Найти в Дзене

Поездка в Бийск - наукоград в Сибири и ворота Алтая.

Всем привет, дорогие друзья и подписчики моего канала. В этой статье я расскажу о трехдневной поездке в город Бийск - город, расположенный в Алтайском крае, в 150 км. южнее Барнаула. Бийск является ключевым транзитным городом, через который большинство туристов проезжают по пути в Горный Алтай. При этом мало кто задерживается в городе хотя бы на несколько часов. А зря. В этом городе находится около 200 памятников архитектуры XIX-начала XX века (в основном здания, построенные из красного кирпича), несколько интересных музеев (музей Чуйского тракта, Бийский краеведческий музей имени писателя В.В. Бианки, музей Алтайской духовной миссии), а также памятники пушкам Бийской крепости и императору Петру I, которых нет в других городах России. Но обо всём я расскажу поподробнее дальше. Бийск является вторым по значимости и численности населения городом в Алтайском крае. Численность населения города на 1 января 2025 г. составила около 180 тыс. человек. К сожалению, с 1990-ых годов численность на

Всем привет, дорогие друзья и подписчики моего канала. В этой статье я расскажу о трехдневной поездке в город Бийск - город, расположенный в Алтайском крае, в 150 км. южнее Барнаула. Бийск является ключевым транзитным городом, через который большинство туристов проезжают по пути в Горный Алтай. При этом мало кто задерживается в городе хотя бы на несколько часов. А зря. В этом городе находится около 200 памятников архитектуры XIX-начала XX века (в основном здания, построенные из красного кирпича), несколько интересных музеев (музей Чуйского тракта, Бийский краеведческий музей имени писателя В.В. Бианки, музей Алтайской духовной миссии), а также памятники пушкам Бийской крепости и императору Петру I, которых нет в других городах России. Но обо всём я расскажу поподробнее дальше.

Бийск на карте Алтайского края и Российской Федерации
Бийск на карте Алтайского края и Российской Федерации

Бийск является вторым по значимости и численности населения городом в Алтайском крае. Численность населения города на 1 января 2025 г. составила около 180 тыс. человек. К сожалению, с 1990-ых годов численность населения города постоянно сокращалась (в 1991 г. численность населения города составляла 235 тыс. человек), так как наиболее мобильная часть населения (молодежь, студенты и т.д.) уезжали из Бийска в Барнаул, Новосибирск и другие крупные российские города в поисках лучшей жизни и перспектив трудоустройства.

Бийск был основан в 1709 г. по указу императора Петра I для защиты только что присоединенных земель юга Западной Сибири к Российской империи от набегов со стороны Джунгарского ханства (ойрат-Монгольского государства, существовавшего в XVII-XVIII веках на территории современного Казахстана, Киргизии, Монголии, запада Китая, Тывы и Алтая). В Бийске в 2010 г. в сквере Леонида Гаркавого был установлен памятник императору Петру I на коне. Памятник российскому императору-реформатору является единственным за Уралом. Гранитный постамент для него был изготовлен на Колыванском камнерезном заводе на юге Алтайского края. Памятник выполнен из бронзы. Его высота составляет 9 метров, вес - 4 тонны. В основном памятники императору Петру I установлены в городах Европейской части России (в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Архангельске, Таганроге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде).

Памятник первому императору Российской империи Петру I в сквере Леонида Гаркавого. Памятник был установлен в 2010 г. в честь 300-летия со дня основания Бийска.
Памятник первому императору Российской империи Петру I в сквере Леонида Гаркавого. Памятник был установлен в 2010 г. в честь 300-летия со дня основания Бийска.

В месте слияния рек Бии и Катуни был основан Бикатунский острог. Острог строили 650 казаков. Этот острог просуществовал всего лишь год, и в 1710 г. Джунгары при отступлении сожгли Бикатунский острог. Но всё равно этот острог сыграл важную роль в срыве планов Джунгар по захвату Кузнецка (современный город Новокузнецк в Кемеровской области). Джунгары при нападении на земли Российской империи были вынуждены переплавляться через р. Бия в нескольких десятках километров выше слияния Бии и Катуни, так как гарнизон крепости из несколько сотен человек был вооружен огнестрельным оружием и несколькими пушками. Это время было использовано для укреплении обороны Кузнецкой крепости. В результате этих действий джунгары не смогли взять Новокузнецк, и были вынуждены отступить домой, в Центральноазиатские степи.

Макет Бийской крепости в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки.
Макет Бийской крепости в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки.
Макет пушек, которые стояли на вооружении гарнизона Бикатунской крепости.
Макет пушек, которые стояли на вооружении гарнизона Бикатунской крепости.
Памятник пушкам Бийской крепости на перекрестке Ул. Советская и переулка Гиляева. Памятник был открыт в 1909 г. в честь 200 летия Бийска. В годы Гражданской войны Красноармейцы пытались использовать пушки против армии Колчака, однако орудие просто взорвалось. Дуло пушек направлено в сторону Барнаула.
Памятник пушкам Бийской крепости на перекрестке Ул. Советская и переулка Гиляева. Памятник был открыт в 1909 г. в честь 200 летия Бийска. В годы Гражданской войны Красноармейцы пытались использовать пушки против армии Колчака, однако орудие просто взорвалось. Дуло пушек направлено в сторону Барнаула.

