В истории Нобелевских премий есть один удивительный факт! Лишь одна пара братьев получила эту награду независимо друг от друга. Ян и Николаас Тинбергены. Экономика и медицина. Разница в четыре года. Им обоим — по 66 лет на момент вручения. Как говорится, хотите — верьте, хотите — нет.
Для меня, как исследователя, эта семья — настоящая находка. Чем глубже я изучала их историю, тем сильнее убеждалась: их успех не был случайностью. Он был закономерностью. А раз так, то немедленно возникал вопрос: откуда у этих гениев ноги растут?
Я давно исследую биографии гениев и заметила закономерность, которую семья Тинбергенов подтверждает с пугающей точностью. Но о ней в конце статьи.
Давайте разберём, как «обычные» на первый взгляд родители вырастили двух нобелевских лауреатов — и что это говорит о найденной мной закономерности воспитания гениев. На эту тему и будет субботний эфир.
Расследуем детство Нобелевских лауреатов
В славном городе Гааге (Нидерланды) жила семья Тинбергенов. Пять детей. Двое из них — Ян и Николаас — сделают то, что не удавалось больше никому в истории. Два родных брата получат Нобелевские премии.
1. Семья
«Мы были действительно счастливой семьей», — вспоминал Нико Тинберген. Эти слова я читала десятки раз в мемуарах творческих личностей. Но здесь они звучат особенно. Потому что за ними педагогическая система, где все 5 детей стали профессионалами с небанальными достижениями. Их сестра Миен изучала немецкий язык в Амстердаме , стала учителем, а затем возглавила языковой отдел в большой школе. Еще один брат Дик изучал инженерное дело в Делфте и закончил свою профессиональную карьеру в качестве директора коммунального предприятия Гааги. Младший брат Люк Тинберген стал профессором экологии в Университете Гронингена и разработал важные концепции в области этологии.
Дети Тинбергенов росли в особой атмосфере. Дом был тёплым, открытым и полным знаний. Ну, впрочем, кем же были эти загадочные родители, вырастившие двух нобелевских лауреатов?
Мать. Жаннет ван Ик происходила из династии учителей. Она сама получила педагогическое образование и до замужества работала в начальной школе. Даже после свадьбы она иногда давала частные уроки. Жаннет свободно говорила на трёх языках — немецком, французском и английском.
Когда началась Первая мировая война, в их доме поселились беженцы из Бельгии. Дети видели, как их мать помогает пострадавшим от войны. Эти события сильно повлияли на них. Позже они всегда резко выступали против войны и насилия.
Отец семейства, Дирк Тинберген, изучал средневековые языки в Лейденском университете. Он был учителем голландского языка и истории. Он серьёзно изучал средневековую литературу и даже написал несколько книг, в том числе широко используемой грамматики голландского языка. Но главное — он создал в семье атмосферу уважения к знаниям и искусству.
Как о них затем писали в автобиографиях дети: «Моя мать была доброй и импульсивной женщиной; мой отец — учитель голландского языка и истории в гимназии — был предан своей семье, очень трудолюбивым и интеллектуально развитым человеком, полным тонкого, спокойного юмора и радости жизни».
Чем они отличались от других семей? Вместо того чтобы прививать детям уважение к деньгам и карьере (как это делали все порядочные бюргеры), Тинбергены культивировали иные ценности: любовь к искусству, интерес к природе, уважение к знаниям, сострадание к ближнему.
2. Среда и окружение
По вечерам в их доме часто собирались интересные люди - родители устраивали дискуссии с учителями и одноклассниками своих детей. Дети с детства привыкли к разговорам о науке, политике и искусстве. Семья регулярно устраивала совместные уроки рисования на свежем воздухе, каталась на велосипедах или совершала длительные прогулки. За пределами Гааги на нетронутой природе родители на каникулах снимали дом для отдыха в Хулсхорсте.
«Наша семья была естественным центром широкого круга друзей с самыми разнообразными интересами. У нас были трудолюбивые родители, которые умудрились, еще до появления многих стипендий, дать всем детям университетское образование. Существовала традиция интереса к искусству, природе и политике.
