Не нужно быть профессором, чтобы назвать Антарктиду континентом с самыми экстремальными погодными условиями.
Северный полюс кажется курортом по сравнению с Южным. Антарктика — суровая континентальная пустыня с глубоким «минусом». Арктика же стоит на воде — отменном аккумуляторе тепла.
Хотя континентальность Антарктиды сильно преувеличена: если снять весь ледяной панцирь, мы увидим архипелаг островов с широкими проливами и даже внутренними морями. И только Восточная Антарктида ещё будет походить на маленький континент.
В Антарктиде зарегистрирована самая низкая температура на планете. Здесь находится точка самой маленькой относительной влажности воздуха. Тут с центра материка к океану дуют самые продолжительные свирепые ветра, а летом зашкаливает солнечная радиация из-за стационарной озоновой дыры и чистого неба.
Снег: мало и много одновременно
Антарктида — место-нонсенс.
Хотя здесь выпадает минимум осадков на планете — в среднем 166 мм в год, это — самый заснеженный континент. Все уголки планеты, где цифра меньше 250, причисляют к пустыням.
Во внутренних районах цифра осадков за год намного меньше — всего 18-50 мм. Снег, который выпадает здесь, совсем не похож на пушистые хлопья. Это колючие иголки, забивающиеся за воротник, и искрящаяся изморозь — «алмазная пыль», которая может образовываться даже при чистом небе, когда толща холодного воздуха сверху перекрывается относительно тёплым.
Эти кристаллы (а не снежинки!), парящие в воздухе, создают интересные оптические иллюзии, когда через них проходит свет. Перламутровые облака и гало (всяческие светящиеся эффекты) — не редкость, а норма жизни.
А вот в некоторых уголках побережья тёмные тучи сгущаются чаще: тут с поверхности воды поднимается испарение. Летом, в очень удачном случае, даже начинает моросить дождь.
Тем не менее снегом усыпана почти вся Антарктида. Ставка сделана на многолетнее накопление.
В 1958 году советские полярники установили на «Полюсе недоступности» фигуру Ленина:
В 2007 году постамент уже основательно погрузился в снег:
Температура поднимается выше нуля очень редко и поблизости от моря. И даже те 16 см снега, которые выпадут за целый год, не растают. Толща, спрессовываясь, начнёт превращаться в несущую часть всей конструкции Антарктиды — в лёд.
Лёд Антарктиды: несущая часть конструкции
Толщина рыхлого снега в Антарктиде совсем небольшая. Слезая с гусеничного вездехода, вы не провалитесь с головой в мягкий сугроб (зато удастся провалиться в трещину, но об этом позже). Всё, что выпало — или сдувается ветрами, или превращается в фирн.
Фирн — промежуточная стадия между снегом и льдом. Там, где температура всегда минусовая, кристаллы снега разрушаются под действием тяжести и спрессовываются в «полулёд» зернистой структуры. Пройдёт ещё время — и фирн станет частью ледникового покрова Антарктиды.
98 % Антарктиды покрыто ледниковым щитом. Он бережно хранит 70-90 % (в зависимости от усердия исследователя — разные источники приводят разные цифры) пресной воды в мире.
Толщина льда, накопленного тысячелетиями, составляет в среднем 2500–2800 м. В Восточной Антарктиде — самой суровой точке планеты — цифра доходит до 4757 метров.
Ледники лежат на суше, ледники спускаются на шельф-дно морей, стоя «по колени в воде». Их жизнь многограннее, чем может показаться: нижняя часть – тает, верхняя – может и таять, но чаще нарастает.
Ледники пребывают в движении. Даже на суше талая вода под их массивом создаёт условия для «сползания» вниз по рельефу.
Из-за движения ледники покрываются глубокими и длинными трещинами. Например, на леднике Ларсена C в ноябре 2016 года зафиксировали гигантский разлом — 110 км в длину, 91 метр в ширину, глубиной 500 метров.
Когда язык ледника сползает в море, он становится ещё более уязвим. Теперь вода — главный катализатор разрушения. Течения подтачивают лёд с нижней стороны, проникая в трещины и расширяя их.
Сверху на ледник давит собственная масса, снизу — рвётся море, и в какой-то момент равновесие рушится. Глыба льда отрывается с глухим треском и уходит в свободное плавание, порождая новый айсберг.