Новая крепость появилась в 1718 г., в 20 км. выше слияния рек Бии и Катуни, на правом берегу р. Бии, в месте, где сейчас находится исторический центр города. В середине XVIII века город становится важнейшей крепостью Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, которая включала в себя большинство городов Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и севера Казахстана. Это Омск, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Змеиногорск, Бийск, Новокузнецк, Бердск и другие города юга Западной Сибири. В XVIII веке гарнизон крепости состоял из нескольких сотен казаков и несколько десятков орудий (пушек). Во второй половине XVIII века происходит несколько волн модернизации и усиления крепости, основу гарнизона составляют регулярные пехотные и драгунские войска, на рубеже XVIII-начала XIX века численность населения Бийского гарнизона составляет около 3 тысяч человек. В 1750-ых годах Китайская империя Цинь захватывает земли Джунгарского ханства, но территория современной Республики Алтай входит в состав Российской империи. Скорее всего, алтайцы добровольны вошли в состав России с целью защиты от Китайской империи Цинь, которая в XVIII веке активно распространяла своё влияние на соседние тюркоязычные племена.

В 1782 г. Бийск становится уездным городом Колыванской губернии, в 1804 г. город входит в состав Томской губернии. После вхождения Алтая в состав Российской империи Бийская крепость утрачивает своё оборонное значение, и в 1846 г. крепость была окончательно ликвидирована. В XIX веке Бийск из военной крепости становится крупным торгово-промышленным городом на Алтае, центром Алтайской духовной миссии по распространению православия среди алтайцев.

Во второй половине XIX века, в связи с развитием земледелия, скотоводства и ремесленного дела и окончательной ликвидации военной угрозы со стороны южных азиатских стран, стала быстрыми темпами развиваться торговля между русскими, алтайцами, Китаем и Монголией. Первые ярмарки появились в Бийске в конце XVIII века. Русские купцы вывозили в Азию хлеб, мёд, панты марала, сукно, хлопчатобумажные ткани, галантерею, сахар, муку, металлические изделия (медные чайники, железные замки), табак, льняные и пеньковые ткани. В свою очередь, из Западной Монголии Бийские купцы вывозили шкурки сурка, баранов, лошадей, хлопчатобумажную ткань типа бязи и чай. После Синьхайской революции 1911 г., когда Монголия отделилась от Китайской империи Цинь и стала независимым государством, оборот торговли Бийских купцов с монголами вырос в 2,5 раза (с 2 до 4,5 млн. рублей). Торговля с соседними азиатскими странами проходила в сложных горных условиях Алтая. Торговые пути проходили по Чуйскому тракту (в XIX веке тракт представлял из себя узкую конную тропу, которая проходит через высокие горные перевалы, скалистые обрывы на берегах рек и густые таежные леса). На тропе с большим трудом разъезжались два всадника. Торговля осуществлялась с большим риском для жизни (в пропасть часто падали лошади с всадниками и товаром). Лишь в конце XIX века начались первые изыскательные работы по обустройству Чуйского тракта и ликвидации опасных скалистых участков на берегах рек . В начале XX века, в результате работ по расширению дороги, Чуйский тракт стал колёсной дорогой, по которой могла спокойно проехать небольшая конная повозка.

Чуйский тракт в середине XIX века представлял из себя опасную конную тропу.
Чуйский тракт в середине XIX века представлял из себя опасную конную тропу.

Во второй половине XIX века в Бийске появились небольшие промышленные предприятия по переработке пищевого и растительного сырья: кожевенные, винокуренные, лесопильные заводы, паровая мельница, льноткацкая фабрика, кирпичные заводы и предприятия по металлообработке. В это время были построены большинство исторических зданий в центре города, на Ул. Советская, Льва Толстого, Ленина. В конце XIX века Бийск стал важным финансовым центром Алтая и юга Западной Сибири (в городе действовали отделения крупных банков, таких как Сибирский Торговый банк, Русско-Азиатский банк и Петроградский международный коммерческий банк). На рубеже XIX-начале XX веков в Бийске сформировался большой слой купечества (при населении города в 17 тыс. человек в 1897 г. в Бийске было около 300 купеческих семей). Наиболее известными купцами города были Сычев Михаил Савельевич, Копылов Павел Андреевич, Халтурин Андрей Федорович, Фирсов Андрей Петрович, Асанов Николай Иванович, Доброходов Федор Федорович, Клевцов Михаил Петрович, Второв Александр Федорович, Бодунов Григорий Григорьевич и другие купцы. В купеческих магазинах города торговали предметами роскоши, тканями, мукой, алкогольной и табачной продукцией, мёдом, швейными машинами, мясом, бакалеей, рыбой, дарами природы (кедровые орехи, ягоды, лекарственные растения), пушниной, шерстью, скотом и домашней птицей. Большинство зданий в Бийске были построены из "бросового" красного кирпича: кирпичи специально бросали с высоты 10-15 метров. Те кирпичи, которые после падения остались целыми, шли на постройку зданий.

