Найти в Дзене

«Король и шут». Путь от бочки из-под пива до персонального мониторинга

Всю вторую половину ХХ века музыканты и звукорежиссеры пытались «навести акустический порядок» в сценическом мониторинге: то накрывали ударную установку прозрачным колпаком, то окружали саксофониста пластиковыми щитами на стойках. Между тем, новые разработки в области концертного звука «подстегивали» музыкантов петь и играть более чисто и качественно. Другими словами, появление более утонченного способа контроля сценического звука было лишь вопросом времени.  «Особый путь» России в этом вопросе, к счастью, не идет вразрез с общемировыми тенденциями: системы персонального мониторинга медленно, но верно приобретают популярность среди российских музыкантов и звукорежиссеров, In-Ear Monitoring дает объективную картину звучания - «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому он, в первую очередь, полюбился музыкантам, стремящимся исполнять качественную музыку. Группа "Король и шут" образовалась как раз в те годы, когда первые и очень дорогие серийные образцы систем персонального монитори
Оглавление

Журнал Shure №1 от октября 2006 г.

-2

-3

Прошлый век: от слухового аппарата до IN-EAR MONITORING

Всю вторую половину ХХ века музыканты и звукорежиссеры пытались «навести акустический порядок» в сценическом мониторинге: то накрывали ударную установку прозрачным

колпаком, то окружали саксофониста пластиковыми щитами на стойках. Между тем, новые разработки в области концертного звука «подстегивали» музыкантов петь и играть более чисто и качественно. Другими словами, появление более утонченного способа контроля сценического звука было лишь вопросом времени. 

Начало ХХI века: персональный мониторинг на Российских сценах

«Особый путь» России в этом вопросе, к счастью, не идет вразрез с общемировыми тенденциями: системы персонального мониторинга медленно, но верно приобретают популярность среди российских музыкантов и звукорежиссеров, In-Ear Monitoring дает объективную картину звучания - «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому он, в первую очередь, полюбился музыкантам, стремящимся исполнять качественную музыку.

Группа "Король и шут" образовалась как раз в те годы, когда первые и очень дорогие серийные образцы систем персонального мониторинга стали поступать в распоряжение звезд мировой величины тех лет. Как нетрудно догадаться, в распоряжении учащегося ленинградского реставрационного училища и одного из лидеров "Короля и шута" Михаила Горшенева ("Горшка") тогда имелась совсем другая звуковая аппаратура... Говоря языком официальным, "Король и шут" честно прошел по всем ступенькам творческого и профессионального роста: от записи первых песен на полупрофессиональной студии до мега-концертов и многотысячной армии поклонников. Говоря же языком неофициальным, когда-то барабаны группы представляли собой пустую бочку из-под пива, сегодня же "Король и шут" пользуется на концертах системами персонального беспроводного мониторинга Shure PSM-400. 

Перед началом майского концерта "Король и шут" в СДК МАИ музыканты группы успели поделиться своим мнением по поводу In-Ear мониторинга. И не только...

Май 2006 года: СДК МАИ, "Король и шут" перед концертом. 

Михаил Горшенев ("Горшок"), вокал: Семнадцать лет назад мы начинали с самых допотопных инструментов и самой примитивной аппаратуры. Были времена, коггда в качестве рабочего барабана мы использовали ящики от гвоздей. Гитары "Урал" тогда считалось вполне приемлемым инструментом. Мы подключали их к магнитофонам и проигрывателям.

-4

Для извлечения звука приспосабливалось все, что было под рукой. Да что теперь вспоминать, все молодые группы когда-то через это проходят... Другое дело, что сегодня стучать по ящикам для гвоздей уже не обязательно - даже начинающие музыканты могут купить недорогие инструменты и аппаратуру. 

