Найти в Дзене

Как я посетила АПЛ «Ленинский комсомол» и сколько это мне стоило

Оглавление

Уникальность открывшегося 23 декабря 2023 года Музея военно-морской славы в Кронштадте заключается как раз в его главном экспонате - первой советской атомной подводной лодке «Ленинский комсомол». Ни где в мире больше атомные подводные лодки публике не демонстрируются. Особый интерес, конечно, представляет и тот факт, что это была первая атомная подводная лодка Советского Союза.

Если вы впервые на этом блоге, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Шикова. Я живу в Санкт-Петербурге, родилась в Ленинграде. Я веду Блог о самостоятельных путешествиях на своем сайте с 2013 года. За эти годы я посетила 28 стран Европы и многие города и села России

Автор блога
Автор блога

Сколько я потратила на билеты

Я давно собиралась посетить уникальную экспозицию и вот наконец сделала это. Почему я собиралась больше года? На это есть всего 2 причины.

  1. Кронштадт не самое ближнее место в Санкт-Петербурге, хотя административно остров считается Кронштадтским районом города. Туда ехать нужно не менее 1 часа в лучшем случае на машине, а если с пересадками на общественном транспорте, то и того дольше. Летом из центра города удобно будет добраться на катамаране.
  2. Билеты на АПЛ «Ленинский комсомол» нужно брать сильно заранее на официальном сайте. Я брала билеты за месяц до визита на субботу 12 апреля 2025 года. Ранее билетов на выходные дни не было. В будни можно было бы посмотреть на лодку раньше. Мне даже представить страшно, насколько заранее нужно будет брать билеты в разгар туристического сезона. В кассах билетов в наличии никогда нет, они все распродаются через интернет.
Стационарная табличка в кассах музея
Стационарная табличка в кассах музея

Итого два взрослых билета на АПЛ «Ленинский комсомол» обошлись мне в 3000 рублей.

Про все способы добраться до Кронштадта можете почитать в статье на моем сайте - Как добраться в Кронштадт, что там посмотреть

Сколько мы потратили на дорогу

Я с мужем отправилась в Кронштадт на своей машине. От моего дома на севере Санкт-Петербурга до Кронштадта 40 км сначала по КАД, а потом по дамбе. Наша машина ест 10 литров на 100 км, мы проехали 80 км туда и обратно. Мы потратили 8 литров бензина, что по цене в 60 рублей за литр будет стоить 480 рублей.

Внешний вид Музея военно-морской славы в Кронштадте
Внешний вид Музея военно-морской славы в Кронштадте

По приезду в Кронштадт оказалось, что парковка рядом с Музеем военно-морской славы платная. Стоимость 100 рублей в час. Мы видели многих хитроумных граждан, которые припарковали свои автомобили вдоль дороги бесплатно. Думаю, что такая возможность есть только не в сезон, потом все будет заставлено, свободного места не найдешь.

Забегая немного вперед скажу, что в конце концов за парковку мы заплатили 400 рублей. Там тарификация идет по часам, простоял больше 3х часов, платишь за четвертый 100 руб., даже если это были 10 минут.

Итого за дорогу в Кронштадт на собственной машине мы потратили 880 рублей.

Наши впечатления от посещения АПЛ «Ленинский комсомол»

Огромное, современное здание стоит на самом берегу Финского залива, рядом с парком Остров Фортов. Если бы нам повезло с погодой там можно было бы отлично прогуляться, но 12 апреля в Питере был снег, сильный ветер и дикий холод. Поэтому с прогулкой мы пролетели. Даже местные лебеди спрятали свои клювы и одну лапу под крыло.

Внутрь здания пускают только после проверки безопасности, как везде теперь.

Помещение изнутри выглядит огромным и пустым. Слева гардероб, прямо перед входом находится сама подводная лодка, она очень большая. Справа вход в Музей военно-морской славы, там же кассы и несколько автоматов с едой и водой.

Я сразу же прошла в кассы и спросила:

- Входит ли в билет на подводную лодку осмотр собственно остальной части Музея военно-морской славы?

Оказалось, что нет. Билет в музей нужно приобретать отдельно. Билеты есть всегда, дефицита нет.

Все собравшиеся посетить подводную лодку собираются под отдельным плакатом за 5 минут до начала осмотра и прочекать свои электронные билеты у сотрудника музея.

Посещение подводной лодки сопровождается текстом аудиогида, который включается в каждом отсеке. Звук идет через динамики для всех сразу. Группа по отсекам перемещается вся вместе, задерживаться нельзя, т.к. сзади идет следующая группа. Что создает определенные неудобства.

В каждый отсек вставили по несколько интерактивных экранов, на которых демонстрируется поясняющее видео. Очень трудно сосредоточится на тексте экскурсии и смотреть эти видео одновременно. Когда погружаешься в видео, перестаешь воспринимать текст экскурсии и наоборот, слушаешь текст и не успеваешь посмотреть видео, ведь задерживаться нельзя.

Я и раньше бывала на подводных лодках и знала, что внутри там очень тесно, между отсеками нужно перелезать через люк. На АПЛ «Ленинский комсомол» однако прорубили в переборках обыкновенные двери, для удобства посетителей, но все же один люк оставили для наглядности.