Здание Сибирского торгового банка, построенное в 1890 году.
Здание Сибирского торгового банка, построенное в 1890 году.
-8

Здание общественного собрания, построенное в 1882 г. Здесь размещался первый в городе кинотеатр "Фоторама", с 1910 по 1915 гг., с 1932 г. в здание работал первый в Бийский звуковой кинотеатр "Алтай". Здание общественного собрание отличается от остальных наличием круглящихся лепестковых узоров (в народе называемых "арбузами").
Здание общественного собрания, построенное в 1882 г. Здесь размещался первый в городе кинотеатр "Фоторама", с 1910 по 1915 гг., с 1932 г. в здание работал первый в Бийский звуковой кинотеатр "Алтай". Здание общественного собрание отличается от остальных наличием круглящихся лепестковых узоров (в народе называемых "арбузами").
Здание мужского реального училища им А.С, Пушкина, построенное в 1875 г. Новое кирпичное здание на месте старого деревянного построили в 1902 г. На сегодняшний день в здании располагается Алтайская государственная академия образования имени Василия Шукшина
Здание мужского реального училища им А.С, Пушкина, построенное в 1875 г. Новое кирпичное здание на месте старого деревянного построили в 1902 г. На сегодняшний день в здании располагается Алтайская государственная академия образования имени Василия Шукшина

Здание Николаевской женской гимназии, построенное в 1881 г. Сейчас в здании располагается физико-математический факультет Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Василия Шукшина.
Здание Николаевской женской гимназии, построенное в 1881 г. Сейчас в здании располагается физико-математический факультет Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Василия Шукшина.
Торговый дом купца Сычевых, построенный в 1890 г. Здание нуждается в реставрации и ремонте. На первом этаже располагались магазины, а на втором и третьем этаже жила семья купца. Купцы Сычевы известны тем, что их сын имел первый в городе автомобиль, и гонял по старым улочкам с большой скоростью, сбивая кур, уток и гусей. В народе сына купца Сычевых за лихую езду прозвали "Дуроплясом".  Предприимчевые жители города сами бросали под колёса автомобиля Сычева живность, так как сын купца платил хорошие деньги за сбитых животных.
Торговый дом купца Сычевых, построенный в 1890 г. Здание нуждается в реставрации и ремонте. На первом этаже располагались магазины, а на втором и третьем этаже жила семья купца. Купцы Сычевы известны тем, что их сын имел первый в городе автомобиль, и гонял по старым улочкам с большой скоростью, сбивая кур, уток и гусей. В народе сына купца Сычевых за лихую езду прозвали "Дуроплясом". Предприимчевые жители города сами бросали под колёса автомобиля Сычева живность, так как сын купца платил хорошие деньги за сбитых животных.
Торговый дом Гилева, построенный в 1860 г. В доме купца находилась богатейшая в Бийске библиотека. На сегодняшний день в здании располагается федеральная служба по картографии по Алтайскому краю.
Торговый дом Гилева, построенный в 1860 г. В доме купца находилась богатейшая в Бийске библиотека. На сегодняшний день в здании располагается федеральная служба по картографии по Алтайскому краю.
Дом купца Рождественского на Ул. Советская, построенный в 1897 г.
Дом купца Рождественского на Ул. Советская, построенный в 1897 г.
Особняк купца Алексея Даниловича Васенова, построенный в 1900 г. На стене здания установлена мемориальная доска о том, что Бийск построен по указу Императора Петра I. Алексей Данилович возглавлял торговую экспедицию в труднодоступные горные районы Монголии и Китая для установления прочных торговых связей с местными жителями.
Особняк купца Алексея Даниловича Васенова, построенный в 1900 г. На стене здания установлена мемориальная доска о том, что Бийск построен по указу Императора Петра I. Алексей Данилович возглавлял торговую экспедицию в труднодоступные горные районы Монголии и Китая для установления прочных торговых связей с местными жителями.
Торговый дом купчихи Ивановой, построенный в 1910 г. В этом здании в 1911 г. китаец Ван-Ху-Син открыл чайный магазин, и местные жители очень часто заходили к китайцу за кружкой чая. В советское время здесь располагался Бийский народный музей.
Торговый дом купчихи Ивановой, построенный в 1910 г. В этом здании в 1911 г. китаец Ван-Ху-Син открыл чайный магазин, и местные жители очень часто заходили к китайцу за кружкой чая. В советское время здесь располагался Бийский народный музей.
Здание аптеки Горбуновой на перекрестке Ул. Ленина и проспекта Кирова. Во время Первой Мировой войны, когда в России действовал "сухой" закон, в аптеке под видом биологически активных добавок (БАД) разливали чистый портвейн.
Здание аптеки Горбуновой на перекрестке Ул. Ленина и проспекта Кирова. Во время Первой Мировой войны, когда в России действовал "сухой" закон, в аптеке под видом биологически активных добавок (БАД) разливали чистый портвейн.

