Канал "Историческое оружиеведение" продолжает знакомить своих подписчиков с материалами, которые оказали определяющее воздействие на тактику боевых действий стрелковых подразделений и на создание соответствующих огнестрельных систем. И сегодня вниманию читателей предлагается выдержка из доклада американского бригадного генерала С.Л.А. Маршалла "Комментарии к операциям пехоты и использованию оружия в Корее. Зима 1950-1951", который был подготовлен им по итогам поездки в соответствующий период в Корею и инспектированию частей 8-й армии. Доклад этот в свое время произвел фурор и стал основой для пересмотра отношения американских военных начальников прежде всего к калибру патрона, желательного для использования в ручном огнестрельном оружии. Именно этот доклад стал первым камнем в основание перехода от патрона 7,62х51 мм к патрону 5,56х45 мм и к многочисленным программам по перспективному оружию, которые реализовывались американским военными начальниками едва ли не перманентно.
Выдержка составлена из двух параграфов: "Эффективные дистанции" и "Ценность самозарядного огня".
Как лично мне представляется, информация сохранила свою актуальность и в наши дни.
Перевод мой.
Эффективные дистанции
Средняя эффективная дальность огня пехоты с оружием, более легким, чем пулемет, постоянно составляла менее 200 ярдов (183 м - ИО). В ходе операций, рассматриваемых в исследовании, не было зафиксировано ни одного случая, при котором какое-либо значительное движение вражеских сил было остановлено и отбито только с помощью винтовочного и карабинного огня на дистанциях, превышающих эту цифру.
В боях в Корее редко случалось, чтобы возникала тактическая ситуация высокого уровня, которая проверила бы эффективность винтовки как средства остановки и поражения противника. По характеру боя пехотные схватки между противоборствующими группами стрелков в значительной степени ограничивались столкновениями между усиленными патрулями, перестрелками между небольшими группами в рамках более крупного боя или последним этапом отражения атаки противника ротными опорными пунктами, перед которым боеприпасы более тяжелого оружия были уже израсходованы - на ранних этапах боя. В последнем случае соперничающие стороны почти всегда сближались менее чем на 150 ярдов (137 м - ИО), прежде чем достигалась кульминация, при которой позиция удерживается или теряется в зависимости от эффективности винтовки (rifle - ИО).
Во время зимних боев, как в армейских операциях, так и в операциях морских пехотинцев, было множество инцидентов исключительно этого типа. У морской пехоты это были редкие случаи, в армии имеются многочисленные примеры боев рот, в которых боеприпасы к тяжелому оружию заканчивались, и оставалась только винтовка. Но при опросе участников этих стычек ни в одном случае не удалось установить, что решающий огонь из винтовки и карабина был произведен на дистанции более 200 ярдов. Следует отметить только один тип исключения: вражеские патрули часто вступали в бой на расстоянии немного больше 200 ярдов, первый огонь мог поразить одного или двух из них, остальные затем убегали. Однако, когда вражеский патруль или более крупный отряд входил зону замаскированной позиции и в таких условиях, что обороняющиеся чувствовали свое преимущество, огонь обычно не открывался, пока противник не оказывался в зоне 200 ярдов. Когда же бой развивался более стремительно, и огонь открывался только из винтовок на больших дистанциях, противник потерь не нес. Морские пехотинцы, которые находились в осаде в Кото-ри в первые дни декабря, рассказывали о своих попытках поразить китайских пехотинцев, которые среди бела дня подходили на расстояние 300-350 ярдов (274 - 320 м - ИО) к вооруженному лагерю или шли по открытому пространству к руслу ручья, чтобы набрать воды - морские пехотинцы обнаружили, что цели гораздо более неуловимы, чем они ожидали.
Уравнение радикально меняется, как только к огню винтовки добавлялся автоматический огонь, будь то BAR или LMG. Зона остановки и поражения увеличивалась до 400 ярдов (366 м - ИО), в зависимости от количества автоматического оружия, способностей стрелков, основных условий местности, погоды, видимости и общей ситуации. В этом нет ничего необычного или неожиданного. Единственный момент, который, кажется, заслуживает особого внимания, заключается в том, что BAR значительно усиливает останавливающий эффект винтовочного огня на дистанциях, значительно превышающих те, на которых винтовочный огонь без поддержки является эффективным. ВАR долгое время ценился как средство зачистки, средство для подавления окончательного сопротивления на завоеванной территории или ликвидации укрепленных элементов, находящихся в тылу. Но, необходимо подчеркнуть, что он усиливает огонь винтовки на любой дистанции.
