В издании 1809 года автор предлагает 2 схемы на музыку "Speed the Plough" на 16 тактов и на 32 такта. Нот в этом издании нет, их можно найти в более позднем варианте издания за 1816 год на стр 116.
Размер 4/4, мелодия содержит 2 части по 8 тактов каждая. Для Single Figure каждая часть играется подряд по 1 разу (AB), для "Or thus" каждая часть повторяется 2 раза (AABB). Темп "Allegro" - 120 ударов в минуту (60т в минуту). На 1т мы делаем 2 шага
Записанную мелодию можно скачать по ссылке
Схемы по тактам буду выглядеть следующим образом:
Single Figure:
Set and change sides and back again - 8т
Down the middle, up again - 4т
Right and Left - 4т
Or Thus:
Hey contrary sides, then on your own sides - 16т
Down the middle, up again, foot it to the top couple- 8т
Hands four at bottom - 4т
Right and Left at top - 4т
Шаг:
Для описания шага буду опираться на 2 источника:
1. Francis Peacock "Sketches Relative to the History and Theory, but more Especially to the Practice of Dancing; As a Necessary Accomplishment to the Youth of Both Sexes; Together with Remarks on the Defects and Bad Habits They Are Liable to in Early Life; And the Best Means of Correcting or Preventing Them. Intended as Hints to the Young Teachers of the Art of Dancing" 1805
2. A. D. "Country-dancing Made Plain and Easy to Every Capacity. Containing a Full Description of All the Figures Made Use of in That Fashionable Amusement. Also the Proper Management of the Hands and Feet. Illustrated with Two Copper Plates, Shewing the Figures by Tract Lines. To Which Is Added, Instructions for Taking off Country-dances from the Printed Directions: and Two New Dances, on a New Plan, Containing All the Figures. Also Some Rules of Good Manners to Be Observed by Country-dancers" 1764
В А.Д. 1764 года шаг для контрдансов описан на стр 14 как: "он заключается в шаге вперед и подскоке (или легком прыжке) той же ногой, выполняемом мягким движением по полу. Это повторяется в ритме, сначала одной ногой, затем другой, попеременно, начиная с правой — так выполняется движение через фигуры. В сете (setting или footing) разница лишь в том, что нога перемещается назад, близко к другой, вместо шага вперед, с последующим подскоком. При этом старайтесь не отклоняться назад."
Пикок в 1805м году в описании шага Minor Kemkóssy (майнор кемкосси) пишет: "Постановочный или Топчущий Шаг. — Это лёгкий непринуждённый шаг, часто используемый англичанами в их контрдансах. Вы просто ставите правую ногу позади левой, опускаетесь и подпрыгиваете на ней, затем делаете то же самое с левой ногой позади правой."
Как видно из описаний, на 1764-1805 гг вполне уместно использовать следующий вариант шага для продвижения вперед: шаг правой ногой вперед, подскок на правой ноге с небольшим продвижением вперед, повторить с левой ноги. Для сета используется тот же шаг, но правая нога уходит за левую и на ней делается небольшой прыг на месте, повторяется с левой ноги.
Более позднего описания шагов для контрдансов у нас пока нет, в 1822году Александр Страти в своем труде "Elements of the Art of Dancing with a Description of the Principal Figures in the Quadrille." описывает для ФК технику Шассе-Жете-Ассамбле, на чем строится всеобщее предположение, что в 1820х шассе уже полностью заменило более старые техники исполнения. Поэтому я предполагаю, что контрдансы сборников Вилсона 1808 и 1811 годов еще вполне актуально исполнять на технике шаг-прыг, описанной в 1805 году у Пикока. Или же если музыка контрданса риловая или 'hornpipe" то на шагах этих танцев. Подробнее об этом напишу отдельно в другой публикации.
Про разложение шага на такты хорошо описано в статье Дмитрия Филимонова "Рилы в конце 18 - начале 19 веков". Основное для нас: "если мелодия для контрданса была написана в размере 2/4, на один такт приходился один степ-хоп, а если в размере 4/4, да еще и так, что каждая часть содержала ровно 4 такта, то два степ-хопа на такт". Отсюда делаем вывод, что в нашем контрдансе размера 4/4 мы исполняем 2 шаг-прыга на такт.
