В структуре причин преступления решающую роль играют качества, которые можно объединить в несколько групп:
1. Общественная детерминированность (социальная обусловленность):
- Криминогенность социальных условий: Преступность, как явление, коренится в социальных условиях, в противоречиях и дисфункциях общественной системы. Ключевым качеством является то, насколько общество создает или усугубляет условия, благоприятные для преступности. Это проявляется в:Экономическое неравенство: Большой разрыв в доходах, бедность, безработица. Когда люди чувствуют, что у них нет шансов улучшить свою жизнь законным путем, они могут прибегнуть к преступности.
Социальная дезинтеграция: Ослабление социальных связей, атомизация общества, отсутствие чувства общности и социальной ответственности.
Недостатки в системе образования и воспитания: Низкий уровень образования, отсутствие нравственных ориентиров, недостаточная социализация.
Недостатки в системе здравоохранения: Недостаточная доступность медицинской помощи, особенно психиатрической и наркологической.
Коррупция и безнаказанность: Подрывают доверие к власти и правоохранительным органам, создают атмосферу вседозволенности. - Недостатки правового регулирования: Неэффективные законы, пробелы в законодательстве, противоречия между нормами права.
2. Криминогенность личности:
- Антисоциальная направленность личности: Преступление совершает конкретный человек, и его личностные качества играют важную роль. Решающее значение имеют:Деформированная система ценностей: Преобладание материальных ценностей над духовными, гедонизм, культ насилия, пренебрежение к общественным нормам и правилам.
Низкий уровень правосознания: Незнание или игнорирование законов, негативное отношение к правоохранительным органам.
Импульсивность и агрессивность: Склонность к необдуманным поступкам, вспыльчивость, жестокость.
Слабый самоконтроль: Неспособность сдерживать свои желания и эмоции, подверженность влиянию окружения.
Аддикции: Алкогольная, наркотическая зависимость, игромания.
3. Ситуативные факторы:
- Непосредственная обстановка совершения преступления: Даже при наличии криминогенных социальных условий и определенных личностных качеств преступление может не произойти, если отсутствует благоприятная ситуация. Важны:Доступность объекта преступления: Легкость совершения преступления, отсутствие охраны, наличие уязвимых мест.
Отсутствие контроля: Низкий риск быть пойманным, отсутствие свидетелей.
Провоцирующие обстоятельства: Ссора, оскорбление, внезапно возникшая потребность в деньгах.
Влияние группы: Подстрекательство, вовлечение в преступление другими лицами.
4. Взаимосвязь и взаимодействие этих факторов:
- Решающую роль играет взаимодействие всех вышеперечисленных факторов. Социальные условия формируют личность, а личность, в свою очередь, ищет или создает ситуации, в которых может реализовать свои преступные намерения.
- Важно понимать, что не каждый человек, выросший в неблагоприятных социальных условиях, становится преступником. Решающее значение имеет комплексное влияние социальных, личностных и ситуативных факторов.
Пример:
Рассмотрим кражу сотового телефона:
- Социальные условия: Высокий уровень имущественного неравенства, когда одни люди живут в роскоши, а другие испытывают материальные трудности.
- Личностные качества: Человек имеет деформированную систему ценностей, где материальный достаток ставится превыше всего. Низкий уровень самоконтроля и импульсивность.
- Ситуативные факторы: Человек видит дорогой телефон, оставленный без присмотра в общественном месте. Отсутствие свидетелей и низкий риск быть пойманным.
В результате взаимодействия этих факторов человек совершает кражу.
Вывод:
В структуре причин преступления решающую роль играют не отдельные факторы, а их взаимосвязанная система. Для эффективной борьбы с преступностью необходимо воздействовать на все уровни этой системы: улучшать социальные условия, заниматься профилактикой преступности среди молодежи, повышать эффективность работы правоохранительных органов и создавать условия, препятствующие совершению преступлений. Особое внимание следует уделять формированию у граждан, и особенно у молодежи, правильной системы ценностей, основанной на уважении к закону, нравственных принципах и социальной ответственности.