Найти в Дзене

Премьера сериала «Александр I». Интервью с режиссёром монтажа и креативным продюсером

Едва состоялась премьера сериала «Александр I» на платформе «Смотрим», как 21 апреля 2025 года стартовала уже его телевизионная премьера. Режиссёр монтажа Андрей Зозуля (АРМ) поделился с нами своими впечатлениями о работе и поведал кое-какие секреты успеха исторического сериала.

Андрей, в первую очередь поздравляю с премьерой - не побоюсь этого слова - «полотна»! Насколько я понимаю, это не первая ваша совместная работа с режиссёром-постановщиком Артёмом Насыбулиным. Признаться, когда-то я засматривалась сериалом «Сердце Марии» (2010 г.). Теперь вы с Артёмом встретились на весьма серьёзном историческом проекте. Как вам вместе работалось?

С Артёмом мы познакомились ещё в 2007 году на съёмках сериала «Чемпион». Тогда это был мой первый монтаж на площадке. Артём невероятно талантливый режиссёр. Он точно знает, что хочет увидеть на экране: историю, притягивающую зрителя. Но при этом Артём умеет слышать и принимать мнения тех, с кем он работает. Лишь бы эти идеи не портили картину, а только улучшали её. На этом мы и сработались. Однажды он сказал: «Материал, который я снимаю, - это ж как ребёнок. Я счастлив, что он попадает в талантливые руки». После такой похвалы хочется монтировать ещё лучше!

Артём Насыбулин, режиссёр-постановщик сериала «Александр I»
Артём Насыбулин, режиссёр-постановщик сериала «Александр I»

Ещё я хочу выразить благодарность режиссёру монтажа Оксане Карчевской, которая собирала сцены и серии в процессе съёмки. Это очень помогло сосредоточиться уже на мастерах серий.

Работая над историческими картинами, я часто опасаюсь критики со стороны историков, которые подмечают исторические неточности. А у вас какие впечатления от работы в этом жанре? И что было самым сложным на проекте?

Этот проект был не сложным, а интересным и требующим внимания к деталям, особенно к датам и времени года происходящего. Работая над сериями с историческими фактами, я понял, что не доучил историю в школе :) Приходилось залезать в просторы интернета и более подробно изучать жизнь Александра I, Наполеона, а также международные отношения России и Франции того времени.

«Не прекращая работу даже в отпуске». Рабочее место Андрея в один из периодов монтажа «Александра I»
«Не прекращая работу даже в отпуске». Рабочее место Андрея в один из периодов монтажа «Александра I»

Кроме того, мы вели переписку и организовывали встречи на монтаже с одной из авторов сценария Марией Заславской. Она помогала воссоздать более приемлемые для того времени диалоги, а также мы уточняли текстовую информацию на экране.

Вот, что значит слаженная командная работа! Хочу спросить о музыкальной составляющей. В сериале довольно много красивой музыки. Насколько тесно вам приходилось взаимодействовать с композиторами во время монтажа?

Я никогда не сдавал серии без референсной музыки. Это помогает не только продюсерам и композитору быстрее решить музыкальную часть, но и режиссёру монтажа, чтобы правильнее передать настроение как в отдельно взятой сцене, так и во всей серии, во всём сериале. Я принимал участие в обсуждении музыки с композиторами, чтобы рассказать, какая была идея при использовании той или иной композиции.

Кадр из сериала «Александр I»
Кадр из сериала «Александр I»

Одной из первых сцен, которую я смонтировал, была сцена с Александром, где он играет композицию Вивальди из цикла концертов «Времена года» (№4 «Зима»). Эта сцена навела меня на мысль наполнить картину музыкой, в которой есть скрипка. Можно, конечно, сказать, что выбор скрипки тут очевиден и предначертан самой эпохой, но задача для композитора состояла в том, чтобы тонким звучанием скрипки подчёркивать именно линию Александра, а для других героев использовать более низкие по звучанию струнные инструменты. И композиторы под чутким руководством музыкального продюсера Марии Зинченко, прекрасно с этим справились.

В начальных титрах я увидела, что вы не только режиссёр монтажа, но и приняли на себя роль креативного продюсера. Это было задумано изначально или так вышло в процессе работы над фильмом?

Так как мы с Артёмом работали 6/7, мы вместе обсуждали работы всех цехов по графике, музыке, цвету, звуку, начальным и внутрикадровым титрам. После того, как я увидел интервью с Марией Гардаш (режиссёр монтажа и креативный продюсер проекта «Натали и Александр», тоже производился компанией «Cosmos studio»), я спросил: «А что, так можно было?» И ведущий продюсер Ольга Полесицкая приняла такое же решение и в отношении меня. Так я получил статус креативного продюсера.

Андрей Зозуля (АРМ), режиссёр монтажа и креативный продюсер сериала «Александр I»
Андрей Зозуля (АРМ), режиссёр монтажа и креативный продюсер сериала «Александр I»

Это очень круто! А то, что сериал уже продлён на второй сезон, лишь подтверждает большой успех! Ещё раз поздравляем от всего сообщества и желаем вдохновения и покорения новых высот!