Найти в Дзене
Meta MMA

«Борцы в Осетии начинают заниматься торговлей». Со-основатель Wolnik рассказал о проблемах в российской борьбе

С 7 по 14 апреля в Словакии проходил чемпионат Европы по спортивной борьбе, на котором сборная команда России по вольной борьбе завоевала шесть золотых, две серебряные и одну бронзовую медали. Спортивный писатель, автор книги «Ковер покажет» и со-основатель лиги Wolnik Заур Курбанов, наблюдавший за схватками на ЧЕ в прямом эфире, подвел итоги прошедшего первенства континента и рассказал о серьезных проблемах в российской борьбе. В эксклюзивном интервью MMA.Metaratings.ru Курбанов: – Как вам прошедший чемпионат Европы по вольной борьбе? – Для меня чемпионат Европы, как для любителя вольной борьбы, был проходным турниром. На этом старте обкатывали молодых, давали им возможность проявить себя. Прошедшая Европа была для меня уникальной, потому что туда полетел основной состав нашей сборной. Это неудивительно, потому что у спортсменов есть соревновательный голод. Здорово, что Европа получилась насыщенной на хорошие вывески – финалы в в/к до 74 и 86 килограмм. Это уровень чемпионата мира и
Оглавление

С 7 по 14 апреля в Словакии проходил чемпионат Европы по спортивной борьбе, на котором сборная команда России по вольной борьбе завоевала шесть золотых, две серебряные и одну бронзовую медали.

Спортивный писатель, автор книги «Ковер покажет» и со-основатель лиги Wolnik Заур Курбанов, наблюдавший за схватками на ЧЕ в прямом эфире, подвел итоги прошедшего первенства континента и рассказал о серьезных проблемах в российской борьбе.

    Сослан Рамонов, Хетик Цаболов, Заур Курбанов, Заурбек Сидаков, Давид Баев
Сослан Рамонов, Хетик Цаболов, Заур Курбанов, Заурбек Сидаков, Давид Баев

В эксклюзивном интервью MMA.Metaratings.ru Курбанов:

  • поделился впечатлениями о прошедшем чемпионате Европы;
  • прокомментировал скандальный инцидент с участием Михаила Мамиашвили и Чермена Валиева;
  • рассказал о «перепроизводстве» борцов в России;
  • объяснил, почему борьба в Северной Осетии умирает;
  • поведал о финансовых проблемах осетинских борцов;
  • поделился мнением о том, почему Заурбек Сидаков не перешел в ММА.

«Мамиашвили неравнодушен к развитию борьбы в России»

– Как вам прошедший чемпионат Европы по вольной борьбе?

– Для меня чемпионат Европы, как для любителя вольной борьбы, был проходным турниром. На этом старте обкатывали молодых, давали им возможность проявить себя. Прошедшая Европа была для меня уникальной, потому что туда полетел основной состав нашей сборной. Это неудивительно, потому что у спортсменов есть соревновательный голод.

Здорово, что Европа получилась насыщенной на хорошие вывески – финалы в в/к до 74 и 86 килограмм. Это уровень чемпионата мира и Олимпиады. Эту Европу украсили наши ребята, представители отечественных школ вольной борьбы. Мне понравилась бескомпромиссность во всех весовых категориях. Не было проходных схваток. Разочаровала весовая категория до 97 килограмм, потому что не полетел на этот старт Абдулрашид Садулаев. Рассчитывал, что в весовой категории до 125 килограмм мы зацепимся. Уже два олимпийских цикла у нас не задается в этой весовой.

    Абдулрашид Садулаев и Заур Курбанов
Абдулрашид Садулаев и Заур Курбанов

– Многим чемпионат Европы запомнился инцидентом между президентом ФСБР Михаилом Мамиашвили и Черменом Валиевым на награждении борцов в в/к до 74 килограмм. На это отреагировали Дзамболат Тедеев, Арсен Фадзаев, Асланбек Бадаев и вы, Заур Курбанов. Почему так мало реакций со стороны борцов и функционеров?

– Все зависит от того, что мы вкладываем в понятие «отреагировали». Я видел информацию о том, что Мамиашвили сказал, что погорячился. Надо отдать должное, если он выразил такое состояние своей души. Я бы больше не совал под нос его поступок. Я знаю положение дел в ФСБР. Президент федерации – очень неравнодушный человек.

«Мамиашвили неравнодушен к развитию борьбы в этой стране. Другое дело то, как он это проявляет. Такое отношение ни в какие рамки не лезет. Мне и сотням тысяч любителей борьбы это не нравится. В федерации многим этом не нравится. Разумеется, спортсменам тоже это не понравилось. В силу определенных причин они не могут выразить свое отношение. Обычная логика говорит: «Они все наши». Но наши борцы уезжают. Говорить о том, что виноват в этом один человек, будет неправильно. Виноваты все мы. Те, кто смотрит борьбу, те, кто борется, тренируют, виноваты функционеры»

Я был бы рад, если бы Разамбек Жамалов, Чермен Валиев, Таймураз Салказанов и многие другие остались в нашей стране. Представляешь уровень конкуренции на сборах в Кисловодске, когда у тебя там Хетик Цаболов, Жамалов, Валиев, Салказанов, Заурбек Сидаков. Заурбек – лидер в этой весовой категории до тех пор, пока ему есть что доказывать. Если нет конкуренции, стремиться к чему-то становится сложнее.

