Найти в Дзене
Status Table Tennis

«Современный спорт — часть индустрии развлечений» — Константин Клещев

Константин Клещев — мастер спорта СССР по настольному теннису, известный спортивный журналист и признанный эксперт. Он играет основанием Timo Boll, справа у него — Mark V, а слева — Sriver, потому что это фирменное спартаковское сочетание конца 70-х-первой половины 80-х годов прошлого века. Константин голосовал от России в жюри, определяющем обладателя «Золотого мяча», пишет книги и комментирует настольный теннис. В «Перекруте» обсудили: 🔴 Как сделать спорт зрелищным и прибыльным? 🔴 Почему трибуны остаются пустыми, даже если вход бесплатный? 🔴 Зачем российскому теннису переход на систему «дом-выезд»? Приятного чтения! STATUS: Для кого играют команды, какая система проведения КЧР интереснее для болельщиков — дом-выезд или групповые туры? Спор, в котором пока нет главной составляющей — единого для всех команд смысла, за который стоит бороться. Гипотетически, есть клуб «Алтай», который дома показывал неординарную организацию стыковых матчей, поддержку болельщиков и приличный уровень

Константин Клещев — мастер спорта СССР по настольному теннису, известный спортивный журналист и признанный эксперт. Он играет основанием Timo Boll, справа у него — Mark V, а слева — Sriver, потому что это фирменное спартаковское сочетание конца 70-х-первой половины 80-х годов прошлого века.

Константин голосовал от России в жюри, определяющем обладателя «Золотого мяча», пишет книги и комментирует настольный теннис.

В «Перекруте» обсудили:

🔴 Как сделать спорт зрелищным и прибыльным?

🔴 Почему трибуны остаются пустыми, даже если вход бесплатный?

🔴 Зачем российскому теннису переход на систему «дом-выезд»?

Приятного чтения!

STATUS: Для кого играют команды, какая система проведения КЧР интереснее для болельщиков — дом-выезд или групповые туры?

Спор, в котором пока нет главной составляющей — единого для всех команд смысла, за который стоит бороться. Гипотетически, есть клуб «Алтай», который дома показывал неординарную организацию стыковых матчей, поддержку болельщиков и приличный уровень промо.

Что-то подобное может организовать «Нью Холанд». Точно сможем мы. А кто еще? Почему нет болельщиков в залах, где все возможности для этого есть, в тех залах, где топ-клубы дома играют групповые туры Премьер-лиги?

Константин: Современный спорт — часть индустрии развлечений.

Спортсмены создают зрелище для болельщиков, которые готовы за это зрелище платить деньги. Спонсорам зрители нужны для продвижения своих продуктов, и они, размещая рекламу на матчах, готовы платить клубам за привлечение живой аудитории, а ТВ и интернет-площадкам — за привлечение удаленной, размещая рекламу в трансляциях.

Задача клуба — создать качественный коммерческий продукт (назовем, для краткости, ККП). И для этого в клубе все должно быть прекрасно: и инфраструктура, и состав, и менеджмент. Если что-то одно выпадает, ничего не получится. В школьный зал никто не придет. На игроков из седьмого десятка рейтинга соберутся только их родственники и друзья. Без еды и воды смотреть за матчем 2 с половиной часа то еще испытание, даже если горячо любишь настольный теннис. Все об этом знают.

Вот только никто не имеет опыта создания ККП. Пока еще российский профессиональный настольный теннис во многом живет по привычным советским правилам, где доходы не входили в список приоритетов. А теперь конкретно. Безусловно, переход на систему дом-выезд необходим.

Двухмесячные паузы между турами слишком велики — для спонсора, ТВ и букмекера играть нужно чаще. 12 игровых дней (1 тур — 3 игровых дня) плюс плей-офф необходимо равномерно распределить по календарю. Клубы, как в Европе, получают возможность назначать матчи на удобные для него и зрителей день и время. В 10 утра, как сейчас, точно никто не будет играть.