Итого по фигурам:
Set and change sides and back again - 16 шаг-прыгов,
Down the middle, up again - 8 шаг-прыгов,
Right and Left - 8 шаг-прыгов,
Hey contrary sides, then on your own sides - 32 шаг-прыга,
Down the middle, up again, foot it to the top couple - 16 шаг-прыгов,
Hands four at bottom - 8 шаг-прыгов,
Right and Left at top - 8 шаг-прыгов,
Построение, прогрессия и правила исполнения:
Описание построения возьмем из Вилсона 1811 (Thomas Wilson "An Analysis of Country Dancing wherein All the Figures Used in that Polite Amusement Are Rendered Familiar by Engraved Lines Containing also Directions for Composing Almost Any Number of Figures to One Tune, with Some Entire New Reels Together with the Complete Etiquette of the Ball-room" 1811), а описание прогрессии из Вилсона 1808/11 и 1820 (Thomas Wilson "The Complete System of English Country Dancing Containing All the Figures Ever Used in English Country Dancing, with a Variety of New Figures, and New Reels, Composed Expressly by the Author, and Elucidated by Means of Diagrams also Scientific Instructions for the Composing of Country Dances, an Etiquette of the Ball Room" 1820).
По Вилсону контрданс формируется из неопределенного числа участников, но не менее шести (шесть человек достаточно для исполнения любых фигур). Участники танца располагаются в двух параллельных рядах: один ряд состоит из дам (называется «женской стороной»), другой — из джентльменов («мужской стороной»), см. рисунок.
Начальное расстояние между участниками в момент начала танца составляет примерно два с половиной фута (около 76 см) друг от друга; расстояние между женским и мужским рядами — около четырех с половиной футов (около 137 см).
Верхняя часть колонны (то есть место, откуда начинается движение) определяется следующим образом: для дам верх будет справа, для джентльменов — слева.
Из важного по учебнику 1808 года:
- Когда контрданс начался, и верхняя пара прошла вниз три пары, следующая пара должна начать движение.
- Когда каждая пара прошла вниз танец, и пара которая вызвала его вновь достигла верха и прошла вниз три пары, танец закончен; для следующего танца они становятся внизу колонны.
- Номер 2 вызывает второй танец, и так регулярно далее по всей колонне, пока, если позволяет время, номер 1 не получает права на другой вызов.
- На больших ассамблеях, когда необходимо разделить всех на два, три или четыре сета (sets), что иногда бывает, первый сет называется А, второй В, и так далее. Верхняя пара в А вызывает первый танец, затем верхняя пара в В, и так далее по каждому сету; затем вторая пара в А, затем в В, и т.д.
Важные дополнения из 1811 года:
- Две Дамы не должны танцевать вместе без разрешения Распорядителя Балов.
- При отсутствии Дам, Джентльмены иногда образуют пары; в этом случае они всегда должны стоять внизу.
- Пара, которая собирается вызвать танец, должна сообщить Распорядителю как мелодию , так и фигуры, чтобы он мог дать указания различным сетам и соответственно руководить оркестром.
- Распорядитель может возражать против любых фигур, дающих разумные основания для жалобы, такие как длина или сложность фигуры; но пара, чей вызов отвергнут, имеет право вызвать другой танец, менее предосудительный.
- Ни одна пара не должна покидать танец, пока он не закончен.
- Танец не может быть вызван дважды в один и тот же вечер.
В 1820м году Вилсон описывает прогрессию более подробно и не много изменено по сравнению с 1808 и 11 годами:
Верхняя пара общего сета начинает танец. После выполнения фигур, установленных под мелодию, они завершают движение ближе к низу, а вторая пара становится верхней. При каждом повторении фигуры ведущая пара продвигается на одну позицию вниз, повторяя фигуру столько раз, сколько пар участвует в сете. Прогрессия распространяется не только на ведущую пару, но и на всех участников: пары, спускающиеся вниз, перемещаются на одну позицию, а остальные пары поднимаются вверх. Таким образом, все пары меняют своё положение после каждого исполнения фигуры.
Как только верхняя пара может сформировать малый сет, то есть, как только ведущая пара или пары, спускающиеся вниз по танцу, прошли вниз три пары или исполнили фигуру три раза, тогда пара, оставшаяся наверху основного сета или любого малого сета, только тогда каждая пара будет, соответственно их положению в очереди в танце, последовательно становиться верхней парой, и так далее, пока все пары, формирующие сет, не пройдут по очереди (что называется: «спустились вниз по танцу») и пара, которая находилась внизу в начале танца, постепенно «поднялась» к вершине, а затем спустилась через три пары; тогда пара, которая начала танец, начинает снова и спускается вниз до трёх пар от нижней части, что завершит танец. Пара, которая начала танец, остаётся внизу для следующего Танца.
