фруктов и ягод. Возникает сильное желание взять в руки и как можно быстрее их попробовать.

На картине мы также можем видеть сорванный цветок подсолнуха с коричнево-чёрными вкусными семечками, сине-красный мяч, рыжую лохматую собаку и светло-серую небольшую лавочку. Кажется, животное также отдыхает, как и женщина с ребёнком. Полотно наделено тёплой цветовой палитрой в нежных пастельных тонах, где только некоторые яркие детали контрастируют. Художник выделил насыщенными масляными красками фрукты и цветы, что является представлением определённого богатства и невероятной красоты деревенской жизни.

12 картина. «Купание Коней»

«Купание Коней»
«Купание Коней»
  • Дата создания: 1938 год
  • Размеры: 201 х 300 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Действие этой картины происходит в летний период. Обнажённые, сильные мускулистые мужчины купают своих коней возле берегов. Вода в реке спокойная, освещённая солнечным светом, вокруг неё фактически всё и происходит. Работа сделана определённо в холодной цветовой гамме, где сочетаются синие, голубые тона реки, бежево-розовые цветовые пятна в обрисовке людских тел, коричнево-чёрных оттенков кожи и гривы в прописи коней. И только мелкие рефлексы солнечных отблесков света контрастируют со всеми цветовыми пятнами.

Сюжетом произведения является обычный простой люд, который купает своих любимых животных – коней. Здесь нет смены настроений, но присутствует характерный ритм и движение. Всё дышит здоровьем. Люди очень счастливы. Их щёки налиты ярким алым румянцем, а белые зубы сверкают искренней улыбкой. Они испытывают радость от согревающего солнышка. Как будто происходят съёмки интересного художественного фильма на природе. Зритель находится в самом центре событий! Двое, пышущих здоровьем, парней перед нашими глазами держат хваткими и сильными руками чёрно-коричневых коней за поводья. Всё досконально, отсутствуют какие либо изъяны. Произведение относится к стилю социалистического реализма, который отражает жизнь такой, какая она есть, натуральной и без притворства.

13 картина. «Юность (Отдых)»

«Юность (Отдых)»
«Юность (Отдых)»
  • Дата создания: 1953 год
  • Размеры: 204 х 170 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Картины Пластова живые и яркие, насыщены светом и зеленью. Используемые художником краски переливаются и играют на полотне, придавая творению теплоту и некую навеянную пейзажем меланхолию. «Юность (Отдых)» – это песня самой жизни, которую художник сумел передать в красках так, как не мог этого сделать никто другой. Полотно буквально кричит зрителям о своей любви к жизни, природе, самому существованию. Проявляется это, прежде всего, в цветущем и зеленеющем летнем луге, в колеблющихся под порывами лёгкого тёплого ветра травами и в юноше, решившем прилечь отдохнуть после долгого рабочего утра.

Юноша лежит полуобнажённым, без рубашки, предоставив своё молодое тело лучам жаркого полуденного солнца, от которого он нехотя прикрывается рукой. Такое положение молодого человека говорит нам о его беззаботности, свойственной, к сожалению, исключительно молодости. Как следует отдохнув, он вновь примется за дело, но сейчас он хочет только одного – понежиться под тёплым солнышком и быть может даже вздремнуть. Юную его силу, в пору которой он едва вступил, подчёркивают колосящиеся нивы, наливающиеся хлебом и живительной благодатью.

Сон парня охраняет верный пёс, высунув язык, он напряжённо наблюдает за лежащим человеком, готовый по первому же знаку вскочить и продолжить путь. Собака не решается выказывать своё нетерпение, хотя, по всей видимости, ей очень не хочется сидеть на одном месте, она также молода, как и её владелец, потому полна энергии, что видно из навострённых слегка согнутых ушей, и любопытных сверкающих глаз. Время вокруг замерло и остановилось, чтобы дать как природе, так и одному из величайших её творений насладиться мигом пришедшей юности, повторить который под силу только кисти художника.

14 картина. «Колхозный Праздник»

«Колхозный Праздник»
«Колхозный Праздник»
  • Дата создания: 1937 год
  • Размеры: 188 х 307 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Сын и внук иконописцев, признанный партией советский художник Аркадий Александрович Пластов, отлично известен своими крестьянскими картинами, которые отражали собой жизнь рабочей деревни. Одной из таких картин является «Колхозный Праздник», впервые презентованная на выставке Индустрия Социализма в 1937-1938 годах и принесшая большую популярность Пластову. Полотно привлекает своей яркой красочностью и массовостью.

Для данной работы художником было сделано около двухсот этюдов простых колхозных рабочих людей, именно поэтому её называли большим портретом русского крестьянства. В ней автор показывает нам эпизод из послевоенной жизни, в котором чувствуется возражение той былой радости и спокойствия до Великой Отечественной войны, она агитирует на счастье, призывает продолжать жить. В центре картины праздничные столы со всеми деревенскими яствами, на одном из них стоит один из символов русской деревни – самовар, который угощает всех горячим чаем. Транспарант, над которым портрет Иосифа Сталина, буквально кричит всей округе, что «Жить стало лучше, жить стало веселее». И действительно – на картине выходной день, может быть праздничный, люди счастливы, они танцуют и поют, просто разговаривают, всё самое страшное уже давно позади.

Картина после опубликования имела продолжительную историю. Пластова после XX съезда КПСС партия просила убрать с картины портрет Сталина, но художник наотрез отказался, аргументировав это тем, что изначально присутствие этого портрета не задумывалось, но его упорно просила поместить туда та же самая партия, поэтому убирать он его не собирается, путь остаётся там навсегда. Так и случилось, портрет остался на полотне навсегда.