Иногда бывает, что внутреннее желание почитать что-нибудь есть, но при этом ни к одной из книг на домашней полке душа не лежит. В магазинах взгляд падает на знакомые обложки и бренды печатных домов, а нужное вдохновение так и не приходит. В такие моменты полезно открыть для себя новые темы, авторов или издательства.
Ко дню книг мы подготовили список не самых крупных представителей книжного бизнеса, чья литература может вернуть приятное ощущение «нерва жизни». А в тематическом канале еще много интересного для любителей чтения.
«Белое яблоко»
Как рассказывают про себя издатели, «Белое яблоко» выпускает небанальные книги о различных аспектах популярной культуры. В 2012 году печатный дом основали Илья Воронин и Виктор Усенко с простой целью: хотелось создавать на русском языке больше интересных вещей со стильным дизайном. Все получилось, и сейчас проекты этого издательства выглядят как идеальный подарок любому подростку или взрослому с юной душой.
«Переосмысление комикса» Скотта Макклауда, «Забыться в звуке. Берлин, техно и easyJet» Тобиаса Раппа, «Любовь спасёт мир. История американской диско-музыки 1970-1979» Тима Лоуренса – названия трех книг из коллекции издательства хорошо показывают основную тематику бизнеса: все о поп-культуре. Команда не ставит себе количественные цели и выпускает немного книг в год, но оформляет каждое издание как самостоятельный арт-объект.
Автор этой статьи является фанатом комикс-проекта издательства «Родословная Хип-хопа». Увидеть любой номер этой серии в комикс-магазине небольшого города в свое время было огромной радостью.
Kolonna Publications \ митин журнал
Это тверское книжное издательство – плод слияния разных редакций двух друзей, Дмитрия Волчека и Дмитрия Боченкова, в 2002-м году. Традиционно считается, что оно специализируется на выпуске маргинальной российской и зарубежной прозы – модернистской по форме или радикальной по содержанию, – и вместе с тем публикует малоизвестные в России произведения классиков литературы XX века. На самом же деле, объединенный книжный дом открывает миру авторов, чьи биографии состоят из многослойных перепитий, и публикует сюжеты, которые своим стилем сильно отличаются от массовой категории литературы.
Редакция Kolonn’ы считает себя наследника традиции «Black Sun Press» Гарри Кросби, из-под руки которого ранее выходили в свет книги Джеймса Джойса, Генри Миллера и «Лолита» Набокова. Главный редактор издания Kolonna Publications, Дмитрий Волчек, видит целью проекта «обеспечение свободы через опасные книги».
Правда все в рамках закона.
Вместе с художественной прозой проект публикует поэзию, драматургию и non-fiction. Несмотря на великую цель «свободы», издательство существует как бы вне-рынка и выпускает книги нечасто, небольшим тиражом – одно произведение редко превышает диапазон 300–1000 экземпляров.
А+А
Представьте соединение молодых команд, которые понимают в дизайне и иллюстрации, а также в поп-литературе и цепляющих историях. Это и есть проект А+А – импринт издательства Ad Marginem и студии ABC design. Книги этой редакции не совсем про литературу, скорее про продукты развлечения в бумажной конфете. Это именно те произведения, которые ты сначала захочешь купить, увидев в магазине, а потом вчитаешься в название произведения.
Но желание купить книгу после этого меньше не становится
Только появившись в 2013-м году, бизнес-объединение занималось реконструкцией книг 20-30-х годов – этот период был «золотым веком» советской книжной иллюстрации. Сегодня же издательство в большей части занимается именно литературой и для детей: выпускает произведения про искусство, образование, природу и города. Например, чудеснейшая книга-картинка «Билет для зайца» Дениса Крюкова и Полины Калашниковой о горожанах, которые не ладили с транспортом или «Московские истории» Екатерины Васильевой и Маши Пряничниковой – образовательный сборник столичных легенд, рассказанных тараканом Василием, который дружил с Владимирой Гиляровским.
Из-за своего уклона в сторону дизайна, издание часто сотрудничает с центрами современного искусства, вроде Центра «Зотов», ММОМА или Галеев-Галереей, в организации книжно-художественных мероприятий
Hyle Press
Название перского книжного дома обозначает тематику и жанр, публикуемых произведений. Греческое слово hyle /ὕλη/ в имени издательства, отсылает к лесу, древесине и материи, и – если верить официальному переводу – означает «первоматерию». 10 лет назад, бизнес Hyle Press создавался для публикации книг по философии. Редакторы издательства Дмитрий Вяткин и Яна Цырлина учились на профильном факультете, чувствовали недостаток узкой литературы в отрасли и после серии удачных тематических лекций на базе книжных решили, что пора становится частью рынка.
Основатели проекта начали с интереса к «новому реализму» – философии последователей Делеза: Джона Протеви, Мануэля Деланда и др. Сейчас издателям интересны тематики философии во всех видах: новый материализм и реализм, исследование ужаса, новая эстетика, постделезианские исследования. В списке опубликованной литературы, немало к тому же и философского переосмысления явления физиологии человека и медицины
Литература этого книжного дома в узкой тематике не всем покажется легкой. Но мы считаем, что, погружаясь в теорию одной науки, можно заразиться вирусом «как интересно» и пойти копать дальше. Попробуйте – уверены, так и случится.
Новые издательские имена узнать непросто, но чтобы разнообразить свою литературную жизнь иногла стоит без страха зайти в крошечный захолустный книжный магазин в путешествии. Еще лучше спросить у «хранителя»
Знакомы ли вы с маленькими издательствами? Кого из интересных можете посоветовать?
Как вы обычно справляетесь с кризисом «литературного вдохновения»? Делитесь в комментариях. (Автору материала эти советы будут очень полезны)
Автор: Мария Шабельская