Но самыми выдающимися купеческими зданиями Бийска были пассаж Второва и Фирсова. Эти здания, построенные в начале XX века, выделялись изящными декоративными элементами, сочетанием элементов, относящихся к различным архитектурным стилям (древнегреческие колонны, лепнина, купола пассажа), ворота, работающие на электроприводе и открывающиеся автоматически (очень большая редкость для дореволюционной России). Кроме того, купец Андрей Фирсов для утепления здания специально насыпал под окна первого этаже битое богемское стекло, задерживающее лишнею влагу. В этих зданиях находились самые дорогие магазины Бийска (здесь торговали последними новинками модной одежды и дорогой парфюмерией). К сожалению, в 2007 г. в здании пассажа Фирсова произошёл страшный пожар, в результате которого была уничтожена значительная часть уникального памятника архитектуры, который до сих пор не смогли восстановить.

-18
Здание пассажа Фирсова. К сожалению, на сегодняшний день здание находится в полуразрушенном состоянии с выбитыми окнами
Здание пассажа Фирсова. К сожалению, на сегодняшний день здание находится в полуразрушенном состоянии с выбитыми окнами
-20

Здание пассажа Второва с куполом на Ул. Льва Толстого. Пассаж был построен на болотистой местности в 1907 г. В 1926 г. в здании останавливалась экспедиция великого художника Николая Рериха. В этом здании в годы Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь.
Здание пассажа Второва с куполом на Ул. Льва Толстого. Пассаж был построен на болотистой местности в 1907 г. В 1926 г. в здании останавливалась экспедиция великого художника Николая Рериха. В этом здании в годы Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь.

Настоящим украшением улицы Советская является Успенский кафедральный собор с синими куполами, построенный на рубеже XIX-начала XX веков. Храм строился на пожертвования казачества и простых горожан, значительную сумму (в размере 5 тыс. рублей) выделил один из известных купцов города, Михаил Савельевич Сычёв. В 1932 г. службы в храме прекратились, а в здании до 1947 г. располагалось зернохранилище. Церковь была отреставрирована в 1950-1960-ых годах на пожертвования прихожан.

-22
Здание Успенского кафедрального собора на Ул. Советская, построенное на рубеже XIX-начала XX века.
Здание Успенского кафедрального собора на Ул. Советская, построенное на рубеже XIX-начала XX века.
Памятник деревянного зодчества рядом с Успенским собором.
Памятник деревянного зодчества рядом с Успенским собором.

В начале улицы Советской расположено здание Народного дома, построенное в 1916 г. полковником в отставке Антоном Петровичем Копыловым, где сейчас располагается Бийский драматический театр. Антон Петрович Копылов с отличием закончил Омское кадетское училище, служил в Польше под Варшавой. В 1911 г. Антон Петрович приехал в Петербург, чтобы сдать экзамены на повышение воинского звания. В городе он узнал от знакомых, что его дядя, купец Павел Андреевич Копылов, перед своей смертью оставил ему богатое наследство. И после этой новости Антон Петрович Копылов переводится на службу в Бийск военным начальником. И на завещание богатого дяди Антон Петрович Копылов построил здание Народного дома в 1916 г. Здание Народного дома пользовалось большой популярностью среди жителей 30-тысячного Бийска: здесь проходили лекции, театральные спектакли, работали различные культурные кружки и секции, функционировала библиотека, городской банк, недорогая столовая. В 1930-ых годах работал колхозно-совхозный театр, который в 1939 г. переименовали в Бийский городской театр.

-25
-26

Здание Бийского драматического театра, построенное в 1916 г.
Здание Бийского драматического театра, построенное в 1916 г.
Бюст Александра Сергеевича Пушкина рядом с Драматическим театром
Бюст Александра Сергеевича Пушкина рядом с Драматическим театром
Дом купца второй гильдии Мезенцева, где с 1914 года размещается офис почты.
Дом купца второй гильдии Мезенцева, где с 1914 года размещается офис почты.

Бийск был соединен железной дорогой с Барнаулом и Новосибирском в декабре 1914 г. На сегодняшний день станция Бийск является конечной станцией Алтайской железной дороги. Еще с 1980-ых годов существовали планы по строительству железной дороги от Бийска до Горно-Алтайска, столицы Республики Алтай, где на сегодняшний день нет ни одного километра железных дорог, однако дальше разговоров дело не пошло. Из Бийска ходят поезда в Барнаул, Новосибирск и Томск.

Здание железнодорожного вокзала г. Бийска
Здание железнодорожного вокзала г. Бийска

Численность населения города на момент Октябрьской Революции 1917 года составила около 30 тыс. человек. В годы Гражданской войны Бийск переходил то под контроль Красной Армии, то под контроль белогвардейцев и армии адмирала Колчака. Весной 1919 года, когда Бийск был занят армией Колчака, действовала подпольная группа большевиков под командованием Петра Матвеевича Мерлина, готовившая вооруженное восстание против временного правительства Колчака. Но попытка вооруженного переворота оказалась неудачной, и всю группу большевиков расстреляли в июне 1919 г. Окончательно Советская власть установилась в Бийске в декабре 1919 г. Именем Петра Мерлина названа одна из главных улиц города.