Все мои братья и я унаследовали от нашего отца склонность и определенную способность рисовать карандашом и красками. В наши многочисленные счастливые каникулы в сельской местности мы все носили наши блокноты для рисования и проводили часы, делая наброски. Добавьте к этому регулярные посещения театров, концертов и художественных галерей» — Нико Тинберген.
Друзья семьи. Семью Тинбергенов связывала тесная дружба с учёными - профессором Паулем Эренфестом и доктором Ширбеком. Именно их совет оказался судьбоносным для молодого Нико, не блиставшего школьными успехами. По их настоянию, после окончания школы родители направили юношу к легендарному профессору Йоханнесу Тинеманну - основателю всемирно известной орнитологической станции в Росситтене, пионеру метода кольцевания птиц.
Дома были качественные книги, а у детей свои полигоны для наблюдений и экспериментов: «На протяжении всей моей жизни мне улыбалась удача. Непревзойдённые природные богатства Голландии — её обширные песчаные берега, великолепные прибрежные дюны, богатая флора и фауна в многочисленных внутренних водоёмах — всё это находилось в часе ходьбы от нашего городского дома. Это восхищало меня, и я был очень рад, что у меня был доступ к многочисленным вдохновляющим трудам двух выдающихся голландских натуралистов, Э. Хейманса и Жака П. Тийссе, чьи имена до сих пор известны в Нидерландах» — рассказывает Нико.
3. Программа развития братьев
Развитие Яна: от любознательного мальчика к ученому
Спокойный и вдумчивый Ян с детства тянулся к точным наукам. Его страстью были математика и физика — в старших классах он оставался после уроков, чтобы ставить эксперименты в школьной лаборатории. Каждую неделю он посещал лекции научного общества, особенно увлекаясь физикой.
Но его развитие не ограничивалось наукой. Окончив школу с отличием в 1921 году, Ян сразу поступил в Лейденский университет. Чтобы помочь семье, он:
- Ездил на поезде, экономя на жилье
- Ускорил обучение, посещая курсы второго курса
- Подрабатывал репетитором по математике
Заработанные деньги он отправлял в Красный Крест — помогать голодающим детям России. Этот поступок многое говорит о его характере.
Нико: бунтарь с научным подходом
Уже в пять-шесть лет маленький Нико превратил родительский сад на улице Бентинк, 146 в настоящую научную станцию. Он оборудовал несколько аквариумов, где поселил колюшек, тритонов и насекомых, подолгу наблюдая за их повадками. Школьные занятия казались ему невыносимо скучными — сегодня бы его, вероятно, назвали гиперактивным ребенком. Всё свободное время он посвящал спорту. Ещё одной страстью стала фотография — особенно съемка животных в естественной среде.
Полная противоположность брату, Нико ненавидел школьную рутину. Он:
- Пропускал уроки, бродя по дюнам
- Преуспевал только в физкультуре и рисовании
- Обожал спорт и фотографирование природы
Родители не давили на него. Когда оценки были плохими, отец лишь спрашивал: "Тебе действительно нужны эти двойки?" .
В 1920 году Николаас поступил в гимназию, но и здесь оставался "трудным" учеником. «Я с трудом выбрался из средней школы», — вспоминал позже Тинберген. Сдав выпускные экзамены в 1925 году со средними результатами (исключение составлял только спорт), он нашёл отдушину в своеобразном скаутском движении для юных натуралистов (NJN — скаутское движение для молодых людей в возрасте от 12 до 25 лет, интересующихся естествознанием). По выходным и каникулам участники колесили по стране, наблюдая за птицами, собирая насекомых, изучая растения. Именно здесь 16-летний Нико опубликовал свою первую научную статью о моллюске Venus gallina в клубном журнале Amoeba, позже читал лекции на собраниях клуба.
После школы родители, видя его интерес к природе, предложили изучать биологию. Но Нико категорически отказался: университетская программа тогда сводилась к заучиванию названий видов и сравнительной морфологии, что его совершенно не вдохновляло. Он всерьёз рассматривал варианты эмиграции в Канаду для фермерства, спортивной карьеры или работы фотографом. Ситуацию спасли друзья семьи, посоветовавшие отправить неугомонного юношу на орнитологическую станцию «Птичья обсерватория» Росситтен (Vogelwarte Rossitten по-немецки) — первая в мире орнитологическая станция, расположенная в Росситтене (ныне посёлок Рыбачий, Калининградская область, Россия) на Куршской косе. Эта поездка станет поворотной в его судьбе, хотя сам Нико ещё не догадывался, что его детское увлечение аквариумами перерастёт в нобелевское исследование поведения животных.