После 19 в будние дни или начиная с обеда в выходные — наилучшие варианты. Затраты, безусловно, возрастут, и, возможно, Премьер-лигу (ПЛ) необходимо будет сократить на переходном этапе, оговорив в регламенте условия участия в КЧ (зал, трансляции, зрители и пр.). К слову, в закрытой американской футбольной лиге MLS (Major League Soccer) к участию не допускаются команды, собирающие в среднем меньше 20 тысяч зрителей — они неинтересны спонсорам и ТВ. Клубы сами должны быть заинтересованы в создании ККП, прежде всего, частные, которые просто обязаны считать деньги. Они могут воспользоваться опытом Германии или Франции, где уже много лет выступают наши теннисисты, которые резонно спрашивают, почему в России мы не можем создать аналогичную систему проведения чемпионата в ПЛ.

Где уже есть инфраструктура? Екатеринбург, Казань, Москва, Мособласть, Оренбург, Санкт-Петербург — это только то, что я сам видел. Добавим традиционные регионы развития настольного тенниса: Краснодар, Нижний Новгород, Самару. Взаимоотношения с ФНТР ПЛ можно строить по примеру федераций и лиг в других видах спорта, где уже все отлажено. Нынешний формат ПЛ — анахронизм, хотя охват КЧ ФНТР, думаю, скоро там будет уже под 300 участников во всех лигах, впечатляет. То есть, база создана очень солидная.

STATUS: И все же, почему на стыковом матче Алтай-Липецк за выход в Премьер-лигу зрители есть, промоушн организован, а на турах в Оренбурге, Чебоксарах, Верхней Пышме — полная тишина?

Ведь если мы говорим о клубах и их заработке — вот они люди и вот охват. Пользуйся. Так кто же тогда будет бороться за систему дом-выезд, если аудиторией готовы заниматься единицы клубов?

Константин: В стыковом матче, видимо, хорошо сработал сам «Алтай» (не уверен, что там есть пресс- и PR-службы), сыгравший на клубно-региональном патриотизме своей аудитории. Матч года поклонники «Алтая» и любители настольного тенниса пропустить не имели права.

А представим на секунду, что в Барнаул приезжают «Факел» или «УГМК»? Или Москва, которую по традиции нигде не любят и мечтают обыграть! Да еще и матчи проходят вечером в удобном месте, куда просто добраться после работы на общественном транспорте, а для машин есть бесплатная парковка. Но кто поедет в Балтым к 10:00 или 17:00, чтобы посмотреть, как «УГМК» кого-то обыграет со счетом 3:0?

Тут Дмитрий Балаченков и его команда могут в лепешку разбиться, но вряд ли что получится. Хотя зал там для настольного тенниса идеальный, парковка просторная и буфет для зрителей и участников работает. Надеюсь, что когда «УГМК» откроет новый дворец, а ждать, насколько знаю, уже недолго, лучший клуб ПЛ будет играть уже для зрителей. И еще: когда вход бесплатный, зрителей больше не становится, как это ни парадоксально. Пусть 50-100 рублей болельщик должен заплатить. И обязательно должны быть дорогие VIP-билеты с соответствующим обслуживанием. Они, кстати, расходятся так же быстро, как и дешевые на футболе, хоккее или баскетболе. А клубы должны получать бонусы от ПЛ за занятые места (чем выше, тем больше), и за заполняемость залов. Тогда будет смысл и бороться в каждом матче, и зрителей подтягивать, которые хотят наблюдать за этим соперничеством.

STATUS: Мы плавно переходим к роли клубов в ПЛ и КЧР в целом. Система дом-выезд автоматически накладывает на клубы груз организационной ответственности.

Фактически, это ответственность за проведение турнира ФНТР и по правилам ФНТР. Нет сомнений, что возникнут вопросы в рамках известной формулы колонистов Северной Америки — no taxation without representation. Клубы захотят прозрачности процедур формирования правил и регламентов, ну и, безусловно, разрешения споров.

Сформированы ли условия для этого? Ведь если присмотреться — клубное сообщество неоднородно. Несколько грандов с высокими бюджетами, несколько самостоятельных клубов и основная масса, сформированная по принципу энтузиаст/спонсор без какой-то клубной базы. Если кратко, а кому в КЧР это может быть интересно?