Улица Петра Мерлина в Бийске, названная в честь руководителя подпольной группы большевиков.
Улица Петра Мерлина в Бийске, названная в честь руководителя подпольной группы большевиков.
Обелиск в сквере Петра Мерлина, посвященный Бийским революционерам
Обелиск в сквере Петра Мерлина, посвященный Бийским революционерам

В 1930-ых годах в Бийске работали льноткацкая фабрика, сахарный завод, мясокомбинат, швейная фабрика, маслосырокомбинат, предприятия по ремонту паровозов и грузовых автомобилей. В 1935 г. официально сдан в эксплуатацию Чуйский тракт - дорога, соединяющая Бийск с районами высокогорий Алтая и Западной Монголии. В 1939 г., перед началом Великой Отечественной войны, в Бийске проживало около 80 тыс. человек (население города за 22 года выросло в 2,5 раза благодаря процессам индустриализации). В военные годы в Бийск из Европейской части России были эвакуированы ряд промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций (швейная фабрика, котельный завод из Московской области, завод боеприпасов "Молмаш", спичечная фабрика из Гомельской области Беларуси, обувная фабрика из г. Николаев на Украине, Украинский институт экспериментальной эндокринологии и химии гормонов, завод "Электропечь", Дмитривский завод фрезерных станков из Московской области).

Стенд о эвакуированных предприятиях в Бийском краеведческом музее, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны.
Стенд о эвакуированных предприятиях в Бийском краеведческом музее, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны.
Мемориальный комплекс воинам-бийчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны на Ул. Советская.
Мемориальный комплекс воинам-бийчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны на Ул. Советская.
Стелла со списками погибших бийчан в годы Великой Отечественной войны. На фронт ушли 26,5 тыс. бийчан, из них не вернулось домой 9,7 тыс. человек.
Стелла со списками погибших бийчан в годы Великой Отечественной войны. На фронт ушли 26,5 тыс. бийчан, из них не вернулось домой 9,7 тыс. человек.
Памятники местным героям Советского Союза.
Памятники местным героям Советского Союза.

После Великой Отечественной войны началось бурное промышленное развитие Бийска. В конце 1950-ых годов было принято решение об образовании Алтайского научно-исследовательского института химических технологий (НИИ-9). В дальнейшем организация была переименована в ФНПЦ "Алтай". Основным видом деятельности научно-исследовательского института является создание высокоэнергетических составов для нужд оборонной промышленности (ракетное топливо). Помимо продукции оборонного значения, ФНПЦ "Алтай" производит ряд продукции гражданского назначения (средства пожаротушения, строительные, композиционные и изоляционные материалы, ультрадисперсные алмазы, средства измерения и медицинские препараты). В 1960-ых годах было запущено еще одно крупное предприятие Бийска - Бийский олеумный завод, производящий ряд взрывчатых веществ, серную кислоту, бисульфат натрия, компоненты для твердого ракетного топлива,. Одновременно со строительством промышленных гигантов Алтая в западной части города в 1950-1960-ых годах возле соснового бора на берегу р. Бия началось строительство жилого микрорайона АБ (Бийский Академгородок). Начался стремительный рост численности населения города за счёт молодых специалистов и учёных, приехавших в город из Европейской части России. Основная часть застройки микрорайона АБ (район ул. Социалистическая, Декабристов, Радищева) представлена пяти и девятиэтажными жилыми домами. В 1970-ых годах был построен спортивный комплекс "Заря" для работников научно-исследовательского института. В спорткомплексе "Заря" работает бассейн, тренажерный зал, зал для игровых видов спорта, в сосновом бору проложена лыжная трасса, в советское время работало колесо обозрения, из кабины которого открывается прекрасная панорама Бийска (колесо было демонтировано в 2000-ых годах в связи с неудовлетворительным состоянием). В 2012 году в бору рядом со спорткомплексом "Заря" была обустроена лыжероллерная трасса протяженностью 500 метров.

Сосновый лес за микрорайоном АБ на берегу р. Бия
Сосновый лес за микрорайоном АБ на берегу р. Бия
Лыжероллерная трасса в сосновом бору, построенная в 2012 г.
Лыжероллерная трасса в сосновом бору, построенная в 2012 г.
Пятиэтажки микрорайона АБ, построенные в 1950-1960-ых годах.
Пятиэтажки микрорайона АБ, построенные в 1950-1960-ых годах.
Спорткомплекс "Заря" с 50-метровым плавательным бассейном, построенный в 1969 г. В бассейне проходят всероссийские и краевые соревнования по плаванию и подводному плаванию, а также сборы команды России по водному поло.
Спорткомплекс "Заря" с 50-метровым плавательным бассейном, построенный в 1969 г. В бассейне проходят всероссийские и краевые соревнования по плаванию и подводному плаванию, а также сборы команды России по водному поло.

Одновременно со строительством промышленных предприятий в 1960 году было организовано трамвайное движение по городу, так как промышленные предприятия из-за высокого класса опасности были удалены от города на 10-15 км, и существующих автобусных маршрутов критически не хватало для доставки работников в промышленную зону утром и домой вечером. В дальнейшем трамвайная сеть охватила все микрорайоны города (Лесозавод, льнокомбинат в Заречной части города, старый центр, Зеленый клин). Трамваи были пущены по Коммунальному мосту через р. Бия, который был построен в 1964 г. Протяженность трамвайной системы составляет 34 км.

