Многие виды животных, по-видимому, рассчитаны на хищничество и насилие, в отличие от того, чего можно было бы ожидать, основываясь на библейском описании Эдемского мира. Представляется, что виды животных должны были существенно измениться со времени сотворения мира, но совместима ли эта идея с библейскими учениями? Многие люди задавались этим вопросом, поднимая проблему, не указывают ли изменения видов на эволюцию, а не на сотворение. Я покажу здесь, что изменение видов является частью библейской истории и не подразумевает общую теорию эволюции.
Когда Бог завершил свою работу творения в конце шестого дня той первой недели [1], Он объявил, что все было хорошо весьма. Растения служили пищей для животных, поэтому не было нужды в хищничестве, насилии и страданиях. Эта картина первоначального мирного царства резко контрастирует с тем, что мы наблюдаем сегодня в нашем мире, где каждый вид животных, кажется, вовлечен в борьбу за существование, приводящую к столкновениям, причинению вреда, голоду, болезням и смерти. Креационисты обсуждали этот вопрос сотни лет и предложили разумное общее объяснение.
По мере того как ученые изучали механизмы наследственности у живых организмов, они обнаружили, что геном, по-видимому, рассчитан на то, чтобы допускать генетическую вариабельность. Биологи, как правило, сосредотачиваются на погрешностях в копировании генетической информации, называемых мутациями, чтобы объяснить генетическую вариабельность. Нет никаких сомнений в том, что мутации происходят. Однако расчеты частоты мутаций, доли полезных мутаций и вероятности сохранения полезной мутации убедительно показывают, что мутации являются совершенно недостаточным объяснением вариабельности, которая наблюдается среди живых организмов [2]. Должны быть задействованы и другие механизмы.
В последние десятилетия молекулярные биологи обнаружили, что гены – это не просто последовательность нуклеотидов в цепочке ДНК, как когда-то считалось. Вместо этого гены состоят из субъединиц, называемых экзонами, которые могут быть объединены различными способами для получения различных генов – этот процесс, известен как перестановка экзонов. Последовательность ДНК может взаимодействовать с другими последовательностями в той же или другой хромосоме. Резервные копии генетической информации могут использоваться для исправления ошибок, когда они возникают. Некоторые данные свидетельствуют о том, что сигналы окружающей среды могут инициировать генные взаимодействия, которые приводят к благоприятным генетическим изменениям. В то время как некоторые генетические изменения кажутся случайными, другие, по-видимому, рассчитаны на то, чтобы быть полезными для выживания вида.
Эти достижения в науке позволили креационистам прийти к лучшему пониманию того, как существа, изначально созданные для миролюбивой обстановки, могли приспособиться и выжить в мире, где повсеместно распространены насилие и хищничество. Механизмы неслучайных, полезных генетических изменений предполагают предварительное планирование и разумный замысел, согласующийся с библейским повествованием об истории Земли. Такие изменения позволяют видам выживать при изменениях окружающей среды, но механизмы, обеспечивающие полезные изменения, также делают возможными и изменения, приводящие к насилию и страданиям.
Некоторые креационисты возражали против идеи, что виды могли значительно измениться с момента сотворения мира. Одно возражение состоит в том, что Библия говорит о различных «родах» животных, каждый из которых должен «размножаться по роду их». Действительно, Библия говорит о различных видах растений и животных. Повествование о третьем дне творения указывает на то, что в этот день были созданы различные виды растений. Подобным же образом, повествования о пятом и шестом днях творения указывают на то, что были созданы многочисленные виды организмов – море и небо наполнились разнообразными видами живых существ на пятый день, а земля наполнилась разнообразием видов на шестой день. Однако фраза «по роду их» относится вовсе не к размножению, а к сотворению – указывая на разнообразие видов, которые были сотворены вместе. Например, утверждение о сотворении в отношении наземных животных звучит так: «да произведет земля душу живую по роду ее» (Бытие 1:24). Это утверждение о творении, а не о размножении. В этом утверждении ничего не говорится о том, изменятся ли животные или нет. Важным моментом в этой дискуссии является то, что разнообразие уже присутствовало с самого начала творения. Оно не была результатом долгих веков кумулятивных изменений в видах.
Всегда было известно, что особи одного вида отличаются друг от друга, и кто-то может сделать вывод, что эти вариации отражают различия, основанные на изменениях по сравнению с родителями этих особей. Однако идея о том, что такие изменения не являются существенными, исходит из греческой философии, а не из Библии. Библия утверждает, что значительные изменения произошли в результате греха. Среди этих изменений – появление терний и волчцев и потеря конечностей у змей (Бытие 3). Согласно Римлянам 8 [3].
Хотя некоторые изменения в видах привели к насилию и страданиям, другие изменения были благотворными. По мере того как животные рассеивались по поверхности земли после потопа, они неизбежно сталкивались с различными средами обитания. Для того чтобы распространиться по всей поверхности Земли, они должны были быть обязательно способны адаптироваться к различным условиям окружающей среды. Изменения, способствующие такому рассредоточению и адаптации к местным условиям, были полезными изменениями. Мы видим результаты этого типа изменений у различных видов собак, медведей, крупного рогатого скота, мышей и других видов животных, которые явно родственны друг другу, но живут в разных местах обитания. Процесс изменений в целом благотворен, несмотря на искажения, которые иногда приводят к насилию.
Нет ничего небиблейского в идее о том, что виды существенно изменились. Что является небиблейским, так это представление о том, что в результате таких изменений появилось все разнообразие видов растений и животных, населяющих наш мир. Представляется очевидным, что основные группы живых организмов имеют отдельное происхождение и не произошли от общего предка. Однако это не означает, что виды существенно не изменились с момента сотворения мира. Мы должны пересмотреть выражение «по роду их» и признать, что оно относится к сотворению множества различных видов организмов в течение недели творения, но не затрагивает вопрос о том, изменяются ли они или нет. Это библейское учение о сотворенном разнообразии, после которого следует деградация из-за грехопадения, несовместимо с общей теорией эволюции, но оно помогает объяснить, как различные виды существ, которые Бог создал для мира без хищничества, насилия и страдания, смогли выжить и обеспечить разнообразие живых организмов, которое мы все наблюдаем в нашем нынешнем мире насилия и смерти.
Л. Джеймс Гибсон
Исследовательский институт наук о Земле
______________________________________________________________________________________
1. Бытие 1:31-2:1.
2. Sanford, J. Genetic Entropy. Lima, NY: Elim Publishing, 2005.
3. Римлянам 8:20-22., все творение стенает под проклятием и подвержено тлению, ожидая восстановления.