Прогрессия показана в Таблице под названием «прогрессивное движение
в контрдансе».
Как видно из таблицы, Вилсон предлагает танцевать контрдансы хотя бы в 12 пар. На весь танец у первой пары потребуется 44 прохода.
Попробую описать более понятно:
1ая пара начинает танцевать с парами 2 и 3, потом танцует с парами 3 и 4, и потом с парами 5 и 6 и т.д. Как только пара 1 начинает танцевать с парами 5 и 6, у пары 2, которая к этому моменту поднялась на первое место, появились свободные пары 3 и 4, и она может начать танцевать тот же танец с этими парами проходя тот же путь, что пара 1 до них. Точно так же поступают все остальные пары, как только доходят до верха и есть еще 2 свободные пары, они начинают исполнять танец за верхнюю пару.
1ая пара дойдя до низа колонны, начинает подниматься наверх как вспомогательная пара (первый раз это произойдет в проходе №12 с парами 2 и 12, см. таблицу). Точно так же поступают все остальные пары.
1ая пара снова доходит до верха в проходе № 34 и с прохода №36 начинает снова спускаться вниз. При этом остальные пары доходя до верха больше не спускаются. Получится, что первое место займет пара 2, второе 3 и т.д до места 9. Первая пара продолжает спускаться пока не дойдет до последней тройки (это будет пара 11 и 12). На этом танец заканчивается. И начинается новый, который будет начинать 2ая пара, которая автоматически теперь будет считаться первой.
Есть один момент, который не описан у Вилсона, но виден из его диаграммы. Например, в проходе №10 у 1ой пары остается только одна пара для исполнения фигур (это пара 12). В этом случае 1ая пара продолжает танцевать фигуры так, как если бы за 12ой была еще и 13ая пара, мысленно ее представляя и адаптируя фигуры вместо 6х танцоров на 4х. (Например, в фигуре "Hey" надо будет идти так как будто вас 6ро, старательно выполняя стандартную фигуру, а в фигуре "Hands four at bottom" придется покрутиться за руки только со своим партнером, т.к нижней пары просто не будет)
Основное различие между 1808/11 годами и 1820 в том, что первая пара либо дотанцовывает от начала до конца + 3 пары, либо от начала до конца + все пары, кроме двух последних. Как танцевать на мероприятии думаю решать распорядителю, или ориентируемся по годам. Возможно к 1820му году традиция не много поменялась.
Описания фигур для контрданса "Speed The Plough" (Wilson) 1809:
Описания взяты из Thomas Wilson "An Analysis of Country Dancing Wherein are Displayed All the Figures Ever Used in Country Dances, in a Way so Easy and Familiar, that Persons of the Meanest Capacity May in a Short Time Acquire (without the Aid of a Master) a Complete Knowledge of that Rational and Polite Amusement to Which are Added Instructions for Dancing Some Entire New Reels Together with the Rules, Regulations, and Complete Etiquette of the Ball Room" 1808 и Thomas Wilson "An Analysis of Country Dancing wherein All the Figures Used in that Polite Amusement Are Rendered Familiar by Engraved Lines Containing also Directions for Composing Almost Any Number of Figures to One Tune, with Some Entire New Reels Together with the Complete Etiquette of the Ball-room" 1811. Стоит отметить, что издание 1811 более подробно и верно описывает фигуры, поэтому для самостоятельного изучения советую смотреть именно его.
0. Set или Foot
До описания фигур объясним понятие "Сет" или "Фут" или "Футтинг".
Термины "Set" и "Foot" — это одно и то же; это просто танцевание на своих местах, чтобы выдержать такт, как, например, в фигуре "Сет и Смена Сторон" (Set and Change Sides) - время, которое вы делаете сет (set), равно времени, затрачиваемому на смену сторон.
1. Set and change sides and back again - (Wilson 1808). Фигура на 8 тактов
Рис. 1.
Дамы на позициях B и A делают сет друг напротив друга, джентльмены на позициях D и C делают то же самое. Затем дамы соединяют руки и перемещаются к точкам a и a, в то время как джентльмены перемещаются к точкам b и c.
Рис. 2.
Дамы на позициях B и A делают сет друг напротив друга, джентльмены на позициях D и C делают то же самое. Затем дамы соединяют руки и возвращаются на свои исходные позиции b и a, в то время как джентльмены возвращаются на позиции d и c, что завершает фигуру.
Примечание. Эту фигуру, а также Hands Across, обычно исполняют в начале танца.