Трамваи на перекрестке Переулка Коммунарский и Ильи Мухачева.
Трамваи на перекрестке Переулка Коммунарский и Ильи Мухачева.
Вид на Коммунальный мост через р. Бия с Городского пляжа.
Вид на Коммунальный мост через р. Бия с Городского пляжа.

В 1974 году в микрорайоне АБ на месте современного планетария и молодежного центра "Родина" появился театр с надувным куполом - первое необычное архитектурное сооружение Бийска. Надувной купол держался за счёт мощного поддува вентиляторов. Но из-за обильных снегопадов и резких перепадов температур купол обрушился, и надувной театр сгорел в 1976 г. Строительство современного здания Бийского планетария закончилось в 1986 г. "Клуб Аргонавтов". Здание планетария представляет из себя круглое здание радиусом 17,5 метров и высотой 21 метр.

Здание Бийского планетария "Родина"
Здание Бийского планетария "Родина"

В 1965 г. на Ул. Социалистическая, напротив научно-исследовательского института "Алтай", был установлен памятник Алтайскому космонавту Герману Титову. Герман Титов является вторым человеком в мире после Юрия Гагарина, который побывал на орбите планета Земля. Несмотря на плотный рабочий график, Герман Титов лично приехал в Бийск на открытие памятника. В народе памятник Герману Титову прозвали "Рыбаком", так как космонавт стоит с широко распростёртыми руками, показывающим большой улов.

Памятник местному космонавту Герману Титову на Ул. Социалистическая
Памятник местному космонавту Герману Титову на Ул. Социалистическая

В 1975 г. Бийск был разделён на два городских района: Приобский и Восточный, которые просуществовали до 2002 года. В 1991 г. на базе Федерального научно-производственного центра "Алтай" была создана фармацевтическая компания "Эвалар", которое специализируется на производстве биологически активных добавок из лекарственных растений, произрастающих на Алтае (Алтайское мумие, овёс, пустырник, артишок, гречиха и т.д.). В 2005 г. Бийску присвоен статус "Наукограда", и на сегодняшний день Бийск является самым большим наукоградом России по численности населения.

Производственные корпуса компании "Эвалар".
Производственные корпуса компании "Эвалар".

Теперь расскажу о музеях и парках города, где стоит побывать, находясь в Бийске. В Бийске расположен музей Чуйского тракта - единственный музей в России, посвященный автомобильной дороге. Музей расположен в старинном кирпичном здании особняка купца II гильдии Варвинского, построенного в 1911 г. Купец Варвинский был большим коллекционером русской литературы, организовал у себя в доме большую библиотеку. В годы оккупации Армией Колчака в здание находилось управление Англо-американского акционерного общества "Сибунион", в 1919-1921 г. - военные казармы. С 1921 по 1926 г. в здании располагался детский дом имени Коминтерна, с 1926 г. - Бийский краеведческий музей.

Особняк купца Варвинского, построенный в 1911 г., где сейчас располагается музей Чуйского тракта.
Особняк купца Варвинского, построенный в 1911 г., где сейчас располагается музей Чуйского тракта.

Именно в Бийске берет своё начало Чуйский тракт. Тракт представляет из себя главную дорогу, соединяющий Бийск с Горно-Алтайском, сельскими центрами Республики Алтай, городами Западной Монголии и Китая. Расстояние от Бийска до границы с Монголией (село Ташанта) по Чуйскому тракту составляет чуть более 600 км. Чуйский тракт, по версии географического журнала National Geographic, признан одной из самых красивых дорог мира. Тракт проходит через множество горных перевалов (самые известные - Семинские и Чики-Таман) и рек, таежные горные леса и суровые монгольские высокогорные степи и полупустыни, скалистые ущелья. В основном Чуйский тракт проходит вдоль р. Катунь, Чуя и Сёма. Абсолютные высоты местности изменяются от 200-250 метров в Бийске до 1800-2000 метров на границе с Монголией в Чуйской степи. Вдоль Чуйского тракта расположены основные туристические достопримечательности Горного Алтая (Алтайский Марс, Гейзерное озеро, Горнолыжный курорт "Манжерок", Ининский висячий мост через р. Катунь).

Арт-объект возле здания музея Чуйского тракта, посвященный нулевому километру автомобильной дороги.
Арт-объект возле здания музея Чуйского тракта, посвященный нулевому километру автомобильной дороги.

На первом этаже музея представлена экспозиция, посвященная природе и археологии Горного Алтая (наскальные рисунки, отпечатки морских животных, каменные стеллы, петроглифы, горные породы и минералы, растительные и животный мир, китайские вазы, перевозимые по Чуйскому тракту). Чуйский тракт проходит через несколько природных зон: лесостепи юга Западной Сибири, смешанные леса, светлохвойные леса низкогорий и темнохвойные леса среднегорий Северного Алтая, высокогорные луга и тундры, Центральноазиатские степи и полупустыни. В музее представлены чучела лося, снежного барса, кота манула, сибирского горного барана, соболя, медведя, кабарги, марала.

Экспозиция, посвященная животному миру Алтая.
Экспозиция, посвященная животному миру Алтая.
Экспозиция, посвященная горным породам Алтая.
Экспозиция, посвященная горным породам Алтая.
Экспозиция, посвященная петроглифам Алтая.
Экспозиция, посвященная петроглифам Алтая.