Яков Цвиркунов, соло-гитара: У нас сегодня есть почти все для обеспечения хорошего звука на концертах. Мы с барабанщиком работаем с ушными мониторами уже третий год. А недавно ими стали пользоваться наши вокалисты. Теперь комплекты систем персонального мониторинга Shure PSM-400 есть у всей группы, кроме скрипача и бас-гитариста. Но они так же планируют перейти на ушной мониторинг. Так что, скоро группа "Король и шут" сможет полностью отказаться от напольных мониторов на концертах. 

Михаил Горшенев: Для вокала PSM-400 очень удобны, ты слышишь свой тембр голоса и можешь регулировать окраску своего исполнения, подачу голоса. Возможность слышать звучание группы и, относительно этого, регулировать собственный голос - очень важный плюс персонального мониторинга. Звуковая «каша», которая иногда возникает на сцене с напольными мониторами, не дает такой возможнсоти. Плюс к этому, во время концерта мы двигаемся по сцене, и беспроводные ушные мониторы помогают сохранять постоянный контроль звучания группы. Некоторые музыканты говорят, что к ушным мониторам сложно привыкнуть. Это не так, ими надо просто уметь пользоваться: достаточно ушной монитор вставить в одно ухо, а другим слушать естественное звучание сцены. 

СДК МАИ, 29.09.2006 г.
СДК МАИ, 29.09.2006 г.

Яков Цвиркунов: То же самое касается гитары: в двух наушниках слышно все, но нет ощущения тех оттенков гитарного тембра, которые присутствуют в зале и которые гитарист может регулировать своей игрой. Поэтому когда вынимаешь один наушник, то, с одной стороны, все слышно отчетливо, а, с другой стороны, слышишь и низкие частоты, и (неразборчиво) динамику «прострелов». В результате, в какой-то момент просто перестаешь замечать, что в твоем ухе монитор - настолько естественна общая звуковая картина. Бывают залы, где во время концерта в ушных мониторах на какую-то долю секунды выпадает сигнал. Но это никак не влияет на исполнение и происходит крайне редко, только в самых неблагоприятных залах. У Shure PSM-400 широкий выбор частот и вероятность того, что все эти частоты совпадут с какими-то другими источниками радиосигнала, практически нулевая. 

Как показал опыт, если в больших залах персональный мониторинг желателен, то на небольших сценах и в клубах он просто необходим. Пространства мало, аппарат расположен совсем близко от музыкантов, рядом грохочут барабанывсе это превращается в гул, эхо и сплошной рев, от которых можно оглохнуть, не говоря уж о том, что в такой звуковой обстановке очень сложно добиться качественного исполнения. Когда в таком маленьком зале надеваешь ушные мониторы, все эти проблемы исчезают. 

Михаил Горшенев, СДК МАИ, 29.09.2006 г.
Михаил Горшенев, СДК МАИ, 29.09.2006 г.

Михаил Горшенев: В маленьких залах лучше использовать оба наушника, чтобы «спрятаться» от грохочущего желез. Опять же плюс - нет никаких мониторов на сцене - «ящики» под ногами не мешают. 

Яков Цвиркунов: Конечно, за беспроводными системами будущее и Shure в этом направлении - один из лидеров. Я уже восемь лет пользуюсь беспроводной гитарной системой Shure. За все эти годы она не ломалась ни разу. Очень надежная и удобная система: провода под ногами не мешают, а риск возникновения «наводок» минимальный, поскольку в радиосистеме, так же, как и в PSM-400, предусмотрен большой выбор частот. 

Михаил Горшенев: Вообще аппаратура Shure - это очень известная в России марка, у всех аппаратчиков в комплекте есть Shure. Это стандарт качества. Поэтому мы выбрали персональный мониторинг Shure. Кроме того в нашем райдере заявлены микрофоны: Shure: SM-58 или Beta-58 для вокала и SM-57 для подзвучивания гитарного комбика. Эти микрофоны известны, наверное, всем., кто имеет отношение к концертной деятельности, они надежные и качественные. Когда ты поешь и не отвлекаешься на мысли «как бы что не полетело» - это прекрасно.