Найти в Дзене
КРЯ

Как я учусь позволять своему ребенку ошибаться: история осознанного невмешательства

Жаркое лето пришло в Москву неожиданно, днем в шортах и футболках, а по утрам еще холодно... Утро, совет сыну взять толстовку вызывает противостояние и решение от нее отказаться. На улице он замерзает и признает, что стоило ее одеть. Самостоятельное решения имеет последствия. Либо теперь мы опоздаем в школу, что бы вернуться за толстовкой, либо ты мерзнешь и потом болеешь!
Для меня позволить получить опыт самостоятельности детям даётся не просто и это долгий путь. Попробуем разобраться зачем, почему и как в этом вопросе! Наша родительская тревожность создает порочный круг: Когда сыну было года три у нас с мужем состоялся разговор по вопросы методики воспитания. Женский, материнский взгляд на оберегание столкнулся с отцовским подходом на самостоятельность. И после этого я немного скорректировала свой подход в воспитании, потому что стала замечать его последствия не только в своем ребенке, но и среди окружения. 1. Зона разумного риска 2. Естественные последствия 3. Право на "неправиль
Оглавление

Жаркое лето пришло в Москву неожиданно, днем в шортах и футболках, а по утрам еще холодно...

Утро, совет сыну взять толстовку вызывает противостояние и решение от нее отказаться. На улице он замерзает и признает, что стоило ее одеть. Самостоятельное решения имеет последствия. Либо теперь мы опоздаем в школу, что бы вернуться за толстовкой, либо ты мерзнешь и потом болеешь!
Для меня позволить получить опыт самостоятельности детям даётся не просто и это долгий путь.

Попробуем разобраться зачем, почему и как в этом вопросе!

-2

Почему мы мешаем детям получать собственный опыт

Наша родительская тревожность создает порочный круг:

  1. Страх последствий ("А вдруг простудится?")
  2. Желание сэкономить время ("Я быстрее сделаю")
  3. Перфекционизм ("Чтобы было сделано идеально")

Когда сыну было года три у нас с мужем состоялся разговор по вопросы методики воспитания. Женский, материнский взгляд на оберегание столкнулся с отцовским подходом на самостоятельность. И после этого я немного скорректировала свой подход в воспитании, потому что стала замечать его последствия не только в своем ребенке, но и среди окружения.

Как гиперопека калечит детей

  1. Синдром выученной беспомощности
    Ребёнок перестаёт даже пытаться — зачем, если мама всё сделает лучше?
  2. Тревожное расстройство
    Мои постоянные предостережения ("упадёшь!", "порежешься!") сделали его боязливым, как результат нет желания экспериментировать, пробовать новое.
  3. Кризис идентичности
    Он буквально не понимал, чего хочет сам — ведь все решения всегда принимала я.
-3

Принципы осознанного невмешательства

1. Зона разумного риска

  • Можно: лазать по деревьям (но учу основам работы с телом и последствию- можно упасть)
  • Пробовать острые/опасные предметы (предварительно показав как)

2. Естественные последствия

  • Не сделал уроки? Получил плохую оценку.
  • Забыл собрать что то на бассейн по списку или на спорт- сидишь на скамейке или пропускаешь!

3. Право на "неправильный" выбор

  • Надеть дождевик в солнечную погоду или как толстовку выше.
  • Купить уродливую, но желанную игрушку, понять, что не станешь с ней играть уже через час.
  • Осознанное бездействие
    Когда он что-то делает медленно и криво (заправляет постель, моет чашку) — ухожу в другую комнату, чтобы не "помочь".
  • Забыл убрать у питомца (улитка) - все заросло плесенью.

-4

Что изменилось:

✔ Сам собирает рюкзак (иногда забывает тетради — но это его ответственность)
✔ Много придумывает и экспериментирует. (меньше боится сделать не так и получаются крутые штуки!)
✔ Принимает решения ("Я выбираю эту игрушку, потому что...")
✔ Говорит: "Я ошибся, но знаю, как исправить"

-5

Где проходит граница?

Важно отличать гиперопеку от заботы:
🚫 Контролировать каждый шаг
✅ Научить правилам безопасности

🚫 Делать всё за ребёнка
✅ Показывать, как делать самому

🚫 Ограждать от любых трудностей
✅ Поддерживать в преодолении

Советы тем, кто хочет попробовать

  1. Начните с мелочей: пусть сам выберет одежду или намажет бутерброд
  2. Не исправляйте ошибки сразу — дайте время заметить их самому
  3. Проговаривайте: "Я рядом, если нужна помощь" — но не бросайтесь спасать
  4. Хвалите не за результат, а за попытку: "Вижу, ты очень старался!"

Я все еще иногда ловлю себя на желании подстелить соломку. Но теперь знаю — каждая маленькая неудача делает моего ребенка сильнее. А моя задача — не уберечь его от всех шишек, а быть рядом, когда он учится их перевязывать.

Ведь придёт время и нашим детям прийдется жить без нас.

-6

А вам удается не вмешиваться? Делитесь историями!

С любовью,
Ваша Александра 💛