Найти в Дзене
Родные страницы 📖

Реактивные первенцы СССР: как МиГ-9 и Як-15 открыли новую эру авиации

24 апреля 1946 года советская авиация вошла в реактивную эру — в этот день впервые поднялись в воздух первые отечественные реактивные истребители МиГ-9 и Як-15. В мире уже вовсю шла разработка реактивных самолетов: Великобритания и США активно выпускали собственные модели, Германия успела создать и применить в боях реактивный Ме-262. В СССР нужно было срочно догонять конкурентов. В конце войны советские специалисты изучили захваченный германский реактивный истребитель Messerschmitt Me-262. Нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин даже предлагал Сталину поставить этот самолёт на серийное производство. Но авиаконструктор Александр Яковлев, тогда заместитель наркома, выступил резко против, считая немецкую конструкцию сложной, капризной и плохо подходящей для массового производства в СССР. В итоге было решено создавать собственные, более надежные и простые советские реактивные самолёты. Работа закипела в двух ведущих авиационных КБ страны: Як-15 был простым и лёгким самолётом. Его
Оглавление

Ставка на реактивную скорость

24 апреля 1946 года советская авиация вошла в реактивную эру — в этот день впервые поднялись в воздух первые отечественные реактивные истребители МиГ-9 и Як-15. В мире уже вовсю шла разработка реактивных самолетов: Великобритания и США активно выпускали собственные модели, Германия успела создать и применить в боях реактивный Ме-262. В СССР нужно было срочно догонять конкурентов.

Почему СССР не стал копировать немецкий Ме-262?

В конце войны советские специалисты изучили захваченный германский реактивный истребитель Messerschmitt Me-262. Нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин даже предлагал Сталину поставить этот самолёт на серийное производство. Но авиаконструктор Александр Яковлев, тогда заместитель наркома, выступил резко против, считая немецкую конструкцию сложной, капризной и плохо подходящей для массового производства в СССР. В итоге было решено создавать собственные, более надежные и простые советские реактивные самолёты.

-2

Конструкторское соперничество: МиГ против Як

Работа закипела в двух ведущих авиационных КБ страны:

  • КБ Артёма Микояна и Михаила Гуревича разрабатывало двухдвигательный самолёт МиГ-9 с мощным вооружением и высокой скоростью.
  • КБ Александра Яковлева создавало одномоторный Як-15, переоборудовав удачный поршневой истребитель Як-3 под новый реактивный двигатель.

Чем отличались первые советские реактивные истребители?

Як-15 был простым и лёгким самолётом. Его конструкция по сути представляла собой знакомый и привычный Як-3, но вместо поршневого мотора в него установили реактивный двигатель, а сопло вывели под фюзеляж. Это значительно ускорило создание самолёта. Однако из-за такой конструкции пришлось ослабить вооружение (две 23-мм пушки).

-3

МиГ-9 же создавался практически с нуля. Самолёт получил два мощных двигателя, установленных в нижней части фюзеляжа. Это обеспечивало большую скорость и дальность, а также мощное вооружение: 37-мм пушку и две 23-мм пушки. Но он был значительно сложнее в управлении.

Исторический день: первый взлёт МиГ-9 и Як-15

Утром 24 апреля 1946 года на аэродроме в подмосковном Жуковском сначала взлетел МиГ-9. За его штурвалом сидел лётчик-испытатель Алексей Гринчик. Полёт продлился 6 минут и прошёл успешно. В этот же день, спустя всего несколько часов, в воздух поднялся Як-15 под управлением Михаила Иванова. Его полёт занял 5 минут и тоже завершился без замечаний.

Первые успехи и проблемы новых истребителей

Испытания обоих самолётов шли параллельно и выявили ряд проблем. У Як-15 возникали сложности с перегревом и задымлением кабины. МиГ-9 оказался сложным в пилотировании, особенно на взлёте и посадке, но выгодно отличался скоростью и мощностью вооружения.

-4

Тем не менее, военные признали оба самолёта пригодными и дали указание наладить их серийное производство.

На параде – в новую авиационную эру

Первое масштабное появление МиГ-9 и Як-15 состоялось 1 мая 1947 года на воздушном параде над Красной площадью. Советское руководство продемонстрировало всему миру, что СССР не отстаёт от западных стран в области авиации и готов к новой гонке вооружений в условиях начавшейся холодной войны.

Судьбы МиГ-9 и Як-15: от учебных аэродромов до боевых частей

В итоге МиГ-9 был принят на вооружение как полноценный боевой истребитель и был выпущен серией в 610 самолётов. Несмотря на ряд недостатков, именно он дал старт целому семейству легендарных «МиГов».

-5

Як-15, хотя и был выпущен в количестве 280 экземпляров, в итоге оказался идеальным самолётом для подготовки лётчиков к переходу на реактивную технику. Его простота и надёжность позволили многим пилотам уверенно перейти от поршневых машин к современным реактивным.

Пионеры советской авиации

Первые советские реактивные истребители МиГ-9 и Як-15 навсегда вошли в историю авиации, став важной ступенью на пути к созданию мощной и современной реактивной авиации СССР, а затем и России. Их первый полёт 24 апреля 1946 года по праву считается днём рождения советской реактивной авиации.