Искусственный интеллект всё увереннее входит в образовательную сферу, вызывая оживлённые дискуссии среди педагогов, студентов и родителей. О том, как меняется система образования под влиянием нейросетей, рассказал доцент Национального исследовательского университета ИТМО Александр Кугаевских.
По данным ВЦИОМ, почти половина россиян (46%) выступают против использования ИИ в учебном процессе школьниками и студентами. При этом лишь 16% полностью поддерживают интеграцию технологий во все дисциплины, а 30% опрошенных готовы принять нейросети при частичном применении.
Нейросети в школах и вузах
Как отмечает эксперт, пока в школах не обучают работе с ИИ как инструментом, но уже появляются базовые курсы по их созданию. В университетах студенты всё активнее применяют ChatGPT и другие модели для подготовки дипломных и курсовых работ. При этом, по мнению Кугаевских, такая практика допустима, если ИИ используется как вспомогательный инструмент — для стилистического оформления, а не как источник контента.
Однако в случае с лабораторными и практическими заданиями подобный подход может быть вредным. Он мешает студентам развивать навыки самостоятельного анализа и решения задач, что критически важно в технических и научных дисциплинах.
Нейросети на службе преподавателей
Преподаватели также не остаются в стороне. Многие из них используют ИИ для автоматизации рутинных задач — например, для ответа на частые вопросы студентов или первичной проверки письменных работ. Это позволяет существенно сэкономить время и сосредоточиться на более сложных аспектах преподавания.
Тем не менее, важно понимать, что нейросеть не способна полностью заменить живого учителя. Она может ошибаться в фактах, не улавливает контекст и не способна к глубокой аналитике. Поэтому роль преподавателя остаётся ключевой в процессе обучения.
Как адаптироваться к новым реалиям?
Полный запрет на использование ИИ в учебе, по мнению эксперта, невозможен. Однако есть альтернатива: давать студентам и школьникам более творческие задания, которые требуют индивидуального подхода и не могут быть решены простой генерацией текста. Это позволит мотивировать учащихся к самостоятельному обучению и погружению в предмет.
В условиях стремительного развития технологий система образования должна не бороться с новым, а научиться использовать его во благо. Нейросети — это не враг, а инструмент, эффективность которого зависит от того, как именно его применяют.