Общее в разных судьбах
Казалось бы, братья — полные противоположности:
- Ян — дисциплинированный ученый
- Нико — свободолюбивый натуралист
Родительская мудрость проявилась в том, что они не ломали их характер, а позволили найти собственный способ познания мира. Позже этот "несистемный" подход Николаса приведёт его к революционным открытиям в этологии, доказавшим: иногда чтобы увидеть истину, нужно выйти за рамки принятого.
Как писал сам Нико: «Мы были счастливой семьёй». Возможно, в этой фразе и кроется главный педагогический принцип: таланты расцветают там, где детям и родителям по-настоящему интересно.
И, в конце материала, я хочу познакомить вас со своим небольшим открытием.
В эту субботу на нашем эфире мы подробно разберём одну из закономерностей Стратегий воспитания творческой личности (СВТЛ) и Педагогики гениальности (ПГ):
многие творческие личности, гении и таланты выросли в семьях педагогов или в атмосфере высокой педагогической культуры.
Рассмотрим лишь несколько примеров:
- Энн Л'Уиллье. Нобелевская премия по физике 2023 года «за экспериментальные методы, позволяющие генерировать аттосекундные световые импульсы для изучения динамики электронов в веществе». Мать Энн, Ивонна, сначала работала школьной учительницей. Её дед, Люсьен Кретьен, был инженером и преподавателем радиотехники. Он написал много книг.
- Джон Баннистер Гуденаф. Нобелевская премия по химии 2019 года. Его отец, крупный специалист по истории эллинистического иудаизма, преподавал историю религий в одном из ведущих американских вузов – Йельский университет.
- Мунги Габриэль Бавенди. Лауреат Нобелевской премии по химии (2023). Отец был преподавателем на математическом отделении Университета Пердью в Уэст-Лафейетте (штат Индиана).
- Дженнифер Энн Даудна. Лауреат Нобелевской премии по химии (2020). Отец преподавал английскую литературу в Гавайском университете, а мать — историю в местном колледже.
- Ольга Навоя Токарчук. Нобелевской премии по литературе (2018). Родилась в семье учителей, которые, будучи молодой супружеской парой, полной энергии и энтузиазма, приехали на так называемые «восстановленные территории» и с головой погрузились в работу в народном университете, где обучалась молодёжь из сельской местности и небольших городов.
- Карл Риттер фон Фриш. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1973. Родился в семье университетского профессора Антона Риттера фон Фриша.
- Абхиджит Банерджи. Лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 2019 года. «Мой отец был известным харизматичным преподавателем, которого обожали и которым восхищались его многочисленные ученики». Его отец, Дипак Банерджи, был профессором экономики в Президентском колледже в Калькутте и получил степень доктора философии в Лондонской школе экономики под руководством Ричарда Липси.
- Мария Кюри (Склодовская-Кюри). Нобелевская премия по физике (1903) и по химии (1911). Отец, Владислав Склодовский— директор мужской гимназии, преподавал математику и физику в школах Варшавы. Мать, Бронислава Богуская — руководитель престижной Варшавской школы для девочек.
Эта закономерность прослеживается не только среди нобелевских лауреатов. Вспомним семьи Дмитрия Менделеева, Лорда Кельвина, Клары Цеткин, Льва Ландау, Михаила Булгакова и так далее.
Почему так влияет педагогическая профессия родителей?
Присоединяйтесь к прямому эфиру в субботу, где я покажу, как эти принципы можно применять в современных семьях. Ведь педагогическая культура доступна каждому родителю. Согласитесь?
P.S. Задавайте вопросы в директ или в телеграм creative_pedagogy.
Ответы – в субботу, в 13:00 Мск, прямой эфир в телеграм Педагогика гениальности
До скорой встречи, ваш неутомимый исследователь - Людмила Ивановна Познякова
#педагогика #педагог #педагогикагениальности#ЛюдмилаПознякова #Тинберген #детство #гениальность #причины #СВТЛ