Найти в Дзене
Дмитрий Карташев

§ 41. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ И БЫТ. Обзор учебника «Обществоведение»

Оглавление
Рассматриваем быт при социализме и пережитки капитализма.

Вступление

Часто социалисты приводят в своих трудах выражение «Бытие определяет сознание». В основном фраза воспринимается целиком, как ответ приверженцам идеализма (сознание определяет бытие). В рассматриваемом параграфе акцент делается на понятие быт: что он в себя включает, какое влияние оказывает на человека.

§ 41. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ И БЫТ

Быт простыми словами — это ваше свободное время, когда вы не работаете и не занимаетесь общественно-полезной деятельностью. Если это время моё, значит, совать свой нос ни общество ни государство не должны? Это как посмотреть. Конечно, вы вольны поступать как хотите, но мы не живём с вами в реальности сериала «Разделение», всё взаимосвязано с обществом.

В быту оттачиваются черты характера, на нас влияет благоустройство (настроение и работоспособность). В конечном счёте мы идём на работу не со звонком будильника, у нас есть «бытовой багаж».

Быт определяется характером общественного строя. Очень ярко это проявилось в СССР: электрификация, массовое строительство жилья, доступность культуры, — всё это было примером и пользы и дела. Но без изменения отношения людей здесь не обойтись. Вспоминаем 90-е, когда переход от социалистического отношения к капиталистическому разрушило многое, что уже было построено. Так что всегда и во всём нужно начинать с себя, брать ответственность. К созидательному быту авторы относят занятия искусством и спортом, чтение книг.

Неотъемлемая часть быта — семья. Та самая ячейка общества. Сейчас всё громче можно слышать, что современная семья состоит из одного человека — себя любимого. Как вы думаете, такие семьи способствуют общественному развитию? Не отвечайте, вопрос был риторический. Цитата:

Семья тесно связана с экономическим и социальным строем. Она как бы воспроизводит в миниатюре основные черты существующего строя.

Отдельно стоит упомянуть институт брака. По расчёту нынче расписаться абсолютно нормальное дело, то есть деньги снова играют главенствующую роль. Оно и неудивительно, живём при капитализме.

-2

При социализме всё иначе. Раз получили равные права, то и трудимся теперь на равных. Это значит, что особо в подачках не нуждаемся, исчезла основа экономической и духовной зависимости жены от мужа, или наоборот. А раз исчезла корыстная составляющая, на первые роли выходят светлые чувства: любовь, дружба, взаимное уважение и искренность.

И снова мы сталкиваемся с дилеммой: А какое дело обществу до моего брака? Чего вы постоянно лезете? Помимо очевидного, что уже фигурировало в начале заметки, от любви, так уж бывает, появляются дети — будущие участники общественной жизни. А вот воспитание подрастающего поколения — это уже задача государственной важности. Развал СССР — ярчайший пример провала в воспитательной работе.

Подходим с вами к государственному контролю, который присущ и в вопросах образования семей. Опять же, часто можно услышать реплику: «Регистрация брака — рудимент, в ней нет смысла». Что же, государство с вами не согласно. Подавая заявление в ЗАГС, вы сообщаете о своих намерениях, вас посчитали. Из этой статистики вывели другую, чтобы были места в детских садах, школах и много где ещё. Цифры будут далеки от реальности? Безусловно. Но других то нет.

-3

Далее нам предлагают рассмотреть пережитки капитализма, которые социализм получает «в наследство». Это индивидуализм, стяжательство (алчность) и тунеядство. Не понял, а как это к 80-м годам в СССР ещё остаются такие рудименты, если львиная часть людей рождены при социализме? Объяснение есть — сознание людей в своем развитии несколько отстает от общественного бытия. Традиции и обычаи передаются в семье из поколения в поколение. Ярчайший пример — религия. На данном этапе человеческого развития существует, а появилась она задолго до капитализма.

Но это не единственная причина. Причиной «прилипания» пережитков к человеку может стать элементарная трудность бытового характера — бытовуха, если использовать жаргон. Например: спекуляция возникает там, где есть дефицит, следовательно задача государства — создать изобилие.

Ещё один пережиток — мещанство, то есть безыдейность, равнодушие ко всему, кроме своего «я». И вот эта зараза сидит в человеке очень крепко. Замечаю за собой, как нелегко даются некоторые абзацы учебника именно из-за окружающей вокруг действительности, когда мещанское поведение выгодно при капитализме.

-4

Самые яркие последствия укоренения мещанства в обществе: бюрократизм, взяточничество, карьеризм и подхалимство. И вот эти болячки лечатся не только экономическим развитием, подъёмом социалистического производства, но и при помощи воспитания подрастающего и нынешних поколений.

Хулиганство и пьянство отдельно рассмотрены в параграфе. Большинство преступлений совершается в состоянии опьянения. По сути пьянство — то же мещанство, ты ставишь своё удовольствие выше близких, семьи и окружающих.

И на сладкое осталась тема борьбы с пережитками. Как бороться с жуликами, тунеядцами и хулиганами? Применяется «мягкая» и «твёрдая» силы. Под «мягкой» подразумевается: положительные примеры в личной и общественной жизни, дружеский совет, предостережение, критика, общественное порицание. С «твёрдой» понятнее — закон, принуждение и т. п. Не забываем, речь всё ещё про государство, хоть и социалистическое. И да, уважаемые, конечно о любом проступке, который относится к пережиткам прошлого, авторы агитируют сообщать, куда надо. Другое дело, что институт доносов придумали не коммунисты, достаточно взглянуть на развитые капиталистические страны. Поэтому и важно воспитывать членов общества, чтобы было понятно, когда донос во благо, а когда стоит доносчика по носу стукнуть.

Благодарю за внимание!

***

Обзоры предыдущих параграфов:

§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КОММУНИЗМА.

§ 2. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ.

§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА.

§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ.

§ 5. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ — ДВЕ ЛИНИИ В ФИЛОСОФИИ.

§ 6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.

§ 7. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.

§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА.

§ 9. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

§ 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.

§ 11. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

§ 12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА КАПИТАЛОМ.

§ 13. ИМПЕРИАЛИЗМ.

§14. ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА.

§ 15. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА.

§ 16. МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА.

§ 17. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА.

§ 18. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ.

§ 19. МИР И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.

§ 20. ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА.

§ 21. ПЛАНИРОВАНИЕ.

§ 22. ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ.

§ 23. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.

§ 24. ТРУД И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.

§ 25. ВОСПРОИЗВОДСТВО.

§ 26. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.

§ 27. ОБЩЕСТВО ТРУДЯЩИХСЯ.

§ 28. СОЮЗ СВОБОДНЫХ НАРОДОВ.

§ 29. СОВЕТСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

§ 30. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ.

§ 31. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

§ 32. ВЕХИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА.

§ 33. ДИАЛЕКТИКА ДВИЖЕНИЯ К КОММУНИЗМУ.

§ 34. ФУНДАМЕНТ КОММУНИЗМА.

§ 35. К ОБЩЕСТВУ БЕЗ КЛАССОВ.

§ 36. К КОММУНИСТИЧЕСКОМУ ТРУДУ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ.

§ 37. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

§ 38. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.

§ 39. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МОРАЛЬ.

§ 40. ЧЕРТЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

Ссылка на текст учебника.

Изображения взяты с просторов сети.