Найти в Дзене
УралLIVE

Частушка — гениальный модернистский жанр. Часть 2.

Поэт Андрей Санников специально для УралLIVE — Фу-фу-фу! Старьё старинное. Деревня! …Продолжаем про частушки. Не было в «старину» частушек. И это не деревенские песенки. Совсем. Частушка возникла в мегаполисах во времена Блока и Рахманинова. — Да ладно. Подождите. Но частушки ведь в деревне? В деревне? Объясняю. Нынешнее представление о «деревенскости» частушек связано с вытеснением их из городской культуры. Вообще, деревня (русская, французская, вавилонская и т. д. и т. п.) никогда не являлась и не является источником «новаторского творчества», средой для появления новых художественных, ремесленных, социальных практик. Деревня — чердак, набитый старьём, и зачастую происхождение (и даже первоначальное назначение) этого «старья» забыто напрочь. Всё передовое, новое, сложное, «прорывное» в цивилизации всегда создаётся городами (в первую очередь крупнейшими), городской жизнью, городскими идеями и персонажами. А затем (но не сразу) «протекает», инфильтруется и в провинцию, в мелкие города.

Поэт Андрей Санников специально для УралLIVE

— Фу-фу-фу! Старьё старинное. Деревня!

…Продолжаем про частушки.

Не было в «старину» частушек. И это не деревенские песенки. Совсем. Частушка возникла в мегаполисах во времена Блока и Рахманинова.

— Да ладно. Подождите. Но частушки ведь в деревне?

В деревне? Объясняю.

Нынешнее представление о «деревенскости» частушек связано с вытеснением их из городской культуры.

Вообще, деревня (русская, французская, вавилонская и т. д. и т. п.) никогда не являлась и не является источником «новаторского творчества», средой для появления новых художественных, ремесленных, социальных практик. Деревня — чердак, набитый старьём, и зачастую происхождение (и даже первоначальное назначение) этого «старья» забыто напрочь.

Всё передовое, новое, сложное, «прорывное» в цивилизации всегда создаётся городами (в первую очередь крупнейшими), городской жизнью, городскими идеями и персонажами.

А затем (но не сразу) «протекает», инфильтруется и в провинцию, в мелкие города.

А после — свозится на «чердак», в «чулан», которым является деревня.
Это нисколько не унижает деревню. Разве наличие антиквариата унижает антикварный магазин?

Кстати говоря, «детский» фольклор — точно такой же «чердак» (если не ещё более обширный!) для языка и религии. В русском детском фольклоре до сих пор продолжаются 1900-е годы, считалка «Жили были три японца» — это стишок времён русско-японской войны. «Жорж Борман — нос оторван!» — упоминает дореволюционную рекламу какао. «В лесу родилась ёлочка» — песенка тех же времён

А уж про курочку Рябу — я вообще молчу. Это доживший сквозь тысячелетия, деградировавший до бессмысленной сказки индоевропейский миф о Сотворении Мира, Прародителях и гибели Золотого века.

…Вернёмся к частушке.

Как опознать в этой песенке «городское происхождение»? Её недеревенскость? Её недревнерусскость?

А она написана силлабо-тоникой!

То есть западноевропейским способом стихосложения!

Это когда в каждой строке подсчитывается количество слогов. И при этом ударные и безударные слоги математически точно чередуются, расставлены по порядку. Ударный — безударный — ударный — безударный.

Такой метод в русскую поэзию внедрили Ломоносов с Тредиаковским. По немецкому и французскому образцу. В восемнадцатом веке. А в девятнадцатом веке Пушкин частушки уже фактически сочинял. Только знать не знал, что это частушки. Смотрите:

Секла мать меня вожжою,

Принялась поленом бить!

А вот Александр Сергеевич:

Прибежали в избу дети,

Второпях зовут отца —

— Тятя, тятя! Наши сети

Притащили мертвеца!

Неплохо? Неплохо.

Поэзия — высшая форма речи.

Продолжение будет

Читайте колонку Андрея Санникова. Частушка — гениальный модернистский жанр. Часть 1.

🚀 Подписывайся на УРАЛLIVE

Ещё больше новостей в нашем ТГ-канале!