Почему спорный подход педагога-новатора продолжает разделять родителей и специалистов
Лилия @ЛилияСивко:
Конечно, у нас в городе были хорошо развитые дети с синдромом Дауна, например дочка Маши Лерман, организаторши калининградской группы «Под одним солнцем». Я думаю, Боже, в 4 года она читает вовсю, и уже говорит так хорошо. Я Машу спрашиваю - как заниматься?
- Ну, понятное дело, что лучше всего это - Августова и ее методика. Почитай ее книги.
«Между "лапой" и золотым самоваром: Как я искала речь для сына в методе, который не понимала»
Я прочитала книгу «Говори! ты это можешь». Там в основном рассказы о занятиях вроде: вот ребенок пришел, вот мы сделали такое слово, такое. А потом он говорит: “на кружевной скатерти в парадной стоит самовар золотой.”
Я читаю и думаю, Боже, как это от простого слова «лапа» перешло к "самовару на кружевной скатерти с оборками”? И я пробовала, составила список слов в работу – потом поняла, что не те слова подобрала - а какие конкретно слова нужно брать, как конкретно слоги нужно делать? Для меня это было непонятно.
Посмотрела в интернете фильм “Я приду к вам” про Августову. Про детей, которые “Отче наш” читают, географию рассказывают, про Мадагаскар и фараонов… Причем не один какой-то талантливый. Все ее ученики. Я, конечно, в шоке! Думаю, ну повезло этим детям, которые живут в Москве и занимаются.
- Ну, а как у нее заниматься? Есть ли смысл приехать к ней в Москву, сходить пару раз на занятия? - спрашиваю Машу.
- Ну нет, конечно. Это надо с ней постоянно заниматься.
Думаю, ну а поехать как? Я же не готова все бросить и переехать. Я не буду жить в Москве…
Сергей @ОсобенныйПапа :
Конечно, как и большинство родителей “солнечных” детей, мы периодически слышали имя Августовой в разном контексте – от хвалебного до весьма одиозного…
Однажды жена наткнулась на электронную версию ее книги “Говори! ты это можешь!“ в одном из чатов. Прочитала залпом за одну ночь и утром прибегает воодушевленная: “Слушай, я тут такую гениальную тетку откопала! Она в своей книге такие вещи описывает - просто волшебные! Трудно поверить. По отзывам родителей, кто у нее занимался – все правда, и она – лучший в стране специалист по детям с синдромом Дауна. С ней в личном плане, правда, говорят, непросто – человек она сильно пожилой, под 80 лет – но если с ней поладить и попасть к ней в класс – прогресс у детей потрясающий. Вот такие отзывы. Как думаешь, может поедем к ней, вернемся жить в Москву? Ради Марты?”
«Борьба за речь: Почему мы расстались с европейской мечтой ради московского "чудо-педагога" с крестом на шее»
Вообще-то мы с женой - москвичи, но как раз перед рождением Марты я продал московскую квартиру и мы переехали в Европу, жили в Италии и Литве. Не скажу, что путь эмиграции оказался лёгким. Конечно, первые годы мы страдали от нехватки общения, и ситуация с рождением особенного ребёнка в чужой стране (когда особенно нужна поддержка близких) - усиливала наше и без того депрессивное состояние, осложняла адаптацию на новом месте. И вот - только мы, наконец, за пару лет прижились – жена предлагает разворот на 180 градусов и возврат в исходную точку… Бросить и обнулить все? Ради очередного чудо-педагога? Конечно, я пришел в ужас от такой идеи…
Если бы речь шла о возвращении в Москву на пару месяцев – это не проблема. Но я понимал: предстоит долгий путь в несколько лет занятий. То есть нашу эмиграцию придётся отменить, потерять вид на жительство, потерять огромные суммы денег, в нее вложенные – ради развития дочери пожертвовать нашей с таким трудом недавно обустроенной спокойной европейской жизнью…
Сложный выбор: комфорт и спокойствие семьи – или «всё ради ребёнка»? Есть семьи, которые сломались, пытаясь стать идеальными родителями для особого ребёнка. Переезды, долги, разводы… Но есть и те, кто говорит: «Мы вложили в него всё — и не жалеем». Я осознал, что это дилемма остро встала и в нашей семье…
«Методика или секта? Почему документальный фильм вызвал больше сомнений, чем восторгов»
Чтобы получить более полное представление о Ромене Августовой и ее методике, я посмотрел фильм “Я приду к вам”. Помню, он произвел на меня удручающее впечатление. Вся в черном, плутоничного вида женщина (выражаясь языком астрологов), как поп, с крестом на шее - начинает фильм с нравоучений про проклятие, трагедию и «страшный диагноз» синдрома Дауна под похоронную классическую музыку. Фоном - хрущобы, обшарпанные электрички и унылая обстановка "лихих 90-х". Долго, снятая крупным планом, рыдающая мать, которой предложили отказаться от ребенка. Настрой фильма настолько депрессивный - что хочется выключить его уже на 3й минуте просмотра… но я пересиливаю себя и смотрю дальше: 5-летний малыш читает по слогам молитву “Отче Наш”.