Константин: Начнем с конца. ФНТР дает возможность клубам с любым бюджетом участвовать в КЧ в одной из лиг. Кто сказал, что ПЛ для бедных? Всегда будут суперклубы, если, конечно, не перейти на систему драфта, как в США, где два года назад была создана MLTT (Major League Table Tennis) с 8 командами. Там, кстати, за клуб Texas Smash заявлен наш Артур Абусев.

Конечно, сегодня у «УГМК» и «Факела» нет конкурентов, но разве такое будет всегда? Знаю, что Александр Савельев серьезно работает над созданием конкурентоспособных клубов в Питере. Революций не нужно. ФНТР и ПЛ могут постепенно менять регламент, учитывая интересы менее состоятельных клубов.

Например, представим ПЛ из 8 команд, которые играют в 4 круга. Вроде значительно возрастает количество матчей и расходы на их проведение и на выезд. Но что мешает играть сдвоенные матчи? «Статус» едет в Липецк и проводит там 2 матча (условно 1-й и 3-й круг) в субботу и воскресенье. Во второй половине чемпионата «Липецк» едет в Шатуру и играет также 2 матча (2-й и 4-й круг). Итого 14 туров по 2 матча при 7 выездах. Сегодня при 12 командах — 4 тура по 5-6 матчей при 4 выездах. Расходы, конечно, вырастут, но не драматично. Зато больше матчей пройдут с неочевидным исходом.

Далее плей-офф за медали и плей-офф за сохранение места в ПЛ. Конечно, требуются точные расчеты, но даже без них понятно, что такая Лига вызовет больший интерес в городах, чьи команды в ней представлены. Вопросы прозрачности процедур формирования правил и регламентов, разрешения споров — это к специалистам. Убежден, что консенсус всегда можно найти.

STATUS: Если говорить о КНТ «Статус» — мы двумя руками за формат дом-выезд, наша клубная база позволит и встретить гостей, и организовать встречу на достойном уровне в рамках того самого ККП.

Возвращаясь к теме этого продукта, отметим, что ККП — сущность требовательная к внешним условиям. Как минимум, для его существования в среде аналогичных продуктов, необходим арбитраж. Спортивный арбитраж.

Не пришло ли время создания в стране спортивного арбитража по примеру системы судов по интеллектуальным правам, который существует в России достаточно давно и полноценно востребован, как вы считаете?

Константин: В 2019 году в России ОКР учредил Спортивную арбитражную палату. При Торгово-промышленной палате РФ есть Спортивный арбитражный суд. Так что изобретать ничего не нужно. Не берусь судить об эффективности работы российского спортивного арбитража, поскольку не являюсь юристом, но в любом случае — возможность обращения в эти органы и получения квалифицированных решений по спорным вопросам есть.

STATUS: Это третейские суды. Мы же говорим о структуре в системе государственных судов. В любом случае, третейские суды могут быть действенным механизмом, вопросы лишь в доверии к ним, квалификации судей, транспарентности процедур.

Ну и в завершение — играете ли сейчас сами? Если да, то каким инвентарем? Возникает желание отработать сборы или сыграть турнир?

Константин: У меня дома в шкафу лежит сумка с формой, ракетками и мячиками. И внутренний голос периодически говорит, что надо бы поехать поиграть. Тем более, что есть прекрасный спарринг — Екатерина Князева, пресс-атташе ФНТР, Мастер спорта, с которой мы когда-то вместе тренировались в «Спартаке» у Сергея Давидовича Шпраха.

Но дальше обсуждения, что неплохо было бы возобновить тренировки, речь не идет. Если серьезно, то играть так же, как в молодости, в силу возраста и растренированности уже не получится, а играть плохо не хочется. Субботний футбол в компании 50+ вполне устраивает. Но ракетка наготове.

Основание Timo Boll, справа — Mark V, слева — Sriver. Это фирменное спартаковское сочетание конца 70-х — первой половины 80-х годов прошлого века! Накладки в хорошем состоянии, но, боюсь, это последняя пара, существующая в природе!

STATUS: Прекрасно. Воспользуемся случаем и обменяемся намерениями: мы организовываем турнир в Шатуре, на нашей базе, с приглашением основателей клубов новой волны (ККП), а Вы с Екатериной принимаете в нем участие в качестве друзей клуба. Причем вы — этой уникальной сборкой.

***

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на наши социальные сети:

-2