Найти в Дзене
Евгений Трифонов

«Папа Франциск дал современному миру то, чего он хотел - ослабленную и дискредитированную Церковь»

О мёртвых – либо хорошо, либо ничего, особенно если усопший – фигура мирового масштаба. Такая, как Папа Римский. После смерти Франциска мировые СМИ заполнены дифирамбами в его адрес, что неудивительно: первый за 1200 лет не европеец на папском престоле, первый Папа-иезуит, первый Папа, выдвинувший лозунг «Бедная церковь – для бедных людей» и личным примером реализовывавший его (например, поездками на общественном транспорте). И только СМИ его родной Аргентины задавались вопросом: почему понтифик на 12 лет пребывания на папском престоле ни разу не посетил родную Аргентину. Он побывал в таких не христианских странах, как Турция, Мьянма, Бангладеш, Марокко и даже в Монголии, где католиков почти нет, а в родной католической Аргентине – ни разу. Возможно, частичный ответ на этот вопросы попытался дать Генри Дж.А.Сир - британский историк испанского происхождения, католический писатель и бывший рыцарь Суверенного военного Мальтийского ордена. Он опубликовал в бельгийском издании Brussels signal статью под названием «Франциск, поклонник Перона - и самый виновный в ереси папа в истории?», представляющую интерес для понимания личности бывшего Папы, и современных тенденций развития католицизма.

Папа Римский Франциск
Папа Римский Франциск

Смерть любого общественного деятеля обычно служит поводом для того, чтобы отбросить партийные разногласия и отдать дань уважения умершему. Однако Хорхе Бергольо был настолько «медийным» Папой Римским, что в его случае это выглядело бы как уступка хору хвалебных речей (со стороны светских СМИ, а не обычных католиков), которые возносятся в его честь сейчас, как и в течение последних двенадцати лет его понтификата.

Бергольо был прежде всего человеком своего времени. Его детство прошло под диктатурой Хуана Перона, который очаровал целое поколение аргентинцев, и не в последнюю очередь юного Хорхе. Будучи наставником-иезуитом в Аргентине в начале 1970-х, Бергольо активно помогал политической группировке под названием «Железная гвардия» (Guardia de Hierro), которая успешно работала над возвращением Перона из изгнания и его восстановлением в должности президента. В последующей карьере Бергольо в качестве архиепископа Буэнос-Айреса и особенно в качестве Папы Римского перонизм стал его определяющим наследием в наиболее типичных проявлениях: откровенно политическая позиция, популизм, всегда тесно связанный с публичным имиджем, оппортунизм и, прежде всего, безжалостность, с которой партийные функционеры занимали должности, а критики подавлялись.

Эмблема «Железной гвардии», созданной в 1962-м как неофашистская группировка, в конце 1960-х перешедшая на марксистские позиции
Эмблема «Железной гвардии», созданной в 1962-м как неофашистская группировка, в конце 1960-х перешедшая на марксистские позиции

Другим определяющим наследием Бергольо стала эпоха Католической церкви и особенно Общества Иисуса, в котором он учился в 1960-х и 1970-х годах. Это было время, когда Церковь решила влиться в современный мир, ослабив своё традиционное учение, секуляризировав литургию и присоединившись к современным политическим течениям. Результатом такой политики стал катастрофический упадок Церкви, ярким примером которого является Общество Иисуса: с 36 000 членов в 1965 году оно сократилось до 14 000 в настоящее время, большинство из которых - пожилые люди, дожившие до наших дней. Однако привести эти цифры - значит лишь показать статистическую сторону провала, из-за которого Церковь осталась с разорившимся духовенством, слишком робким, чтобы проповедовать духовные истины, и погрязшим в сексуальных скандалах.

В этом Бергольо тоже проявил себя типичным образом. В своей личности он олицетворял жалкие стандарты честности, к которым мы привыкли в современном духовенстве. Будучи архиепископом Буэнос-Айреса, он бесстыдно скрывал сексуальные и финансовые скандалы и продолжал это делать с наглостью в течение двенадцати лет своего понтификата, делая при этом пустые заявления о реформах.

