Найти в Дзене

Могилы знаменитостей: Наталья Вилькина. Любовь, театр и 6 пачек в день. Трагедия актрисы, которая не смогла договориться с собой

Вы когда-нибудь задумывались, почему талантливые люди так часто похожи на свечу, которая горит ярко, но быстро? Вот и Наталья Вилькина - актриса, чья судьба будто сошла со страниц русской классики: блистательный взлёт, неоднозначные решения, ранний уход. Её жизнь - это спектакль, где смех соседствует с горечью, а аплодисменты - с тишиной забвения. Появившись на свет в мае 1945-го, когда мир праздновал Победу, Наталья словно получила билет в эпоху надежд. Её родители - Михаил Исакович и Тамара Николаевна - мечтали, чтобы дочь продолжила медицинскую династию. Но судьба распорядилась иначе: вместо скальпеля девушка выбрала сцену. Впрочем, путь к славе начался с неудачи - в Щукинское училище она поступила лишь со второго захода. Зато какой курс ей выпал! Никита Михалков, Анастасия Вертинская, Николай Бурляев - будущие звёзды, рядом с которыми Вилькина не потерялась, а засияла. Окончив вуз в 1967-м, Наталья попала в Центральный театр Советской Армии. Здесь она играла Соню в «Дяде Ване» и бл
Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, почему талантливые люди так часто похожи на свечу, которая горит ярко, но быстро? Вот и Наталья Вилькина - актриса, чья судьба будто сошла со страниц русской классики: блистательный взлёт, неоднозначные решения, ранний уход. Её жизнь - это спектакль, где смех соседствует с горечью, а аплодисменты - с тишиной забвения.

«Не врачом, но артисткой»: Детство и выбор пути

Появившись на свет в мае 1945-го, когда мир праздновал Победу, Наталья словно получила билет в эпоху надежд. Её родители - Михаил Исакович и Тамара Николаевна - мечтали, чтобы дочь продолжила медицинскую династию.

Но судьба распорядилась иначе: вместо скальпеля девушка выбрала сцену. Впрочем, путь к славе начался с неудачи - в Щукинское училище она поступила лишь со второго захода. Зато какой курс ей выпал! Никита Михалков, Анастасия Вертинская, Николай Бурляев - будущие звёзды, рядом с которыми Вилькина не потерялась, а засияла.

Окончив вуз в 1967-м, Наталья попала в Центральный театр Советской Армии. Здесь она играла Соню в «Дяде Ване» и блистала в постановке «Два товарища» по Войновичу. Но уже в 1970-м грянул скандал: спектакль запретили, а Вилькина вместе с Сергеем Шакуровым и режиссёром Хейфецем подали заявления об уходе. Жёсткий шаг, но что это, если не принципиальность?

Наталья Михайловна Вилькина в театре
Наталья Михайловна Вилькина в театре

Перейдя в Театр Маяковского, она взяла роли, которые подчеркнули её амплуа: Негина в «Талантах и поклонниках», Зинаида Москалёва в «Дядюшкином сне». Однако истинной творческой гаванью стал Малый театр, куда актриса пришла в 1972-м. Работа с Хейфецем раскрыла её многогранность: от графини-внучки в «Горе от ума» до Мэри Тайрон в пьесе О’Нила. Казалось, карьера на пике… Но театр - существо капризное.

Кино: Между славой и вторыми планами

На экране Вилькина дебютировала в 1970-м в короткометражке «Дети», но настоящий успех пришёл с «Школьным вальсом» (1978), где она сыграла мать Зоси. Её Элла Кнушевицкая - нежная, но надломленная - тронула миллионы.

Увы, в 80-е роли стали реже: то ли время менялось, то ли режиссёры не видели её в новых образах. И всё же даже эпизоды запоминались: Полина в «Раннем, раннем утре…», Надя Дурова в «То мужчина, то женщина».

Вилькина Наталья Михайловна - Фильм То мужчина, то женщина (СССР, 1989)
Вилькина Наталья Михайловна - Фильм То мужчина, то женщина (СССР, 1989)

Последней работой стала «Любовь» Тодоровского (1991). Режиссёр вспоминал, как Вилькина «вгрызалась» в роль, требуя снять её скорее. Две сцены так и остались несыгранными - словно сама судьба поставила точку.