Сказанное здесь ни в коей мере не касается точности стандартной винтовки: люди, которые используют ее в бою, уверены, что она достаточно точна. Младшие офицеры часто говорили, что видели, как винтовка делала решающую работу на дистанции свыше 250 ярдов (225 м - ИО). Но когда поднимался вопрос, было ли это в сочетании с более мощным огнем из другого оружия, ответ неизменно был "да". Таким образом, эта оценка указывает в основном на условия, при которых винтовочный огонь мог бы сыграет свою роль в бою. Но наиболее частая зона поражения для винтовки составляет менее 200 ярдов.
Практика стрельбы из винтовки на более дальних дистанциях по-прежнему желательна. Но стрелку нужно примерно в пять раз больше практики боевых стрельб, чем сейчас, если требуется, чтобы в бою потенциал оружия использовался полностью.
Ценность самозарядного огня
Корейский опыт в значительной степени доказывает, что боевая позиция линии наиболее надежна, когда автоматический огонь сочетается с медленным (slow - ИО) огнем в ее комплексе вооружения. Этот вопрос будет рассмотрен более подробно в данных, касающихся оценки различных видов оружия (переведу позже - ИО).
Здесь достаточно сказать, что любая тенденция к устранению полуавтоматического (semi-automatic - ИО) ручного оружия в пользу полностью автоматического оружия в руках всех пехотинцев должна решительно пресекаться. При обороне периметра время почти неизменно наступает момент, когда у автоматического оружия заканчиваются боеприпасы, а вопрос победы еще предстоит решить. Это кризисный момент боя, когда решение может качнуться в любую сторону, в зависимости от того, какая сторона больше способна сделать последние несколько залпов.
Полуавтоматическое оружие является консерватором боеприпасов. Помимо их большой ценности в руках хорошего стрелка на любой стадии боя, оно составляет резерв оружия, который становится бесценным в последние часы, когда обе стороны близки к истощению. В истории боев пехотных рот есть многочисленные примеры, когда удержание позиции в конечном итоге зависело от огня из M1, и именно винтовочный огонь в конечном итоге решил вопрос. Подразделения, которые носят это оружие, почти единогласно признают жизненно важную важность этого фактора. На основе этого своего опыта они не согласятся ни с одним предположением, касающемся того, что линию обороны можно укрепить, оснастив ее исключительно полностью автоматическим оружием.
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Я уже говорил как-то, что, даже имея за плечами опыт Второй мировой войны, американские военные начальники оставались все еще провинциалами в военном деле. Ничем иным (на мой взгляд) не объяснить тот факт, что они отказались от английского промежуточного патрона 7х43 мм и винтовки под него в пользу своего "типа промежуточного" патрона 7,62х51 мм и винтовки под него.
Интересный момент - советские специалисты пришли к выводу о том, что дистанция эффективного огня в бою не превышает 400 м уже к июлю 1943 года - как раз ко времени испытаний немецкого патрона 7,9х33 мм.
Как было сказано на совещании по итогам испытания этого патрона, которое прошло 15 июля 1943 года,
"современная война показала, с какой дистанции ведется прицельный огонь по противнику. Для ведения прицельного огня на дистанции до 400 м нет надобности иметь неэкономичный патрон и необходимо перейти на патрон меньшего габарита и, следовательно, иметь оружие меньшего веса. Таким наивыгоднейшим калибром может быть патрон калибра 6,5 мм, который обеспечит баллистику на протяжении дальности прямого выстрела до 400 м".
И уже после Великой отечественной войны было установлено, что огонь из стрелкового оружия велся примерно с таких дистанций:
- – из станковых и ручных пулеметов – до 800 м,
- – из винтовок и карабинов – до 300 м,
- – из пистолетов-пулеметов – до 250 м,
- – из противотанковых ружей – до 300 м.
Переводы выдержек из доклада Маршалла будут продолжены.
Не пропустите!
О стрельбе из пистолета на дальние дистанции можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!