Первыми туристами в мире принято считать членов общества трезвости в Англии. Общество возглавлял проповедник Томас Кук (не путать с известным английским мореплавателем и путешественником Джеймсом Куком, жившим 50 годами ранее). В июле 1841 года для своих прихожан он организовал первую экскурсионную поездку. Она имела такой бешеный успех, что последующие 30 лет его бизнес постоянно рос, и завершился созданием собственного банка и фирмы (просуществовавшей до 2019 года).
Ну, а первые общества, объединившие туристов и путешественников, оказались тесно связанными с горами.
Во второй половине XIX века европейские путешественники стали собираться в общества. Они обменивались оптом, делились впечатлениями, строили планы и занимались просвещением населения. Путешествия были делом дорогим и не доступным широким слоям населения. По сути это были элитарные клубы, объединявшие людей преимущественно из высшего общества.
В 1857 году для изучения Альпийских гор в Лондоне был образован Английский альпийский клуб. Основная цель – изучение Альпийских гор, по мере их исследования стала меняться. География путешествий членов клуба существенно расширилась. Путешествия стали включать в себя и другие горы: Кавказ, Гималаи и даже Анды в Южной Америке.
Постепенно количество «Альпийских» горных клубов во всем мире росло. Большинство европейских стран и США обзавелись такими клубами. Не стала исключением и Россия.
Во второй половине XIX века многие уголки России были труднодоступными и малоизученными.
Крымские (или как тогда говорили Таврические) горы отличались от большинства гор России, тем, что были сравнительно легкодоступными с суши, и с моря, имели комфортный климат, который, как небезосновательно считалось, обладал целительной силой.
Шестого мая 1890 года (130 лет назад), по образцу западноевропейских клубов, в России был образован Крымский горный клуб. Базировался он в Одессе – крупном южном городе Российской империи. Позже открылись отделения в самом Крыму.
Целями клуба провозгласили: изучение гор, поддержку местных отраслей хозяйства, охрану природы и поощрение путешествий по горам.
Крымский горный клуб быстро стал более демократичным и общедоступным в отличие от своих западноевропейских собратьев. Членами клуба могли стать любые граждане Российской империи, достигшие совершеннолетия и «непорочные по суду». Условием было внесение членских взносов в несколько рублей.
Значительную роль в развитии Клуба сыграл военный инженер и строитель Александр Бертье-Делагард занимавший пост Председателя более 20 лет. При нем было построено здание Клуба, сделаны многочисленные археологические открытия, проложены туристские маршруты.
Членами клуба были изданы оригинальные труды: «Лечение виноградом в Ялте и на Южном Побережье», «Кефир, лечебный напиток из коровьего молока», «Лечение морскими купаниями», которые надолго стали настольными руководствами для местных врачей. Изучалось оздоровительное влияние на организм людей горных экскурсий.
Совместные поездки для членов были отличительной чертой «альпийских клубов». И они часто производили настоящий фурор своим экзотическим видом среди путешествующих представителей светского общества. Вот, что писал об этом один из первых российских туристов: «Наше появление на юте парохода в оригинальных дорожных костюмах сначала произвело некоторую панику среди первоклассных пассажиров. Одеты мы были в большинстве в блузы, в высоких сапогах, с молотками, кинжалами, сумками и фляжками через плечо, в самых разнообразных шляпах и фуражках».
Экскурсии проводились и для широкого круга лиц.
Долгое время организация экскурсий следовала следующей схеме. Из членов Клуба на сезон выбирался директор экскурсий. Он договаривался с местными жителями, из которых нанимал проводников. Проводники не получили жалование, а жили лишь за счет чаевых от туристов за различные услуги.
Члены Клуба проектировали и обустраивали новые маршруты. Например, Штангеевская тропа – проложенная в 1899 году в районе крымской яйлы стала первой туристской тропой в России. Ее длина составляла восемь с половиной километров. Она была проложена по максимально пологим участкам гор, промаркирована камнями с надписями и предназначалась для людей любой физической подготовленности.
Проводились беседы по крымоведению. Сейчас, когда Интернет переполнен информацией, сложно представить, что в условиях информационного дефицита они пользовались большим спросом.
С каждым годом количество туристов становилось все больше, и Клуб взялся учить местных учителей ремеслу экскурсовода.
Даже в конце XIX века Кавказские горы представлялись крайне, опасными, непроходимыми и совершенно… неинтересными! Одновременно российская пресса всячески восхваляла Альпы.
Наконец, в 1899 году была построена стратегически важная дорога Адлер – Красная Поляна, просуществовавшая почти без изменений более ста лет.
Спустя четыре года 12 апреля 1903 г в городе Гагры открылось первое отделение Клуба на Кавказе.
Примерно в это же время в районе Красной Поляны открывается первый туристский приют.
С 1905 г Клуб стал называться Крымско-Кавказский.
На его эмблеме, на фоне российского флага и ледяной горной вершины была изображена горная коза.
Кроме организации туристских маршрутов, Клуб строил горные приюты в Крыму и на Кавказе, в которых путешественники могли отдохнуть, поесть и переночевать. Как правило, приюты имели отдельные комнаты для мужчин и женщин. В обязанности сторожей приютов входило обслуживание гостей.
Например, в одном из циркуляров для сторожей писалось: «По требованию посетителей он [сторож] должен поставить самовар, дать посуду, или поставить чай или кофе стаканами, подать, по возможности, молоко, яйца, зажарить шашлык (если путешественник добудет барана от соседних пастухов). … В случае холода, ночующие могут потребовать, чтобы он разложил в камине огонь». Услуги были платные и оплачивались по таксе. В прокат сдалось туристское снаряжение.
На Кавказе для туристов организовывались путешествия по Военно-Грузинской дороге, экскурсии в район Новоафонского монастыря и по городам Закавказья, походы в Красную Поляну.
Крымско-Кавказский горный клуб прекратил свою деятельность только 1920 году во время Гражданской войны, но его деятельность по популяризации гор российского Причерноморья навсегда вошла в историю отечественного туризма.