Он вообще понимает смысл того, что читает? «Иже еси на небесех, да святится имя твоё!» Зачем это? Получается чтение без понимания прочитанного, натаскивания, дрессура. Церковное воспитание? Мрак! Зачем это моему ребенку?
Не спорю, дети в фильме развиты хорошо - но какой ценой? Я понимаю, что любой фильм - результат монтажа, акцент всегда делается на невероятных результатах чудо-метода. В кадре – все прекрасно. А что осталось за кадром?
В интернете попались негативные отклики, вплоть до утверждений, что у Августовой – секта. Что родителей своих учеников она держит “в черном теле”. Что помимо оплаты уроков - они обязаны выполнять для нее роль сиделки и прислуги. И что отнюдь не каждый родитель готов вынести гнетущую атмосферу, ее капризы и крутой нрав – и цена вопроса “научите моего ребёнка говорить” – куда выше, чем кажется на первый взгляд…
Критика книги “Говори! Ты это можешь” в интернете сводилась к тому, что в ней много самопиара и историй успеха, но нет конкретного плана действий. И правда, как с «лапы» перейти к «золотому самовару»? Любой запутается… Может, автор специально не пишет шаги, чтобы родители не занимались самодеятельностью? “Авторская методика”, работающая только под личным контролем автора?
Противоречивых слухов вокруг Августовой в сети было множество. Сразу стало понятно, что личность она – неординарная. Но разобраться, где истина, а где домыслы - было невозможно… но, исходя из увиденного в фильме, мое субъективное впечатление было - Боже упаси, только не Августова!
Миф о “развитии ребенка в своем темпе”: когда позитивное мышление становится ловушкой
Как я оценил результаты детей, показанные в фильме "Я приду к вам"? Ну, прочитал бойко вслух стишок про муху-Цокотуху - ну, молодец мальчик! Ну да, дети с синдромом, ученики Августовой - пишут, читают - а что в этом такого исключительного? Дай Бог, и наша дочь так сможет. Ну если не в 5, так в 8 или 10 лет… Почему нет?
“Дети с синдромом Дауна - это по сути такие же дети, как и все остальные - просто они развиваются медленнее, в своем темпе. Проявите терпение, нужно чуть больше времени - и все получится!”
К сожалению, эта весьма коварная своей наивностью формулировка – часто возносится на знамена столь популярного “позитивного мышления” как специалистами, так и родителями. Она успокаивает, удобна: пока это милый симпатичный малыш, и задержки развития не столь очевидны - придерживаться ее приятно. Не важно, что она никак не отражает действительность, не важно – что будет потом... главное, что здесь и сейчас мы “на волне позитива”. Мысль ведь материальна - думай позитивно – и тучи обойдут тебя стороной… Знакомая позиция?
Мы с женой, конечно, тоже ее придерживались: глазки умные, все понимает, ребенок скоро заболтает! В 3 года не говорит - ничего страшного, он движется в своем темпе – все будет, надо подождать!
Плохо развитые дети с СД - это где-то либо в интернатах, либо в глубинке, где всё сложно: не хватает информации, специалистов - понятно, что и ребенок плохо развит… но у нас ведь все по-другому!
У нас же дружная семья, с прекрасным педагогическим и гуманитарным образованием, денег на ребенка не жалеем, все возможные терапии и методики (самые прогрессивные) подключаем - ну не может у нас он плохо развиваться! Зачем нам еще какая-то непонятная Августова, мрачная женщина с неоднозначной репутацией и крестом на шее?
Вот примерный ход моих мыслей, когда Марте было 2-3 года и жена заводила разговор о переезде в Москву и занятиях с ней.
На то, чтобы очнуться от иллюзий “запуска речи” – и увидеть, как дочь, взрослея, скатывается в бездну неврологии и неадекватного поведения - ушел еще целый год. В мартины 4 с небольшим, я наконец, прозрел – речи нет и не предвидится.
Полный провал, тупик, все варианты исчерпаны - и спасти нас может лишь педагог исключительного уровня. Последняя надежда – на “великую и ужасную” Ромену. Как бы мне этого не хотелось - но придется ехать к ней в Москву…
Продолжение следует...