Будучи архиепископом Буэнос-Айреса, будущий Папа бесстыдно скрывал сексуальные и финансовые скандалы
Будучи архиепископом Буэнос-Айреса, будущий Папа бесстыдно скрывал сексуальные и финансовые скандалы

С точки зрения теологии, с тех пор, как Франциск стал Папой Римским в 2013 году, его политика заключалась в том, чтобы возродить провалившуюся программу 1960-х и 1970-х годов. Признаки духовного возрождения Церкви, появившиеся в последнее время благодаря работе Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, прошли мимо Бергольо, и он решил обратить их вспять. Он не заметил, что за последние тридцать лет выросло поколение католиков, которые осознали поверхностность модернизма в теологии и литургии и стремятся вернуться к здравой доктрине и духовности. Точнее, он заметил это как факт, но увидел в этом лишь угрозу секуляризирующейся ортодоксии постконкордианской эпохи. Его политика заключалась в том, чтобы довести это возрождающееся движение до исчезновения, вводя ограничения на старую литургию, разрушая традиционалистские основы священников и монахинь и постоянно нападая на католиков, придерживающихся традиций, которых он изображал психически больными.

Наряду с этим происходило подрывное воздействие на католическую ортодоксию, которого никогда прежде не было в папской канцелярии. Лозунг Франциска «Милосердие» был эвфемизмом для ослабления католической доктрины и морали, и он противоречил мстительной жестокости, которую он проявлял на практике как глава Церкви. В течение двенадцати лет его понтификата поток заявлений, окутанных фирменной двусмысленностью, предполагал ересь, но не учил ей напрямую. Франциск подорвал учение Церкви о сексуальной морали и святости брака, проповедовал индифферентизм, в котором множественность религий объявлялась Божьей волей, а все религии рассматривались как пути к спасению, и ставил под сомнение такие доктрины, как реальность вечных мук. Как и в случае с нападками на традиции, все эти заявления играли на руку светскому мнению и сопровождались поддержкой модных идей, таких как изменение климата. В истории Церкви двум папам не повезло: после их смерти они были осуждены как еретики - Либерий и Гонорий, но оба они жили во времена Римской империи, и их вина заключалась в том, что они подчинились давлению имперской власти в спорах своего времени. У Папы Франциска нет такой защиты. Когда печальные последствия его учений будут оценены и сопоставлены со стандартами католической доктрины, Церкви в ближайшем будущем придётся осудить Франциска как самого виновного в ереси Папу в истории. Идолом, которому он поклонялся, были светские СМИ, которые вознаградили его своей безоговорочной поддержкой.

Франциск требовал от развитых стран принимать иммигрантов, что было благословением международного рэкета
Франциск требовал от развитых стран принимать иммигрантов, что было благословением международного рэкета

Франциск позиционировал себя как скромного человека, избегающего атрибутов своего сана; однако он был известен своим высокомерием и вспыльчивостью по отношению к подчинённым. Он утверждал, что является демократом, но при этом установил в Ватикане режим террора; когда кардинал Мюллер выразил протест против увольнения трёх членов его конгрегации, он ответил: «Я - Папа Римский; мне не нужно ни перед кем отчитываться». Он провозгласил политику «нулевой терпимости» в отношении лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, но при этом защищал самых отъявленных из них с наглостью, которая не сошла бы с рук ни одному другому Папе Римскому. То же самое можно сказать и о его хвастливых заявлениях о том, что он говорит от имени бедных, которые так и остались на уровне слов; он не был матерью Терезой из Калькутты. Он проповедовал лёгкую щедрость по отношению к иммигрантам, что на практике было благословением для международного рэкета, занимающегося торговлей людьми, - зла, которое кардинал Сара (сам африканец) назвал работорговлей современной эпохи.

Папа Франциск дал современному миру то, чего он хотел, ослабленную и дискредитированную Церковь. Он стремился к мировой славе и получил её. Пусть так и будет.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" t.me/...nez