Любовь и сигареты: Личная драма за кулисами

Если театр для Натальи был храмом, то любовь - вечным карнавалом, где маски менялись, оставляя за собой шлейф страстей и разочарований.

Первый муж, Игорь Охлупин, Народный артист РСФСР, казался идеальным союзником: они встретились в 1963-м на новогодней вечеринке, и их роман вспыхнул как бенгальский огонь. Она - дерзкая, жизнелюбивая, с острым языком. Он - тихий, домовитый, словно сошёл со страниц чеховских пьес. В 1964-м у пары родилась дочь Алёна, которая позже выбрала актёрскую стезю. Но даже общее призвание не спасло брак.

Наталья Вилькина и Игорь Охлупин.
Наталья Вилькина и Игорь Охлупин.

«Любить — не значит быть рядом»: Разрыв и новая страсть
К концу 1960-х Наталья поняла: её сердцу тесно в рамках роли «примерной жены». Игорь, человек камерный, не мог угнаться за её бурлящей энергией. Развод стал неизбежным, но, к чести обоих, они сохранили уважение. Охлупин, хоть и переживал, позже признавал: «Она была слишком яркой, чтобы принадлежать одному человеку».

Второй акт её личной драмы связан с Кириллом Чубаром - французским учёным с русскими корнями, старше её на 12 лет. Их встреча напоминала сюжет мелодрамы: химик, проректор орлеанского вуза, бросил работу, семью и двух взрослых детей, чтобы быть рядом с Вилькиной. Казалось, это та самая «роковая страсть», о которой пишут в романах.

Наталья Вилькина со вторым мужем
Наталья Вилькина со вторым мужем

Но за красивым фасадом скрывались трещины: Кирилл, вырванный из привычной среды, тосковал по Франции, а Наталья, погружённая в театр, не могла дать ему ту тишину, которую он искал. И всё же они не расставались до самого конца.

«Дым как метафора»: Привычка, ставшая проклятием

Если в любви Вилькина искала свободы, то в курении - спасения от внутренних демонов. 5–6 пачек в день! Цифра, в которую сложно поверить, но костюмерши Малого театра подтверждали: «Она курила даже во время перерывов в спектаклях, словно пыталась затяжками заглушить тревогу». Лёгкие отказывали, врачи предупреждали о рисках, но Наталья лишь отмахивалась: «Я не могу без этого - это мой способ чувствовать жизнь».

 6 пачек в день - привычка, которая поставила точку
6 пачек в день - привычка, которая поставила точку

Курение стало её роковым соавтором. К концу 1980-х проблемы со здоровьем превратились в хронические: одышка, кашель, боли в груди. Но вместо того чтобы лечь в больницу, она продолжала работать, будто бросая вызов судьбе. Даже в день смерти, 7 апреля 1991-го, Наталья, несмотря на приступы удушья, шутила с коллегами и обсуждала новую роль. «Она выглядела так, будто готовилась к премьере, а не к последнему выходу», - вспоминала костюмерша.

Финал без хэппи-энда: Почему зритель так и не увидел её последней роли?

Последние четыре года жизни Вилькиной напоминали медленное угасание. Театр, когда-то давший ей крылья, отвернулся: спектакли с её участием снимали с репертуара, новые роли не предлагали. Кино тоже молчало - режиссёры новой волны искали другие лица. Лишь в 1991-м появился проблеск надежды: польская постановка в Малом театре. Виктор Коршунов, худрук, дал добро, и Наталья, несмотря на слабость, пришла обсудить детали.

Тот день стал символом её противоречивой натуры: задыхаясь, она сидела на подоконнике, курила и смеялась над старыми театральными байками. А через час её не стало. Две незаснятые сцены в «Любви» Тодоровского, несыгранная роль в польской пьесе - словно сама смерть поставила многоточие в её биографии.

Советская актриса театра и кино Наталья Михайловна Вилькина похоронена на Пятницком кладбище в Москве, участок №26
Советская актриса театра и кино Наталья Михайловна Вилькина похоронена на Пятницком кладбище в Москве, участок №26

Вилькину похоронили на Пятницком кладбище, но её наследие - в ролях, которые до сих пор смотрят и пересматривают. Она не стала «иконой» как Вертинская, но её героини - живые, ранимые, настоящие.

Пишите в комментариях, делитесь воспоминаниями. И если этот текст задел за живое - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Здесь мы говорим о тех, кто заслуживает, чтобы о них помнили.