2. Down the middle, up again (Wilson 1811). Фигура на 4 такта
Fig 1: Дама в точке A и Джентльмен в точке B встречаются и соединяют руки в точке C, идут вниз две пары к E и возвращаются, как показано на fig 2.
Fig 2: Дама и Джентльмен в точке A поднимаются к B и занимают позиции дамы и джентльмена в точках C D, которые перемещаются вверх к E F.
Прим. — Это одна из самых распространённых фигур в контрдансах, которая постепенно перемещает каждую пару вниз, оставляя вторую пару наверху каждый раз, когда верхняя пара повторяет фигуру. Как и во всех фигурах прогрессии, как только верхняя пара завершает движение, вторая пара занимает их место.
2. Down the middle, up again, foot it to the top couple (Wilson 1811) Фигура на 8 тактов
Главная пара соединяет руки в точке A, идет вниз две пары, поднимается обратно и делает сет к паре в точках B и C, которые теперь заняли позицию верхней пары в A, как описано в разделе «Down the Middle», Fig. 2.
3. Right and Left (Wilson 1808) Фигура занимает 4 такта и исполняется двумя парами.
Леди в точке A перемещается из позиции d в позицию c, в то время как Джентльмен в точке B перемещается из позиции b в позицию a.
Леди в точке A перемещается из позиции a в позицию b, а Джентльмен в точке B — из позиции c в позицию d. Теперь Джентльмены и Леди поменялись местами, что составляет половину фигуры.
Леди в точке A перемещается из позиции d в позицию c, в то время как Джентльмен в точке B перемещается из позиции b в позицию a.
Леди в точке A перемещается из позиции a в позицию b, а Джентльмен в точке B — из позиции c в позицию d, что завершает фигуру.
4. Hey contrary side, and hey on your own sides (Wilson 1811). Фигура занимает 16 тактов и исполняется тремя парами.
Вся фигура, выполняемая главной парой. Дама и Джентльмен в точках A и B пересекаются одновременно: дама проходит между вторым и третьим Джентльменами, а Джентльмен — между второй и третьей Дамами. Они обходят нижнюю пару позади второй пары и занимают позиции друг друга.
Показана главная пара на противоположных сторонах. Дама в точке A проходит между второй и третьей Дамами, огибает нижнюю Даму и возвращается на своё место, в то время как Джентльмен выполняет то же самое на противоположной стороне, что возвращает их в исходные позиции: Даму в B, а Джентльмена в A.
Прим. — После «Хей на противоположных сторонах» обычно следует «Хей на своей стороне».
Вторая и третья дамы и джентльмены перемещаются в данной фигуре, как показано в «Хей на противоположных сторонах», Рис. 2, 3 и 4.
Вся фигура, выполняемая главной парой. Дама и Джентльмен в точках A и B двигаются одновременно: Дама по линии a1, а Джентльмен по линии b1, между второй и третьей парами, продолжая движение по тем же линиям — Дама к B, а Джентльмен к A. Затем они пересекаются на свои стороны и повторяют ту же фигуру: Дама по линии a2, Джентльмен по линии b2, что возвращает их на исходные позиции и завершает фигуру.
Часть фигуры, выполняемая главной парой, которая совпадает всей фигурой "на своей стороне": дама перемещается по линии a, а джентльмен — по линии b, занимая свои позиции в точках A и B.
ПОЛНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВТОРОЙ ПАРЫ В ХЕЙ НА СВОЕЙ И ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНАХ. Дама в точке C движется в направлении c, продолжает движение вокруг верхних и нижних Дам, пока не вернётся на свою позицию в C. В то же время Джентльмен в точке D движется в направлении d вокруг верхних и нижних Джентльменов и возвращается на своё место в D.
ПОЛНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ПАРЫ В ХЭЙ НА СВОЕЙ И ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНАХ. Дама в точке E движется в направлении g вокруг первой и второй Дам и возвращается на свою позицию в E; Джентльмен в точке F движется по линии h вокруг первого и второго Джентльменов и возвращается на свою позицию в F.
5. Hands four at bottom (top) (Wilson 1808) - Фигура занимает 4 такта и исполняется двумя парами.
Эта фигура заключается в том, что первая и вторая пары соединяют руки и совершают либо полный оборот, возвращаясь на свои исходные позиции, либо половину оборота и обратно.