Не смотря на внешний огромный размер, внутри там так же тесно, из-за того что внутренний корпус лодки намного меньше по объему чем внешний. Когда лодка ныряет, вода набирается между внешним и внутренним корпусом для тяжести. На интерактивных экранах это хорошо показано.

Команда лодки так же, как и на старой дизельной лодке, которую мы видели в Морском музее в Таллине спала на малюсеньких подвесных кроватях над торпедами и прочими механизмами. Кровати действительно микроскопические. Я не уверена, что я бы с моим ростом 165 см и худощавым телосложением смогла бы на ней вытянуться.

На АПЛ была кают компания, которая одновременно являлась комнатой для совещаний и столовой для команды и операционной.

Здоровье моряков было не очень хорошим. Внутри лодки стояли аккумуляторные батареи в большом количестве. От них исходят вредные испарения. Наличие реактора на борту автоматически повышало радиационный фон. Длительное нахождение в замкнутом пространстве способствует гиподинамии, так же отрицательно сказывавшейся на здоровье. Команда пила только дистиллированную воду, что вкупе с вышеперечисленными факторами приводило к быстрому разрушению зубов.

С наступлением эры атомных подводных лодок экипаж, бесспорно, получил больше удобств. Кок готовил привычные домашние блюда по нескольку раз в день. Я помню, что в Таллине в Морском музее нам рассказывали, что экипаж в плавании питался только консервами и сухомяткой, готовить еду не было никакой возможности.

На моем сайте вы так же можете прочитать обзор Морского музея в Таллине, мы были там на новогодних каникулах в 2019 году. Уникальная возможность для интересующихся, ведь сейчас туда нельзя.

В Википедии я читала, что на АПЛ «Ленинский комсомол» было несколько аварий и пожары с человеческими жертвами, на экскурсии об этом ничего не рассказывается. Рассказывают, что поскольку это была первая атомная подводная лодка ее вводили в строй не сразу, а постепенно. Сначала проводили испытания, потом, что-то дорабатывали. Затем опять испытания и ремонт. Так обычно и бывает. Невозможно сразу сделать идеальное сложное техническое устройство.

Атомный реактор сейчас заменен на болванку. Отсек с реактором помещался по центру и рядом с ним расположен еще один большой технический отсек с паровой турбиной.

К выдающимся достижением АПЛ «Ленинский комсомол» можно отнести - достижение Северного полюса несколько раз и несколько длительных автономных плаваний.

Длительные подводные плавания стали возможны только благодаря использованию атомного реактора. Дизельные лодки в подводном положении шли на электромоторе, питающемся от аккумуляторов, заряд кончался - нужно подзаряжать от дизеля, а он шумит и воняет.

По времени чисто экскурсия по лодке занимает 45 минут. Нам все понравилось. Я всегда восхищалась мужеством подводников. С моей точки зрения - сидение в этой высокотехнологичной подводной консервной банке - просто ужас ужасный, а любая авария там, это апогей кошмара.

Очень интересно было так же узнать, как удалось доставить аварийную лодку в Кронштадт, отремонтировать ее на местном судоремонтном заводе и установить в музее. Это отдельная удивительная история.

Кафе Причал

После осмотра лодки мы решили все же взглянуть и на весь остальной музей, а перед этим посидеть отдохнуть и переварить впечатления в кафе при музее.

Мы взяли два кофе и две булочки. Сидели и ели их с видом на форты и мимо проходящие корабли. Шикарный вид включен в стоимость.

Посиделки в кафе обошлись нам в 1200 рублей

Музей военно-морской славы

Билеты в музей мы приобрели в кассах без очереди. Каждый билет стоит еще 400 рублей.

Итого на билеты в Музей мы потратили еще 800 рублей.

Музей представляет из себя - современное музейное пространство, созданное по последнему слову техники с многочисленными интерактивными экранами, плакатами на стенах, макетами судов и судового оборудования. Все это очень интересно, но подлинных исторических артефактов там нет. Это вам не в Переславль-Залесский съездить - посмотреть на ботик Петра I.

На новогодних каникулах мы ездили в Москву и там на ВДНХ посещали павильон «Атом». Так вот экспозиция в Музее военно-морской славы и в павильоне «Атом» на ВДНХ оформлена похожим способом. Минимум настоящих, подлинных вещей - много экранов, плакатов на стенах, моделей, декоративных элементов.

Такое впечатления, что эти новые музеи оформляет одна и та же организация. Берется старая книга или несколько книг по истории создания атомной промышленности СССР или истории флота и тезисно расписывается на плакатах, развешивается по стенам. В антикварных лавках приобретается немного старинных вещей для завершения оформления экспозиции.

Как вам такие методы оформления музеев? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Сколько всего мы потратили на культурный досуг на двоих взрослых

Два билета на АПЛ «Ленинский комсомол» - 3000 рублей.

Дорога в Кронштадт на собственной машине и 4 часа парковки - 880 рублей.

Перекус в музейном кафе 1200 рублей.

Два билета в Музей военно-морской славы - 800 рублей.

Итого 5880 рублей.

Не дешево нынче стоит культурный досуг.