Найти в Дзене
Русский музей

Великий «вулканолог» Карл Брюллов: как гений русской живописи написал Везувий, погубивший Помпеи

Одна из главных героев грандиозного полотна «Последний день Помпеи» – необузданная стихия. Карл Брюллов изобразил подлинную трагедию: древний город охвачен «каменным дождем» и пламенем. Их извергает могущественный вулкан Везувий – огнедышащий дракон на карте континентальной Европы. Брюллов тщательно изучал исторические документы и данные археологов при создании картины: он читал письма Плиния Младшего, римского государственного деятеля и современника гибели Помпей, анализировал результаты раскопок. В 1827 году великий живописец лично посетил погребенный под вулканическим пеплом город. Карл Брюллов тогда писал: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом». Но где проходит граница между художественным образом и настоящим процессом извержения вулкана? В рубрике «Геология в живописи» с экспертами Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А. П. Карп
Оглавление

Одна из главных героев грандиозного полотна «Последний день Помпеи» – необузданная стихия. Карл Брюллов изобразил подлинную трагедию: древний город охвачен «каменным дождем» и пламенем. Их извергает могущественный вулкан Везувий – огнедышащий дракон на карте континентальной Европы.

Брюллов тщательно изучал исторические документы и данные археологов при создании картины: он читал письма Плиния Младшего, римского государственного деятеля и современника гибели Помпей, анализировал результаты раскопок. В 1827 году великий живописец лично посетил погребенный под вулканическим пеплом город. Карл Брюллов тогда писал: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Но где проходит граница между художественным образом и настоящим процессом извержения вулкана? В рубрике «Геология в живописи» с экспертами Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А. П. Карпинского рассматриваем картину кисти Карла Брюллова с точки зрения вулканологии.

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.
«Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.

«Сомма-Везувий» или бурерожденный вулкан близ Неаполя

Сегодня на Земле функционирует около 600 вулканов. Интересно, что наибольшее количество (более 45%) находится в западной части «Тихоокеанского огненного кольца», в частности, в Камчатско-Курильском регионе. В Средиземноморском поясе их насчитывается менее 10%. С точки зрения вулканизма район спокойный. Тем любопытнее, что именно там находится Везувий – один из самых активных вулканов на Земле.

Как и в далеком прошлом, Везувий до сих пор опасен. У итальянского вулкана преобладают извержения взрывного типа, реже их сменяют спокойные излияния лавы. В исторических источниках упомянуто более 80 значительных извержений Везувия. Неслучайно именно этот вулкан вдохновил французского посла в Неаполе графа Сальванди на афоризм «живем как на вулкане».

Неаполь у подножия вулкана Везувий / Институт Карпинского
Неаполь у подножия вулкана Везувий / Институт Карпинского

Николай Гоголь, который был не только блистательным писателем, но и проницательным арт-критиком, о произведении Карла Брюллова сказал следующее: «Создание и обстановку своей мысли произвел он необыкновенным и дерзким образом: он схватил молнию и бросил ее целым потопом на свою картину». Из чего же на самом деле состоит этот «потоп»?

Вулкан рождается из разломов над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород. Лава, изливаясь из вулкана, образует слои, которые со временем формируют холмы или горы. Извержение происходит тогда, когда поднимается магма. Существует два сценария: когда тектонические плиты постепенно расходятся, а в земной коре появляются разломы, через которые магма выходит на поверхность, либо, когда тектонические плиты сталкиваются, часть земной коры погружается глубоко в недра.

Извержение магмы может быть как «спокойным» (в таком случае лава мирно и полого выходит через трещины вулкана), так и взрывным. Это как раз характерно для Везувия. У таких вулканов лава и пепел поднимаются вверх на высоту до 50 км и разлетаются с такой скоростью, что могут огибать Землю несколько раз. Именно такое поведение Везувия погубило Помпеи и другие поселения, которые находятся у подножия вулкана. Карл Брюллов пронзительно изображает ужас не успевших покинуть город жителей – трагедия неминуема.

Взрывное извержение вулканов / Фотография специалиста-вулканолога Института Карпинского Бориса Александровича Марковского
Взрывное извержение вулканов / Фотография специалиста-вулканолога Института Карпинского Бориса Александровича Марковского

Извержения центрального типа представляют собой взрывные процессы, сопровождающиеся формированием пирокластического материала: разнообломочных туфов, вулканических бомб, выбросов раскаленных пеплов. А в случае катастрофических взрывов из уже существующих обломков могут образовываться новые вулканические постройки. Такой тип вулканов сложного строения получил название «Сомма-Везувий», когда во взрывной воронке действующего вулкана («правулкана») вырастает новый активный.

«Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий!»

В такую метафору заключил всю ярость лирического героя Владимир Маяковский в поэме «Облако в штанах». Везувий – вулкан действительно гневливый. Причем не только в отношении города Помпеи. Несмотря на все ужасы извержений, люди издревле упорно селились рядом с огнедышащим гигантом. Вулканические пеплы сделали землю вокруг него очень плодородной. Археологи нашли на этом месте следы древних построек, вероятнее всего, снесенных с лица земли извержениями, произошедшими задолго до гибели Помпей. В ходе раскопок обнаружены остатки деревни с полукруглыми хижинами, датируемые 1200–900 годами до нашей эры, а также сельскохозяйственные здания времен Древнего Рима.

