Найти в Дзене

«Сошествие ангелов» М. Сканлона: жизнь до легиона

Слоганом Вархаммера мог бы стать слоган Яндекса: «Найдется все!». И зомбиапокалипсис, и твердая сай-фай, и троп попаданца… и рыцарский роман. Сегодня у меня есть немного очень личного мнения именно о рыцарском романе в далеком темном будущем: о «Сошествии ангелов» за авторством Митчелла Сканлона.

Жанр рыцарского романа в этом мире выделен для вполне конкретного легиона — Первого. В сороковнике на Скале Темным Ангелам уже сложнее играть в Круглый Стол с масонскими ложами, а в Ереси у них для этого были все возможности. Рыцари? Есть, причем в виде раннесредневековых орденов. Леса? Есть. Чудовища, которых должны победить рыцари? Есть. С похищенными драконом принцессами, правда, напряженка. Зато хорошо раскрыта тема рыцарских коней — дестриэ… Скажем так: открывая эту книгу, готовьтесь читать о рыцарях, лесах и чудовищах.

Фокальный персонаж — то есть герой, глазами которого мы увидим происходящее — в «Сошествии ангелов» не Лев или Лютер, а будущий библиарий Захариил. В первых главах нам покажут, как Захариила принимают в комсомол рыцари Ордена. Рыцарского ордена, не Легиона. В составе приемной комиссии — предыдущий Лорд Сайфер, Лютер и Лев.

-2

А дальше нас ожидают рассказы о рыцарях Калибана. О том, как стать рекрутом. Честно говоря, испытание для семилетнего ребенка — простоять целую ночь в снегу без куртки босиком — для меня лишено смысла. Зачем просто стоять столбиком в ожидании смерти от переохлаждения… О жизни на Калибане. Это, по сути, феодальный мир, хотя определенные технические достижения в нем есть — так, оруженосец Аттий постоянно таскает с собой портативный компьютер, но ни с какой стороны не исторический, а скорее основанный на легендах и сказках. Нам так и не расскажут, на чем зиждется его экономика и как она вообще функционирует: люди за пределами укрепленных поселений не живут из-за Великих Зверей, каким образом налажена добывающая промышленность, сельское хозяйство и т.д. Структуру калибанского общества читателю тоже не дали. Однако понятен источник привилегий рыцарства. Они, эти привилегии, куплены большой кровью — сражениями с Великими Зверями, и в книге будут эффектные бои с этими зверями. Не одна и не две главы — как «Мцыри», только в прозе, хех. Против зверюг устроят целый крестовый поход. Вот только…

Что делать рыцарям, если Великих Зверей не станет?

Именно этот вопрос беспокоит сара Сартану. С эгоистичной точки зрения. Но после крестового похода останутся целые ордена хорошо вооруженных людей, которым некуда приложить силу, а ничего другого они делать не умеют.

Рыцарь победил Великого Зверя
Рыцарь победил Великого Зверя

Будет еще много про Льва. Между прочим, однажды в беседе Лев скажет: «Что, если Терра — миф?» То есть Землю на Калибане помнят, но все связи оборваны. Но больше — про сам Орден. Уже в этой книге показано, что Лютер оказался в тени Льва, которого сам же нашел и поддержал. Рано или поздно такая напряженность между двумя рыцарями — то есть людьми, не умеющими ничего, кроме силовых методов — должна была рвануть.

Разумеется, много будет о дружбе Захариила и Немиила.

Интересное противопоставление: Лорд Сайфер, Лютер, Рамиил и другие иерархи Ордена говорят о важности традиций. Лев же предстает как «свежая кровь», обновление, отрицание устаревших традиций, если они мешают развитию.

Очень важная линия — противостояние с Рыцарями Волка, в некоторых переводах Люпуса. В ней дан намек, в чем подвох Калибана. Некие «старые верования» упоминаются не раз, но на первый взгляд «люпусы» просто агрессивные защитники отживших устоев. Суеверий. «Традиционных ценностей»… Молодой Захариил убежден, что никто не выберет тьму, если есть возможность выбрать свет. Он еще не знает, что умение отличать тьму от света не дается человеку от рождения.

(Его каламбур о свете и тьме был не совсем хорош…)

Кто все знает заранее, так это Смотрящие-во-Тьме. (Я всегда говорила, что лучшее в Темных Ангелах — это вотчеры). В этой книге они разговаривают. Объясняют, предупреждают, упрекают. Дают советы. Даже угрожают.

Лев Эль Джонсон
Лев Эль Джонсон

На случай, если читателю позарез нужны астартес. Они будут ближе к завершению книги. Интересно, что если Русса манят приключения среди звезд, то калибанцев захватили… краулеры. Действие машин, выполняющих колоссальную работу по расчистке территорий. Ужасающие леса Калибана выкорчевываются, на место «духовных скреп» приходит промышленность и атеизм, рыцари помоложе возносятся до астартес. Хэппи-энд? Как бы не так. До Ереси не так уж много времени, и тьма, о которой так легко рассуждал Захариил, снова поднимет голову.

Книга довольно необычна для Ереси по стилю и подаче. Она адресована тем, кто хотел бы больше узнать о прошлом Льва, Темных Ангелов и Калибана. В ней, однако, довольно мало информации о легионе. Стоит отметить, что она несколько стилизована «под старину», в ней много диалогов и описаний, в том числе затянутая экспозиция, и вынужденно много «инфодампов» — разъяснений по ходу дела, поэтому не очень динамичная. Хотя неспешное повествование тоже может быть увлекательным, но, потеряв в динамичности, Сканлон потерял и в занимательности.

Худ. Marat Tazhitdinov