На втором этаже представлена экспозиция, посвященная истории строительства знаменитой дороги на Алтае. До начала XX века тракт представлял из себя узкую конную тропу, проходящею через горные реки и скалистые обрывы. В 1900-1910 годах произошла первая реконструкция дороги под руководством В.Я. Шишкова, и по Чуйскому тракту могла спокойна проехать небольшая колесная повозка. В годы Первой Мировой войны, Октябрьской Революции и Гражданской войны Чуйский тракт пришел в полную негодность по причине отсутствия должного ухода за автомобильной дорогой. Работы по обустройству Чуйского тракта возобновились в 1920-1930 года. В период Сталинских репрессий 1930-ых годах на строительстве Чуйского тракта трудились заключенные. Были взорваны опасные скалистые обрывы, построены многочисленные мосты через горные реки. Через каждые 15-20 километров были командировочные пункты, где содержались заключенные, работающие на строительстве Чуйского тракта. Строительство ввелось при помощи кирки, лопаты, тачки и лома. В 1935 г. Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию, дорога стала гравийно-щебеночной, по ней могли проехать трактора и первые советские грузовики "АМО".

Таблица с указаниями расстояний до ближайших городов.
Таблица с указаниями расстояний до ближайших городов.
Орудия труда заключенных, строящих Чуйский тракт.
Орудия труда заключенных, строящих Чуйский тракт.
Макет Иннинского моста через р. Катунь.
Макет Иннинского моста через р. Катунь.
Макеты советских грузовиков АМО.
Макеты советских грузовиков АМО.

В Годы Великой Отечественной войны по Чуйскому тракту прошёл караван верблюдов из Монголии. Хоть официально Монголия и не принимала участие в Великой Отечественной войне, но активно помогала Красной Армии в борьбе с Немецко-фашистскими захватчиками. Монголия дала Красной Армии лучших лошадей, активно снабжала теплой зимней одеждой (валенками, шубами, варежками, мясом антилоп, оленей). Однажды караван верблюдов из Монголии привёз 120 тонн цветного металла (в основном это были буддийские статуэтки) для переплавки и производства авиационных двигателей. Караван из Монгольского города Ховд до Бийска (расстояние 1030 км.) в зиму 1941-1942 гг. шёл 4,5 месяца (караван вышел 17 сентября 1941 г. и пришёл в Бийск в начале февраля 1942 г.). После Великой Отечественной войны продолжилось активное обустройство Чуйского тракта (проводились работы по асфальтированию дороги и её расширению, строились железобетонные мосты через реки, прокладывались новые участки в обход сложных скалистых участков). В 2010-ых годах Чуйский тракт в районе Горно-Алтайска был расширен до 4 полос, была построена первая в Республики Алтай двухуровневая транспортная развязка.

Флаг Монгольской Народной Республики.
Флаг Монгольской Народной Республики.
Макет Чуйского тракта.
Макет Чуйского тракта.

Также в городе стоит посетить Бийский краеведческий музей имени писателя Виталия Бианки, который располагается в старинном здании купца Асанова, построенном в 1914 г. Купец Николай Асанов был одним из активных торговцев с Монголией и первым из Бийских купцов, кто решился на перепродажу монгольских товаров (шерсть) в Соединенные Штаты Америки. Николай Асанов вкладывал капитал в развитии образования, здравоохранения и обустройство Чуйского тракта. Но в годы Октябрьской Революции и Гражданской войны их жизнь резко изменилась в худшею сторону. Особняк Асановых был национализирован советской властью, сам купец пытался бежать в Монголию, но на Семинском перевале был схвачен партизанам, и в 1920 году Николай Асанов скончался в госпитале от тифа.

Особняк Николая Асанова, построенный в 1914 году в стиле модерн, где сейчас находится Бийский исторический музей имени Виталия Бианки. Детский писатель прожил 4 года в Бийске, с 1918 по 1922 гг. В Бийске Виталий Бианки работал в отделе народного образования, при его содействии в городе был открыт музей, организовал две научные экспедиции в Горный Алтай.
Особняк Николая Асанова, построенный в 1914 году в стиле модерн, где сейчас находится Бийский исторический музей имени Виталия Бианки. Детский писатель прожил 4 года в Бийске, с 1918 по 1922 гг. В Бийске Виталий Бианки работал в отделе народного образования, при его содействии в городе был открыт музей, организовал две научные экспедиции в Горный Алтай.

В Бийском историческом музее имени Виталия Бианки представлена богатая коллекция, посвященная археологическим находкам Алтая, предметам быта Алтайцев, наскальным рисункам, военной техники времен Первой и Второй Мировой войны, истории Бийска, предметам крестьянского быта дореволюционной России и статуэткам из Китая и Монголии.

Бубны Алтайских шаманов.
Бубны Алтайских шаманов.
Копии алтайских петроглифов с животными.
Копии алтайских петроглифов с животными.
Предметы быта алтайцев.
Предметы быта алтайцев.
Военная техника времен Великой Отечественной войны.
Военная техника времен Великой Отечественной войны.
Внутренний интерьер купеческого дома конца XIX века.
Внутренний интерьер купеческого дома конца XIX века.
Китайские статуэтки и кружки.
Китайские статуэтки и кружки.

