Сегодня поговорим об истории автомобильной марки, которая была самым модным автомобилем в последние пару лет «Ревущих Двадцатых», перед всеамериканским биржевым апокалипсисом.
После Первой Мировой войны Америка процветала. Экономика страны стремительно развивалась и рос уровень благосостояния людей, который позволял им приобретать автомобили в личное пользование. Естественно хитом продаж в начале 1920-х был легендарный Ford Model T, ставший народным автомобилем Америки. Но в тоже время конкуренты тоже хотели откусить не кусок, а кусище от пирога популярности. И чтобы это получилось, генеральный директор General Motors Альфред Притчард Слоун (1875-1966) разработал стратегию которая заключалась в том, что для каждого человека с определённым уровнем дохода, должна предназначаться своя автомобильная марка, с определённым уровнем ценового диапазона. Например, Шевроле и Окленд могут себе позволить представители рабочего класса. Люди побогаче Олдсмобиль и Бьюик, а миллионеры могли себе позволить Кадиллак. Однако этих 5-х марок было явно недостаточно, чтобы сократить ценовой разрыв между ними. И для этого было принято решение о создании ещё 4-х новых подразделений, которые должны занять место между уже существующими марками.
Так появились на свет такие марки как Pontiac, Viking, Marquette и LaSalle. Понтиак занял место между Шевроле и Окленд. Викинг и Маркетт (с ударением на Е) заполнили пробел между Олдсмобиль и Бьюик, а ЛяСалль был дороже Бьюика, но дешевле Кадиллака. Это стратегия была без преувеличения была гениальной! Теперь каждый из своего сословия мог себе позволить ту или иную марку. Всего к 1929-му году, у GM, было 9 подразделений, и каждый выполнял свою миссию выпуская и продавая автомобили определённым людям, с определённым уровнем дохода.
Как родился LaSalle.
Марка LaSalle появилась на свет в 1927-м году и была дешёвой альтернативой Cadillac, который хоть и оснащался двигателем от модели V8, но с точки зрения внешнего дизайна, был даже привлекательнее родственному ему Кадиллаку. Само название LaSalle, марка получила в честь французского исследователя Северной Америки Рене-Робера Кавелье де Ля Салля. Точно также, как и Cadillac был назван в честь французского основателя Детройта и военачальника Антуана Ломе де Ламота де Кадилльяка.
Модель LaSalle 1927-го года, был разработан дизайнером General Motors Харли Эрлом, имеющий за плечами 30-летний стаж работы как независимый дизайнер и имевший полный контроль над дизайном и стилем всех автомобилей, выпускаемых GM, после разработки внешнего вида для LaSalle. И именно дизайн LaSalle 1927-го года, стал первым законодателем американской автомобильной моды и в этом сильно превосходил Cadillac. Причём Эрл, создавая дизайн новой марки отталкивался от внешнего вида испано-французского автомобиля Hispano-Suiza H6. При том ещё, новый LaSalle был короче автомобилей Cadillac, но по размеру гораздо больше и не похожую на другой иной автомобиль.
Что представляет из себя LaSalle.
Первая модель LaSalle, с цифровым индексом 303 предлагался покупателям в большом ассортименте кузовов, насчитывающий 15 вариантов, и двумя разновидностями колёсной базы: первой, длинною в 340 см и второй, в 317 см. Кузова для этих машин изготавливала кузовная компания Fisher и Fleetwood. Там же где и делали Кадиллаки.
General Motors устанавливал на свои роскошные LaSalle 303, двигатель L-head V8, от Cadillac V8, объёмом в 4,9 л, и мощностью в 75 л. с. при 3000 об/мин, который мог разогнать машину до 113 км/ч. Стоит отметить, что хоть новый LaSalle и был очень привлекателен снаружи и внутри, но с технической точки зрения, она не имела никаких-либо революционных новшеств, кроме своего привлекательного внешнего вида, сделав тем самым автомобиль LaSalle 1927 года основоположником автомобильной моды. Ведь до этого, внешний вид автомобилей практически не менялся годами, как это было видно с Фордовской Моделью Т, который в 1927-м году был снят с производства и заменён на новый и современный Модель А. Однако General Motors, до введения марки LaSalle, регулярно менял внешний вид своих машин, периодически выпуская новые модели. Но именно LaSalle было суждено стать первым законодателем автомобильной моды.
LaSalle 303 продавался по цене от 2495 долларов за седан до 4700 долларов за фаэтон. Причём кузовная фабрика Fleetwood выпускал кузова LaSalle по спец. Заказам, а Fisher делал уже обычные серийные кузова.
LaSalle 303 был восторженно воспринят публикой, благодаря чему за 1927-й год разошёлся тиражом в 12.000 автомобилей.
Совершенствуя моду!
В 1928-м году, GM продолжала технически совершенствовать LaSalle. Начали добавляться всякие улучшения за дополнительную оплату. Например, за них, можно было установить на своём LaSalle амортизаторы с гидравлической системой «Lovejoy», а также усовершенствованное двухдисковое сцепление.