Эскиз к картине «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1828
Эскиз к картине «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1828

Извержение разъяренного магмой Везувия, погубившее Помпеи и другие поселения, даже получило научное название плинианского – по имени древнеримского ученого Гая Плиния Старшего. При плинианском извержении взрывы создают над кратером облако пепла в форме гигантского гриба или зонтика: столб газов и пепла поднимается в небо на десятки километров. Плиний Старший погиб при исследовании этого природного явления, но сохранились два письма его племянника Плиния Младшего. Их изучал Карл Брюллов перед тем, как приступить к работе над знаменитым полотном.

Как Везувий уничтожил Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и Стабии

Вначале древние города были разрушены землетрясением. Подземные толчки в вулканических зонах могут продолжаться до нескольких недель, тем самым провоцируя извержение пылающей магмы. Лишь после сейсмической активности Везувий не выдержал: произошел катастрофический взрыв, который сегодня мы видим на картине кисти Брюллова.

Лава базальтовая. Вулкан Плоский Толбачик, северный прорыв. Камчатский край
Лава базальтовая. Вулкан Плоский Толбачик, северный прорыв. Камчатский край

На Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и Стабии обрушилась энергия Везувия, сравнимая с ядерной бомбой. Продукты таких мощных извержений накрывали территории на расстоянии до 20-30 километров от жерла вулкана и разносили огромные фрагменты весом в десятки тонн и размером в десятки метров. Еще одной опасностью стали выбросы палящих пепловых туч, достигавших высоты в 3-4 тысячи метров. Слои раскаленного газонасыщенного пепла после многократных взрывов фактически поглотили город. Смертоносный удар по Помпеям и другим неаполитанским поселениям нанесли пирокластические потоки – смесь высокотемпературных (до 800 градусов Цельсия!) вулканических газов, пепла и камней, способных развивать скорость до 700 километров в час.

Лапилли плагиоклазовые (вулканические выбросы). Вулкан Плоский Толбачик. Камчатский край
Лапилли плагиоклазовые (вулканические выбросы). Вулкан Плоский Толбачик. Камчатский край

Карл Брюллов расположил в едином временном пространстве трагические события землетрясения, которое, вероятно, случилось все же раньше, и самого извержения. Нет подтверждений, что раскаленная лава, изображенная художником, действительно добралась до города, в отличие от вулканических газов и пеплового облака: они мгновенно накрыли город плотным слоем. Однако сам образ разъяренного Везувия с геологической точки зрения Брюллов воссоздал корректно и точно реконструировал одну из главных катастроф в истории.

Апокалиптическая симфония

В центре сюжета картины «Последний день Помпеи» – охваченные паникой жители города, чья судьба уже предрешена. Из 20 000, населявших Помпеи, большей части людей удалось покинуть подножие Везувия заблаговременно. По оценкам археологов, погибло около 2 000 людей, которые по неизвестным сегодня причинам проигнорировали сигналы, подаваемые вулканом.

Фрагмент картины «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.
Фрагмент картины «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.

«Последний день Помпеи» в художественной интерпретации Карла Брюллова – уникальный культурный феномен, повлиявший на творчество других мастеров искусств. «Везувий зев открыл» и «земля волнуется» в стихотворении Александра Пушкина, у Бориса Пастернака – «багровый шар, чадивший без послабы». Александр Герцен в статье «Москва и Петербург» будто поставил знак равенства между пушкинским Петербургом из «Медного всадника», где столицу империи также атакует мощная и беспощадная стихия: Карл Брюллов, «развившийся в Петербурге, избрал для кисти своей страшный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в Помпее, – это вдохновение Петербурга!».

Фрагмент картины «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.
Фрагмент картины «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.

Брюллов показал не только трагедию народа, гибнущего в столкновении с вулканическим огнем и пеплом, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. В одном миге запечатлены отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Николая Гоголя, показать все «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи. В Помпеях кисти Брюллова гибнет не просто древний город, а «падают кумиры»: Везувий навсегда уничтожает прежний миропорядок, становясь символом абсолютного конца. На руинах, покрытых застывшей лавой, не скоро возникнет следующая эпоха.

Что было дальше?

Город оказался на долгие годы спрятан под покровом пепла. Во время раскопок выяснилось, что Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и Стабии сохранились такими, какими были до извержения. Под многометровым слоем пепла были найдены «законсервированные» улицы, дома с мебелью, люди и животные, которые не смогли спастись. Последний миг жизни древних Помпей воссоздал великий русский живописец и тем самым запечатлел образ гибнущего города в веках.

Фрагмент картины «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.
Фрагмент картины «Последний день Помпеи», Карл Брюллов. 1833 г.

Официальным заказчиком картины был промышленник, ученый и меценат Анатолий Николаевич Демидов. Первоначально полотно кисти Карла Брюллова с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже. Летом 1834 года произведение было доставлено из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнес ее императору Николаю I. В августе того же года картина была представлена в Эрмитаже, а в конце сентября заняла отдельный зал Академии художеств – «Последний день Помпеи» смогли увидеть все желающие. В 1897 году произведение передали в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III. Указ о создании музея был подписан Николаем II еще в 1895-м. Так великая картина Карла Брюллова стала одной из первых в собрании будущего Государственного Русского музея.

Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова», Русский музей.
Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова», Русский музей.

Чтобы увидеть грандиозное полотно «Последний день Помпеи», приглашаем посетить выставку «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова» в Михайловском дворце. Больше о геологии – увлекательной науке и современной профессии – рассказывают в социальных сетях специалисты Института Карпинского.