Найти в Дзене
Вопросы без границ

Микеланджело Буонарроти: биография, творчество и вечные шедевры гения Возрождения: Давид, Сикстинская капелла, Пьета

Что чувствует человек, прикасаясь к мрамору, чтобы извлечь из него душу? Микеланджело Буонарроти знал ответ. Его руки, грубые от работы, превращали холодный камень в пульсирующие жилы, в мускулы, готовые напрячься, в лица полные страсти. Он не просто создавал скульптуры — он освобождал пленников, заточенных в глыбах. Родившись в 1475 году в Капрезе, Микеланджело с юности бунтовал против судьбы. Отец мечтал видеть его чиновником, но 13-летний мальчик сбежал в мастерскую художника, променяв пергаменты на краски. Уже тогда в нем проснулся творец. В 24 года он создал «Пьету» — Деву Марию, держащую на коленях мертвого Христа. Современники отказывались верить, что эту работу выполнил юноша. Мария здесь молода, почти ровесница сына. «Невинность вечна, грех старит, а святость сохраняет юность». Зрители и сегодня замирают перед этим диалогом боли и покоя, высеченным в камне. Когда Флоренция заказала ему «Давида», город ждал традиционную статую победителя с головой Голиафа. Но Микеланджело изва
Оглавление

Что чувствует человек, прикасаясь к мрамору, чтобы извлечь из него душу? Микеланджело Буонарроти знал ответ. Его руки, грубые от работы, превращали холодный камень в пульсирующие жилы, в мускулы, готовые напрячься, в лица полные страсти. Он не просто создавал скульптуры — он освобождал пленников, заточенных в глыбах.

Родившись в 1475 году в Капрезе, Микеланджело с юности бунтовал против судьбы. Отец мечтал видеть его чиновником, но 13-летний мальчик сбежал в мастерскую художника, променяв пергаменты на краски. Уже тогда в нем проснулся творец.

Пьета: мрамор, который плачет

В 24 года он создал «Пьету» — Деву Марию, держащую на коленях мертвого Христа. Современники отказывались верить, что эту работу выполнил юноша.

-2

Мария здесь молода, почти ровесница сына. «Невинность вечна, грех старит, а святость сохраняет юность». Зрители и сегодня замирают перед этим диалогом боли и покоя, высеченным в камне.

Давид: вызов эпохе

Когда Флоренция заказала ему «Давида», город ждал традиционную статую победителя с головой Голиафа. Но Микеланджело изваял юношу перед битвой: напряженные мышцы, взгляд, полный гнева и сомнения.

-3

5-метровый гигант стал манифестом человеческого достоинства. Говорят, когда статую переносили, возмущенные горожане швыряли в нее камни — слишком реалистичной казалась нагота. Но Давид выстоял.

Сикстинская капелла: подвиг под потолком

В 1508 году Папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. «Я скульптор, а не маляр!» — взорвался художник. Но четыре года он провел лежа на лесах, краска капала в глаза, штукатурка разъедала кожу.

-4

Результат — роскошная фреска, где Бог и Адам почти касаются пальцев друг друга, а пророки шепчутся с сивиллами. Когда фреску открыли, Рафаэль, его вечный соперник, воскликнул: «Благодарю судьбу, что живу в твою эпоху!»

Неистовый старец

Даже в 70 Микеланджело оставался бунтарем. Работая над «Страшным судом» в той же Сикстинской капелле, он изобразил святых без привычных нимбов, а Христа — в ярости, словно Зевса.

-5

Церковь требовала уничтожить фреску, но мастер ответил, добавив в композицию... собственный портрет в виде содранной кожи святого Варфоломея. Это был вызов всему миру: «Смотрите — я отдал искусству плоть и кровь».

Поэт в тени купола

Мало кто знает, что автор купола Собора Святого Петра писал сонеты.
«Любовь и смерть — сестры, и неразлучны.
Одна мне сердце рвет, другая ждет...»

Он так и не женился, посвятив жизнь искусству. Его последняя незавершенная
«Пьета Ронданини» — словно прощание: Христос и Мария сливаются в единую спираль, будто пытаясь вернуться в камень, из которого вышли.

-6

Бессмертие в ударе резца

Умер Микеланджело в 89 лет, за несколько дней до смерти высекая из камня. На его могиле во Флоренции три скорбящие фигуры — Живопись, Скульптура и Архитектура. Но лучший памятник — миллионы людей, которые до сих пор поднимают головы под сводами Сикстинской капеллы и застывают перед Давидом.