Также кузова от Fisher и Fleetwood расширились до 20 вариантов. Доступных кузовов от Fisher уже насчитывала 11 вариантов для колёсной базы 317 см и 6 вариантов для колёсной базы 340. А Fleetwood стал предлагать только 2 варианта для короткой колёсной базы и 1 для длинной. Из-за чего кабриолет LaSalle выпущенный от фирмы Fleetwood по спец. заказу стоил 4900 долларов.
К 1929-му году был обновлён двигатель для LaSalle и представлен на новой модели серии 328, которая внешне была очень похожа на Cadillac V8, но имела небольшие отличия. Кузов Landau Cabriolet от Fisher заменил кузов Victoria и Business Coupe, а Fleetwood стал предлагать к спец. заказам только кабриолеты и седаны. Обе колёсные базы, оставшиеся неизменные, были также, как и раньше доступны для кузовов от Fisher и Fleetwood.
За месяц до презентации нового Cadillac V-12 и краха на Уолл-стрит в Нью-Йорке, в сентябре 1929-го LaSalle представил совершенно новую модель 353-й серии. А объём двигателя у LaSalle 328 вырос до 5,3 л, что сказалось на увеличении мощности до 80 л. с. Плюс, след за своим родственником, на LaSalle стали устанавливать 3-ступенчатую синхронизированную коробку передач. Цены колебались от 2450 до 3995 долларов за машину в кузове от Fleetwood, и от 2490 до 2925 долларов за LaSalle от Fisher.
1929-й год стал наиболее успешным в истории LaSalle, продав за весь год 23.961 автомобиль.
Начало борьбы за выживание
Великая Депрессия, наступившая 24 октября 1929-го года, поставила на колени очень большое количество автомобильных фирм. И Дженерал Моторс пришлось пожертвовать целыми 4-мя своими подразделениями. Одним из них, к сожалению, стала и марка LaSalle.
Несмотря на обновлённый к 1930-му году двигатель, представленный в серии LaSalle 340 и небольшое сокращение вариантов кузова до 7 от Fisher и до 6 от Fleetwood и упразднения длинной колёсной базы, а также впервые появившиеся радио в качестве доп. оборудование за 175-долларовую доплату и так называемые артиллерийские колёса из орехового дерева с проволочными ободами и штампованными дисками не смогли хоть как-то улучшить продажи LaSalle в 1930-м году. И составил всего 11.005 единиц.
Причём парадокс был в том, что в 1931-м году, богатые покупатели предпочитали дорогие Cadillac, чем её дешёвая версия от LaSalle. Так как по итогам продаж за 1931-й год, продажи Кадиллак составил 16.813 машин, а вот ЛяСалль смог продать всего 10.103 автомобиля.
В попытке придать своим «дешёвым» Кадиллакам, больше эксклюзивности, к LaSalle с откидным верхом в кузове Fleetwood стали появляться дополнения слов к моделям, такие как: Fleetcliffe, Fleetlands, Fleetway и Fleetwind. Плюс в 31-м году двигатель LaSalle снова модернизировали и выпустили его на серии 345-A. Мотор V8 объёмом в 5,7 л, развивал мощность в 95 л. с. Но к тому времени, новые модели LaSalle уже начали терять статус законодателя моды, и они уже всё больше и больше напоминали удешевлённые версии Кадиллака, отличаясь от них только значками и внутренней отделкой.
Взлёты и падения.
Продав с 1932 по 1933-й год в общей сложности 6.671 автомобиль (причём в 1933-м продажи слегка улучшились), обновлённые к 1934-му году LaSalle уже больше походил не на Cadillac, а на Oldsmobile. Причём этим клоном, была новая модель 50-й серии. Но несмотря на это LaSalle, благодаря Харли Эрлу, выглядел всё также изящно и элегантно. Причём в автомобильную моду того времени, были полузакрытые иллюминаторы по бокам капота. И у LaSalle они тоже были. Все кузова теперь изготавливала только фирма Fleetwood.
К сожалению, LaSalle Series 50 1934-го модельного года не предлагалась с двигателем V8 и была доступна только с рядным 8-цилиндровым двигателем от Олдсмобиля объёмом в 3,9 л и мощностью в 95 л. с. Но в тоже время LaSalle стал первым автомобилем General Motors в котором использовались гидравлические тормоза от «Bendix».
Двигатель от Олдсмобиля для LaSalle 50-й серии, изготавливали не на заводе Олдсмобиль, а на самой фабрике LaSalle. Однако на заводе эти моторы собирали не инженеры LaSalle, а инженеры Cadillac, чтобы можно было официально заявить, что он был изготовлен инженерами из Кадиллак.
LaSalle 50-й серии продавался по цене от 1000 долларов за кабриолет, до 1550 долларов за купе и седан. И опять новый LaSalle стал законодателем автомобильной моды. Однако это не помогло ей с продажами, которые хоть и увеличились до 7.218 единиц, но разочаровала ожидания боссов GM.