В городе есть несколько парков и скверов: Парк Победы, Бульвар имени 50 лет ВЛКСМ, Петровский Бульвар, парк Ривьера, Бульвар на Ул. Вали Максимовой возле жд вокзала, Городской сад в старом центре города. В целом, благоустроенных зеленых зон в городе с 200-тысячным населением недостаточно. В основном молодежь тусуется в торгово-развлекательных центрах, которых в городе немало. В Бийске отсутствует благоустроенная набережная на р. Бия, хотя город вытянут вдоль реки на 10-12 км, и здесь есть все предпосылки для организации протяженного общественного пространства, где жители и гости города могут заниматься спортом, проводить свободное время в кафе и ресторанах, играть на детских площадках, ездить на работу на велосипеде и т.д. Также набережная на р. Бия могла бы соединить основные достопримечательности и знаковые места Старого центра и Бийского Академгородка, и люди бы могли больше передвигаться пешком и на велосипеде, в стороне от потока автомобилей.

Современный торгово-развлекательный центр "Воскресенье"
Современный торгово-развлекательный центр "Воскресенье"

-65
Парк Победы недалеко от Коммунального моста.
Парк Победы недалеко от Коммунального моста.
Аттракционы в Городском саду в историческом центре города
Аттракционы в Городском саду в историческом центре города
-68
-69
-70

Петровский бульвар между улицами Красноармейская и Ленина.
Петровский бульвар между улицами Красноармейская и Ленина.
Арт-объект "Бийск - ворота Алтая" на Петровском бульваре, открытый 4 ноября 2017 года.
Арт-объект "Бийск - ворота Алтая" на Петровском бульваре, открытый 4 ноября 2017 года.

Возле жд вокзала расположен бульвар на Ул. Вали Максимовой, герою Великой Отечественной войны, протяженностью около 1 километра. В парковой зоне есть прогулочные и беговые дорожки, несколько спортивных и детских площадок, пространство для выгула собак и красивая иллюминация, которая подсвечивается вечером. Единственный минус бульвар на ул. Вали Максимовой - забор вокруг недостроенной церкви, которая строится с 2014 года за счёт денежных средств прихожан.

Иллюминация на бульваре Ул. Вали Максимовой.
Иллюминация на бульваре Ул. Вали Максимовой.
Бульвар на Ул. Вали Максимовой в вечернее время.
Бульвар на Ул. Вали Максимовой в вечернее время.
Недостроенная белокаменная церковь Николая Чудотворца возле жд вокзала.
Недостроенная белокаменная церковь Николая Чудотворца возле жд вокзала.

На сегодняшний день общий вид Привокзальной площади портит подземный пешеходный переход под улицей Вали Максимовой. Считаю, что подземный пешеходный переход не нужен под двухполосной дорогой, так как движение транспорта в этом месте не такое уж интенсивное, чтобы строить подобные сооружения. Большинство людей просто перебегают дорогу в неположенном месте, а подземный переход плохо освещается вечером и очень грязно внутри.

Подземный переход рядом с Привокзальной площадью. Считаю, что поддобное сооружение здесь ненужно, так как большую часть времени внутри темно и грязно, и проходится тратить много времени на переход дороги.
Подземный переход рядом с Привокзальной площадью. Считаю, что поддобное сооружение здесь ненужно, так как большую часть времени внутри темно и грязно, и проходится тратить много времени на переход дороги.

На Площади Владимира Ленина перед зданием Городского суда находится памятник Владимиру Ильичу Ленину в шапке-ушанке. В России, помимо Бийска, памятники Вождю Мирового Пролетариата в меховой шапке находятся в Минусинске на юге Красноярского края, Рыбинске Ярославской области и Петрозаводске, столице Республики Карелия на севере Европейской части России. Памятник Ленину был отлит в Минске, и при транспортировке памятник был повреждён (образовалась трещина в ноге). Трещину идеально заделали на одном из оборонных предприятий Бийска, и памятник установили на главной городской площади в 1983 г.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину в шапке-ушанке перед зданием Городского суда.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину в шапке-ушанке перед зданием Городского суда.
Площадь Владимира Ленина с устаревшим благоустройством. Площадь нуждается в обновлении и реконструкции (замена дорожного покрытия, установка лавочек, малых архитектурных форм)
Площадь Владимира Ленина с устаревшим благоустройством. Площадь нуждается в обновлении и реконструкции (замена дорожного покрытия, установка лавочек, малых архитектурных форм)

Итак, путешествюя по Алтаю, непременно стоит заехать хотя бы на несколько часов или на день в Бийск, чтобы полюбоваться памятниками архитектуры XIX и начала XX века, увидеть вживую пушки Бийской крепости и памятник императору Петру I, посетить интересные музеи, посвященные истории и природе Алтая. Город заслуживает того, чтобы стать настоящим туристическим центром Алтая и юга Западной Сибири. Буду надеяться, что Бийск будет дальше расти и развиваться, становиться чище, удобнее и уютнее для жителей города, а старинные памятники архитектуры будут восстанавливать и реставрировать.