Вас не удивляет парадокс - в советском кино актеры второго плана, подчас, запоминаются лучше главных? Иногда в кадре появляется человек на одну-две минуты, говорит пару фраз — а ты помнишь его всю жизнь.
Это легко объяснимо. Чтобы актеру попасть в кино в СССР шел строжайший отбор. Даже на эпизоды! Часто у актера уже была заслуженная карьера в театре, где он отыграл в главных ролях десятки лет. А в кино попасть не мог - невостребованный типаж, например. Или перегорел на кастинге.
Поэтому когда актер все-таки попадал хотя бы в эпизод, он выкладывался по полной программе. Чтобы запомниться (а вдруг второго шанса уже не будет!?) и проложить тропинку к следующим ролям.
И главный герой может хоть сто раз спасти мир, но именно этот эпизодник становится душой фильма. В этой статье — пять таких лиц. Актёры второго плана, которых зрители вспоминают с улыбкой, слезами или цитатой, ставшей бессмертной.
Роман Филиппов. Бас, который не забудешь
Помните того крупногабаритного персонажа, что в «Бриллиантовой руке» приставал к Никулину, возмущаясь, «Володька, зачем усы сбрил!?».
А потом он с полной серьёзностью говорит: «Ну, будете у нас на Колыме — милости просим»? Вот вам и Роман Филиппов.
У него было два «рабочих инструмента»: лицо, которое не забудешь, и голос, которым можно было запускать спутники. Даже если в титрах его фамилия стояла где-то между ассистентом реквизитора и киномехаником — зритель всё равно его узнавал.
Играл крупных, колоритных мужчин, показывая их с юмором и самоиронией.
После знаковой роли в «Бриллиантовой руке», актера стали узнавать на улицах по всему СССР. И это не взирая на то, что его роль была эпизодической и длилась всего полторы минуты.
Шахматист (кандидат в мастера спорта - в СССР это звание заслужить было трудно), интеллектуал, полиглот, воспитанник Пашенной — но при этом без тени пафоса. Добавим к этому, что, в отличие от большинства коллег по цеху, у него вообще не было вредных привычек!
Его обожали коллеги, его фразы разлетались по Союзу, а на улицах его узнавали по голосу. Жаль, главных ролей не дали. Но лишь по причине, что не подошел по типажу.
Всю жизнь посвятил театру и преподавательской деятельности.
Мария Виноградова. Голос из детства, лицо из подворотни
Если вы слышите, как кто-то говорит голосом Ёжика из тумана, а видите в кадре техничку с ведром — это всё она. Мария Виноградова. В кино — сто с лишним ролей. В мультиках — под тр сотни. Мастерица сделать живой образ из трёх реплик и одного взгляда.
Её персонажи — это не просто уборщицы и вахтёрши. Это родная душа советской коммуналки. Она могла сыграть соседку, которая приносит пирожки и сплетни, и вы сразу узнавали в ней свою тётю Клаву.
И ещё — она была голосом половины советского детства. Её голосом говорят Дядя Фёдор из «Трое из Простоквашино», Ёжик из «Ёжика в тумане», а также сотни других персонажей. Просто об этом не все знали.
Режиссёры называли её «самой народной незаслуженной артисткой». А зрители — просто любимой. Её редко узнавали на улицах, но миллионы людей узнали её в себе.
Алексей Смирнов. Неуклюжий гигант с добрым сердцем
Федя из «Операции Ы» и Макарыч из «В бой идут одни старики». Один — комедийный герой-тунеядец, второй — почти отец родной для лётчика. И оба — Алексей Смирнов.
Война сломала ему здоровье, но не душу. Вернулся в медалях, но из-за полученных ранений детей иметь не мог. Это личная трагедия, ведь детей он обожал.
Он сражался, спасал, рисковал жизнью — и после войны шутил на сцене так, что зритель плакал от смеха. А иногда — просто плакал. Потому что за каждым комедийным жестом у Смирнова была драма.
Он был из тех актёров, кто не играл, а жил в кадре. Потому и полюбили. Актёр с лицом, в котором проступала вся страна. И с душой, в которой помещались миллионы.
А вот личная жизнь сложилась тяжело. Вернулся домой, расстался с девушкой, с которой был помолвлен, честно рассказав ей о том, что детей иметь не может. Заботился о больной матери, с которой жил в коммуналке.
Узнав о гибели своего близкого друга Леонида Быкова сердце актера не выдержало. Скончался 7 мая 1979 года в Ленинграде в возрасте 59 лет от сердечной недостаточности.
Рина Зеленая. Миссис Хадсон и душа совесткого юмора
Она была настолько харизматичной, что её запоминали даже в роли домработницы или черепахи.
Миссис Хадсон, Черепаха Тортилла, Ариша из «Подкидыша» — все эти роли могли быть проходными, но стали культовыми. Потому что она умела в одно движение вложить характер. Потому что у неё было чувство юмора, которое спасало от всего, даже от старости.
Жила с добротой, шутила в бедах, помогала другим и никогда не стремилась к «первым строчкам». Её и так запомнили. Потому что её не спутаешь ни с кем.
Раднэр Муратов. Василий Алибабаевич и та самая улыбка
Он появился в «Джентльменах удачи» как бы между делом — не главный герой, не злодей, не даже «центровой» комик. Муратов — это тот случай, когда одна роль настолько попадает в сердце, что становится частью народной памяти.
Уже имя у него было особенное: Раднэр — не вымышленный псевдоним, а чистейший советский неологизм, аббревиатура от «радуйся новой эре». С детства — умница и тихоня, шахматист (еще один в нашей подборке!).
Учился у самого Ромма, играл на сцене десятилетиями, но в историю вошёл как Василий Алибабаевич.
Его герой в «Джентльменах» был тем, кого хочется обнять. Таким, знаете, с которым выпьешь чай, а он через полчаса уже собаку выгуливает твою и с твоей бабушкой на лавочке обсуждает сериал.
После фильма режиссёры перестали видеть в нём кого-то, кроме Василия с тазиком на голове. Муратов не жаловался. Говорил с иронией, мол, «лучше уж быть запомненным за что-то одно, чем не быть запомненным вовсе».
А жизнь его была далеко не киношной. Любил азартные игры, проигрывался на ипподромах, терял деньги и ломал отношения. Первый брак — с актрисой Изольдой Извицкой — остался в прошлом. Второй — с Еленой Довлатбековой — дал ему сына, но тоже не выдержал испытания страстями и трудностями. И всё же, несмотря на разлады, Муратов оставался человеком тонким и ранимым. Не хамил, не скандалил, не обижал. Просто тихо отступал.
Старость оказалась тяжёлой - болезнь Альцгеймера ударила по памяти. Его находили на улицах, забывшего, где он, как его зовут. Раднэр Муратов ушёл в 2004 году.
Они не были главными героями. У них не было постеров, званий «главный красавец года» и длинных фанатских писем. Но их помнят.
Потому что дело не в хронометраже. А в том, как ты входишь в кадр — и остаёшься в памяти. Эти актёры доказали: иногда хватит одной сцены, чтобы стать легендой. А зрители — они ведь не дураки. Они чувствуют, кто настоящий. Вот и помнят.
И пусть прошло полвека, их реплики до сих пор звучат в наших кухнях, подъездах и компаниях друзей. Потому что это не просто цитаты. Это — часть нас.