Разобранные схемы с фигурами:
Single Figure:
1- 8 - (Set and change sides and back again) Д1 и Д2 сет друг другу, одновременно с ними К1 и К2 сет друг другу (2т). Дамы держась за ближайшие руки переходят на места кавалеров, кавалеры переходят на места дам (2т). Д1 и Д2 делают сет друг другу, одновременно К1 и К2 делают сет друг другу (2т). Дамы держась за ближайшие руки переходят на свои изначальные места , кавалеры переходят на свои изначальные (2т)
9-12 - (Down the middle, up again) Д1 и К1 за руки идут вниз по колонне проходя 2 пары (2т) и возвращаются на места Д2 и К2 (2т), которые смещаются на изначальные места Д1 и К1.
13-16 - (Right and Left) Д1 и К2 меняются места через левое плечо(идут на право) (1т). Д2 и К2 меняются местами через правое плечо (идут налево) (1т). Д1 и К2 меняются места через левое плечо (идут направо) (1т). Д2 и К2 меняются местами через правое плечо (идут налево) (1т).
Or Thus:
1 - 16 - (Hey contrary sides, then on your own sides) - Д1 проходит между К2 и К3, К1 проходит между Д2 и Д3. Д1 делает поворот налево через левое плечо и идет на изначальное место К1, поворачиваясь там через правое плечо. К1 делает поворот направо через правое плечо и идет на изначальное место Д1, поворачиваясь там через правое плечо . Одновременно с Д1 и К1: Д2 движется направо из сета и левым плечом обходит место Д1, продолжает движение влево обходя правым плечом место Д3, возвращается на свое место; К1 движется налево из сета и правым плечом обходит место К1, продолжает движение вправо обходя левым плечом место К3, возвращается на свое место; Д3 движется налево внутрь сета, проходит место Д2 и левым плечом обходит место Д1, снова проходит место Д2 и возвращается на свое место с поворотом направо; К3 движется направо внутрь сета, проходит место К2 и правым плечом обходит место К1, снова проходит место К2 и возвращается на свое место с поворотом налево. (8т). Д1 проходит между Д2 и Д3, К1 проходит между К2 и К3. Д1 делает поворот направо через правое плечо и идет на свое изначальное место, поворачиваясь там через левое плечо. К1 делает поворот налево через левое плечо и идет на свое изначальное место, поворачиваясь там через правое плечо. Д2,К2,Д3,К3 повторяют то же что делали предыдушие 8т. (8т)
17 - 24 - (Down the middle, up again, foot it to the top couple) - Д1 и К1 соединяют руки и идут вниз две пары, поднимается обратно и делают сет к Д2 и К2 соотвественно (8т)
25 - 28 - (Hands four at bottom) - Первая и вторая пары соединяют руки и совершают либо полный оборот, возвращаясь на свои исходные позиции, либо половину оборота и обратно. (4т)
29 - 32 - (Right and Left at top) - Д1 и К2 меняются места через левое плечо(идут на право) (1т). Д2 и К2 меняются местами через правое плечо (идут налево) (1т). Д1 и К2 меняются места через левое плечо (идут направо) (1т). Д2 и К2 меняются местами через правое плечо (идут налево) (1т). (4т)
В заключении:
Важно отметить, что первичным для английских КД описанного периода является музыка, а не схема. На мелодию "Speed The Plough" так же есть еще совсем другие схемы у других авторов, например у James Platts 1815 года или в сборнике Вилсона 1816 года. Первая дама первого сета заказывала музыку и назвала схему распорядителю, а уж какую схему она выберет или придумает не знал изначально никто. У нас есть цитата из газеты про выбранный мною пример для разбора стилистики исполнения кд, который показывает, что данная мелодия действительно использовалась на балах:
Около без четверти одиннадцать часов бал был открыт танцем "Sir David Hunter Blair". В первом танце участвовали восемнадцать пар. Вторым танцем был "Mrs. Gardner a troop". Менуэт прошел очень успешно; и в половине второго пополуночи компания, насчитывавшая около ста двадцати человек, прошла парадом в комнаты для ужина. Ужин мог похвастаться элегантностью без излишеств; и гости выражали восхищение вкусом, с которым все было устроено. В половине третьего танцы возобновились "Speed the Plough" и закончились Рилами и Страспеями в пять часов утра.
Данная статья не претендует на серьезную научную публикацию, а является всего-лишь разбором одного единственного танца, исполняемую под определенную мелодию в определенные годы.
Представленными материалами может пользоваться любой танцор, клуб, студия и т.д с указанием на авторство анализа. А именно: г.Казань, студия исторической и танцевальной реконструкции "Андерсен", педагог студии Кузнецов Роман Константинович, 2025 год.