Эдуар Мане "Завтрак на траве". 1863
В 1863 году Эдуар Мане завершает своё масштабное полотно, которое стало настоящим вызовом общественным устоям и даже нравственности французского общества того времени. Само первое название картины уже бросало вызов - "Купание". В то время было категорически невозможно купание мужчин и женщин в одном месте. Потому автор вскоре изменил название на "Завтрак на траве".
Но особенно парижское общество шокировали три фигуры на первом плане. Два одетых с иголочки парижских буржуа, оживлённо обсуждающие какие то свои проблемы и ярко освещённая совершенно нагая женщина, сидящая прямо напротив мужчин в довольно расслабленной позе, нарушающей все грани приличия. К тому же с вызовом, безо всякого намёка на стыд, глядя прямо на зрителя.
Натурщиками этих трёх персонажей выступили реальные люди. Женщина это продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Она познакомилась с Мане в 1862 году. Знакомство быстро переросло в страстный роман.
Примечательно выражение лица Викторины. На рентгенографии картины видно, как сильно оно менялось во время работы с Мане, когда девушка узнала, что тот собрался жениться на своей учительнице музыки Сюзанне Ленхов. Видимо из-за этого взаимоотношения Эдуара и Викторины постепенно разладились, потому на картине появляются вроде бы мелкие, но символичные детали. Лягушку в левом нижнем углу картины искусствоведы обычно воспринимают как намек на нравственность Викторины Мёран: лягушками называли проституток. Так же могут трактоваться и вишни, выпавшие из корзины (символ сладострастия).
Натурщиками Эдуару послужили его брат Гюстав (он сидит возле Викторины) и брат невесты Мане — Фердинанд Ленхов. Все они, как и Викторина, были изображены портретно и легко узнавались. Здесь тоже не обошлось без скандала: брат невесты Эдуара Мане позировал на одной картине с его любовницей!
Эдуар Мане собирался выставить эту работу на самой знаменитой выставке французского искусства, Парижском Салоне в 1863 году. Но отборочная комиссия картину отвергла.
Клод Моне "Завтрак на траве" 1866
Через два года в 1865-м, молодой художник Клод Моне для очередного Парижского Салона, воодушевлённый работой Мане, начинает писать еще более масштабное полотно, размером 6,4 на 4,65 метра. Но в его намерения не входит эпатаж публики, он хочет поразить всех художественным мастерством. Больше всего его интересовало слияние фигур с пейзажем, передача воздуха и света и их влияние на цветовую гамму, а огромный размер картины, по честолюбивым замыслам молодого художника, должен был привлечь к ней особое внимание.
Однако работа не задалась, мастер не смог осилить такой масштабный проект и забросил картину, оставив её у хозяина дома, в городке Шайи недалеко от Барбизона в качестве оплаты за проживание.
Но идея картины не оставляет Клода Моне и через год в 1866-м он пишет значительно меньшее по размеру полотно, "всего" 130 на 181 см.
Несмотря на многофигурность позировали мастеру всего три человека, его возлюбленная Камилла Донсье послужила моделью для женских фигур, а его друзья-художники Ламброн и Базиль позировали для мужских образов.
Хотя мастер вроде бы и отстранён от персонажей изображённых на картине, один пикантный нюанс Моне всё же вставил в сюжет, это сердце, вырезанное на стволе дерева. Мэри Гедо, биограф Моне, трактует этот образ как "художественное признание в любви" творца своей музе и возлюбленной Камилле Донсье. А за деревом, по мнению Гедо, живописец изображает своего отца, как бы шпионящего за возлюбленными, который был против отношений сына с Камиллой.
А в остальном сюжет картины вполне благопристойный. На полотне в полный рост изображены 12 полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке в довольно театральной мизансцене, фоном которой выступает природный пейзаж.
В 1900 году на Всемирной Выставке в Париже картину увидел Александр Бенуа и охарактеризовал её как "пожалуй, самое блестящее произведение Моне". А в 1904-м картину у самого Моне покупает русский промышленник и коллекционер Сергей Щукин. Так Россия и в частности Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина стали обладателем одного из величайших произведений мирового импрессионизма.
А большое незаконченное полотно в 1884 году Моне всё же выкупает, но за прошедшие годы оно сильно пострадало от сырости, так как находилось в подвале. Автор разрезал его на три части, которые и сохранились до наших дней - две в музее Орсе в Париже, а одна в частной коллекции.
Пьер Огюст Ренуар "В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт", 1876
Через десять лет после того, как Клод Моне написал свой шедевр, как бы в ознаменование этой даты другой гений французского импрессионизма Огюст Ренуар пишет небольшую плэнерную картину 81 на 65 см. "В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт".
На картине изображена повседневная сценка дружеского застолья в популярном у парижской богемы, расположенном на Монмартре кафе "Мулен-де-ла-Галетт", совсем рядом со всемирно известной мельницей. По случаю хорошей погоды компания устроилась прямо в садике этого заведения. Композиция картины фотографична, Ренуар как бы схватывает один из моментов пирушки.
Персонажи картины вполне реальные люди. Натурщиками Ренуара были его друзья и коллеги. Главный это конечно Клод Моне это он выглядывает из за спины девушки, это одна из моделей Ренуара по имени Нини.
Идентификация двух других мужчин спорна. Мужчина в глубине картины либо Франс Лами, либо Альфред Сислей, сидящий мужчина рядом с молодой девушкой - Корде или Генетт, это молодые художники.
На полотне замечательно переданы лучи света, которые проникают через листву, бликуют на персонажах и излучают горячие вибрации. Особенно хорошо свет переливается на платье в светлую и голубую полоску у дамы, стоящей спиной. Картина излучает жизнерадостность, наслаждение от жизни, восторженное состояние души.
В 1907 году полотно было приобретено русским коллекционером Иваном Морозовым. Так оно попало в Россию и в конце концов в Государственный музей им. А.С. Пушкина в Москве.