«Когда 25-30-летние борцы практически нищенствуют, они о борьбе не думают»

– А как действовать главному тренеру сборной России по борьбе, если в весовых категориях несколько сильных борцов с большими амбициями? Как сделать так, чтобы удовлетворить потребности каждого?

– Это объективные обстоятельства. У нас сегодня перепроизводство высококлассных борцов. Искусственно останавливать процесс выезда ребят в поисках лучшей спортивной доли бессмысленно. Президент страны сказал, что спортсменам надо ехать на Олимпиаду в Париже. Если приглашают – надо ехать. В Дагестане 100 000 детей ходят в борцовские залы. Тренеры говорят, что не все смогут стать чемпионами. Но из этих 100 000, тысяча захочет стать чемпионами. Используя административный ресурс и влияние, президенту ФСБР стоило бы обсудить с UWW форматы международных соревнований. Чтобы у нас была возможность удовлетворить спортивные амбиции спортсменов. Одного отправить на чемпионат Европы, второго – на Кубок мира, третьего – на другой старт.

– Если в стране перепроизводство борцов, почему борьба в Северной Осетии умирает?

«Борьба в Осетии потихоньку увядает. Больно на это смотреть. Условий нет. Когда 25-30-летние борцы практически нищенствуют, они о борьбе не думают. Когда они получают денежное довольствие в размере 25-30 тысяч рублей, что они могут позволить на эти деньги? Спортсмен борется и понимает, что у него есть финансовые трудности. Вот об этом нам надо думать. Как борец может полностью отдаваться спорту, если у него дома в холодильнике нет еды? В Осетии отсутствуют элементарные финансово-экономические условия для борцов. Никто не говорит, что им надо дарить дорогие машины и пентхаусы. Но, когда речь идет о поездках на соревнования, об оплате лечения, о реабилитации…»

Травмы – ежедневный спутник спортсмена. Когда борец травмируется, ему никто не позвонит и не спросит, как он проходит лечение. Не говоря уже о конкретной помощи. Единицы звонят и делают. Я знаю, что Омар Муртузалиев так делает. Он звонит спортсмену и узнает все, предлагает свою помощь. Но речь должна идти о работе системы. Есть региональные федерации, спортивные ведомства. Я, дагестанец, переживаю, болею и волнуюсь за состояние осетинской борьбы. Подписан на многих осетинских борцов, некоторые торговлей занялись. Они торгуют. Начинают перепродавать какие-то товары. Это не от того, что они разлюбили борьбу. А от того, что эта любовь не взаимна. А давайте будем создавать условия, чтобы такого не происходило. Одного Муртузалиева не хватит, у него должны появляться конкуренты в этом деле. Система должна работать иначе.

    Омар Муртузалиев
Омар Муртузалиев

«Сидаков сказал, что не увидел себя в ММА»

– В Осетии же так любят борьбу. Неужели там нет людей, которые могут поддерживать спортсменов?

– Грустно к этому отношусь. Потому что следующим может быть мой Дагестан. Сейчас на юношеском уровне дагестанские борцы практически потеряли оппонирование со стороны Северной Осетии. Плохо то, что происходящее сегодня в Осетии практически необъяснимо. Руководство любого региона СКФО должно понимать, что борьба – это вид спорта, имеющий отношение к геному проживающих тут людей. Сидакову сегодня почти 30 лет, Давиду Баеву – 27, Артуру Найфонову – 27. Кто придет после них бороться? Нет плеяды голодных и стремящихся борцов. Я уговаривал Заурбека Сидакова не уходить в ММА. Ездил к нему домой. Мы с ним вдвоем сидели в его трофейной комнате. И я его там уговаривал. Есть осетинские борцы, которые собой олицетворяют этот вид спорта.

– А что у Сидакова нет больше целей в борьбе? Чем мотивировано желание перейти в ММА?

– Конечно, Заурбеку Сидакову сложно себя в чем-то упрекнуть. Он олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира. От него, сломя голову, убежал Джордан Барроуз. Зауру не к чему стремиться. Да, конечно, все мечтают стать двукратными и трехкратными чемпионами Олимпиады. Дело в другом. У Сидакова скончался отец. Заурбеку нужно помогать своей матери, ему нужно организовывать свою жизнь.

    Заурбек Сидаков
Заурбек Сидаков

– Помогать в финансовом плане?

– Конечно. Всем им надо помогать. Я не говорю, что у них финансовые проблемы. Я говорю, что олимпийский чемпион и трехкратный чемпион мира должен жить на определенном уровне. И Заурбек хочет на этом уровне жить. А что же они ищут в ММА? Не красоту ММА. Они идут туда, чтобы заработать деньги, потому что в ММА денег больше. Конечно, если Сидаков будет получать за свои выступления, рекламные контракты, условно, два миллиона рублей в месяц, а он достоин их получать. Зачем ему ММА? До тех пор, пока ребята думают о том, чем заполнен их холодильник, они будут смотреть в сторону ММА. В итоге Сидаков не ушел. Он сказал, что не увидел себя в ММА. А следующее поколение даже не зайдет в борцовский зал. Все сложно, потому что не принимаются решения для ликвидации существующих проблем.

«Какие могут быть вопросы к Валиеву?» Бадаев – об итогах ЧЕ по борьбе и конфликте с участием Мамиашвили

Сменил российское спортивное гражданство на албанское, разозлил Мамиашвили: кто такой Чермен Валиев

Большой скандал в борьбе: Мамиашвили предъявил Валиеву за смену спортивного гражданства