Трещина на леднике Ларсена сделала своё дело. 10-12 июля 2017 года огромная льдина площадью 5800 кв. километров (больше половины острова Ямайка) сепарировалась и получила личное название — А-68. Через 4 года от неё не осталось значимых фрагментов.
Айсберг может оказаться запертым в ловушке течений, а может — преодолеть их и выйти дальше в океан; при этом всегда рискуя сесть на мель. Но в итоге — неизбежно растает.
Кстати, через несколько месяцев после отделения А-68 от того же Ларсена C откололся небольшой айсберг, выдерживающий строгую геометрию, чем наделал много шума в интернете.
Мороз: если где-то и живёт холод в чистом виде — так это в Восточной Антарктиде
Там, где не летают чайки и не журчит вода. На станции «Восток», 21 июля 1983 года, термометр показал −89,2 °C — самую низкую температуру воздуха, когда-либо зафиксированную на Земле. С тех пор это место числится полюсом холода планеты. Почётный, но неуютный статус.
И это ещё не предел. В августе 2010 года спутники уловили в сердце Антарктиды температуру −93,2 °C. Но, так как намерил не термометр, рекордом и достоверной цифрой не считается.
А теперь — чуть теплее, если это слово уместно. Лето на континенте (то самое, когда солнце не уходит за горизонт) — это в среднем −15...−25 °C . Зимой — погружаемся в −60...−80 °C. Причём чем дальше от моря и выше над уровнем океана — тем ближе к тем самым рекордам.
Почему так холодно? Высота, белоснежность и изоляция. Антарктида — это гигантская морозильная камера, приподнятая над планетой на средние 2500 метров над уровнем моря.
Белоснежный лёд отражает почти всё солнечное тепло, а над континентом — устойчивый купол холода и высокого атмосферного давления, куда не добираются тёплые ветра с других широт. Солнце светит, но не греет.
Но, справедливости ради, — ближе к морю условия меняются на более дружелюбные, ведь вода отменно сохраняет и отдаёт тепло. Летняя оттепель — не редкость.
В самом тёплом месте Антарктиды — на Антарктическом полуострове (это тот самый хвостик, идущий к Южной Америке и являющийся логическим продолжением её Анд) — плюсовая температура обыденна для летнего дня, а среднегодовая температура — всего -10...-12 °C. Но может холодать и до -40 °C.
Ветра Антарктиды: вгрызаются и валят с ног
Антарктида — не просто холод. Это холод в ураганном движении. Не случайность, а закономерная работа антарктического механизма.
На континенте, где воздух остывает до глубоких минусов, возникает зона высокого давления — антарктический антициклон.
В это же время над относительно «тёплым» океаном, окружающим Антарктиду, крутится пояс циклонов. Разница в давлении создаёт устойчивый ветер, дующий из центра континента к периферии. По пути он подхватывает всё, что плохо лежит — включая снег, палатки и настроение участников экспедиций.
Настоящий герой здешней аэросистемы — гравитационный катабатический ветер. Антарктида — это ледяной купол, понижающийся к краям. И тяжёлый, плотный воздух просто катится со склонов вниз. Вместе с «циклонической тягой» получается 2 в 1.
Чем ниже — тем быстрее. Чем уже ущелье — тем мощнее поток. Порой этот ветер разгоняется до ураганной силы, сметая всё на своём пути. Он может дуть сутками, неделями, не сбавляя оборотов.
В некоторых уголках Антарктиды катабатический ветер ведёт себя как настоящий скульптор природы, сдувая снег и создавая марсианские пейзажи.
Ветер буквально высушивает ландшафт, не давая снегу задержаться, а льду — образоваться. Так появляются антарктические пустыни без снега и льда: участки, где ни намёка на белый покров.
Абсолютный чемпион в ветровом забеге — залив Содружества. Его берега официально признаны самым ветреным местом на планете по версии Книги рекордов Гиннесса. Здесь порывы ветра регулярно превышают 240 км/ч, самый сильный порыв — 322 км/ч, а средняя скорость за год держится на уровне 80 км/ч.
Закончить бы хотелось немного странной фотографией:
Здесь не разберёшь, где поверхность Земли переходит в небо. Особенно, если снова разыгрался ветер и поднял «алмазную пыль».