В 1935-м году на свет появился прямой конкурент LaSalle от Packard – модель 120, который продавался значительно лучше, чем LaSalle и разошёлся тиражом в почти в 32.000 единиц (31.956, если быть точнее). А продажи LaSalle за 35-й год составил всего 8.653 автомобиля.
В 1936-м году модель LaSalle переименовали в Series 36-50, чтобы начать конкурировать с ещё одной новой моделью от конкурента. В этот раз Lincoln от Форд Моторс, представивший новую модель Lincoln Zephyr. Результат: 16.474 проданных авто от Линкольн, 61.027 машин от Паккард и 13.004 авто от ЛяСалль проданных за 1936-й год.
В 1937-м году автомобилям LaSalle вернули двигатель V8. Теперь им стал 5,3 литровый моноблочный V8 от Кадиллак 60-й серии, который выдавал 125 л. с. Колёсная база уменьшилась до 315 см. В линейке появился кузов 4-дверный кабриолет. Несмотря на то, что 1937-й год стал самым успешным в истории LaSalle, продав 32.005 машин, она всё равно сильно проигрывала по продажам Packard, которая смогла продать аж 122.593 автомобиля.
Последние годы.
LaSalle Series 39-50 1939-го модельного года, был практически похож на брата-близнеца, Кадиллак 61-й серии. Из-за этой схожести, LaSalle опять потерял статус законодателя американской автомобильной моды. LaSalle, также как и Cadillac, получил капот аллигаторного типа, широкую решётку радиатора, рычаг КПП на рулевой колонке. В качестве дополнительной опции LaSalle начала предлагать покупателям люк в крыше, которую инженеры LaSalle прозвали «Sunshine Turret Top». Цена варьировалась от 1323 долларов за купе до 1898 долларов за 4-дверный кабриолет. Продажи за 39-й год, составил 23.028 экземпляров.
Представленный в октябре 1939-го года, как модель 1940-го модельного года, LaSalle состояла из таких типов кузова как седан-кабриолет (не путать с фаэтон!), Convertible Coupe с вакуумным приводом, Special Coupe, Sedan, и даже была специальная версия Скорой помощи, на базе коммерческого шасси. Мощность двигателя увеличилась до 130 л. с. Причём LaSalle 1940-го года предлагался в двух сериях: 50 и 52. И опять же главный дизайнером для автомобилей LaSalle был Харли Эрл. Несмотря на привлекательный внешний вид аэродинамического дизайна кузова, новый LaSalle уже не владел статусом главного автомобильного модника, как это было в первые годы своей жизни.
В течении 1940-го года LaSalle смог продать в общей сложности 24.133 автомобиля. Из них 10.382 единицы пришлись на 50-ю серию, и 13.751 серии 52-ю.
В 1940-м году было создано 3 макета из дерева для моделей LaSalle 1941-го модельного года. Один был основан на платформе нотчбэк GM C, второй на платформе фастбэк GM B, и третий был создан как модифицированный дизайн нотчбэк с элементами дизайна кузова фастбэк. И уже почти должен был быть готов дан старт на производство LaSalle 41-го года. Но внезапно руководство General Motors приняло решение о закрытии марки LaSalle. По одной из причин стало то, что LaSalle уступил свои рыночные позиции и стал стоить дешевле чем Buick. Второе, LaSalle уже больше не выглядел как роскошный и модный автомобиль, внешне смахивая на Cadillac, который продавался лучше, чем LaSalle. И третье, ценовой разрыв между Кадиллак и Бьюик к 1941-му годы стал очень маленьким и присутствие между ними другой марки была не очень уместной. В конечном итоге LaSalle 1941-го модельного года так и не увидела свет. Марка-компаньон прекратила своё существование. А все три макета предназначенные для LaSalle, перекочевали на все модели General Motors, оставшихся в живых марок после Великой Депрессии. Из-за этого экономического апокалипсиса у GM ушли на тот свет не только марка LaSalle, но и ещё 3 марки, ушедшие из жизни в один год – 1931-й. Ими стали марки Окленд, Викинг и Маркетт. ЛяСалль смог пережить их всех почти на 10 лет. А единственной маркой-компаньоном оставшийся в живых стал Понтиак, ставший к тому времени основной автомобильной маркой концерна General Motors.
Ненужные концепты 50-х.
В 1955-м году, когда General Motors занимала первое место в мире по продажам автомобилей, Харли Эрл, создал два концепт-кара LaSalle II, в кузове кабриолет и 4-дверный хардтоп с теми же значками, что были на LaSalle на протяжении всей её жизни. Оба концепта были представлены на выставке Motorama и планировалась как прототип серийной версии LaSalle, которую хотели возродить. Но ни один из этих концептов не смог привлечь внимание публики и от идеи возрождения LaSalle отказались. А концепт-кары LaSalle II, было приказано уничтожить. Но владелец свалки, купивший эти 2 концепта за копейки не смог их уничтожить и поставил в отстойник до лучших времён. В результате в 1990-м году машины были найдены коллекционером Джо Бортцем и полностью отреставрированы за 20 лет. Правда реставрация над седаном продолжается по сей день.
Конец истории.