Найти в Дзене

Как при посадке корабля не промахнуться мимо атмосферы?

Бывает, что космонавты «промахиваются мимо атмосферы»? Да, но они всё равно успешно приземляются. Давайте попробуем объяснить, что это значит. Совсем недавно экипаж «Союза МС-26» благополучно вернулся домой! В степи под городом Жезказган приземлились Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Дональд Петтит. Поисково-спасательные службы встретили их точно там, где и планировалось. А ведь это не так просто, как может показаться! На самом деле, конечно, нельзя. Атмосфера Земли не имеет чётких границ — она просто становится всё более разреженной с высотой. Для космических кораблей мы условно определяем «точку входа» — момент, когда плотность воздуха достаточна, чтобы аэродинамические силы начали существенно влиять на полёт У нас это момент, когда скорость спускаемого снижается совсем немного, примерно на 20 метров в секунду – от 7.9 км/с, первой космической, до 7.88 км/с. Внеатмосферный промах – это разница между расчётным временем и точкой входа в атмосферу и фактическим. То есть корабль входит в пл
Оглавление

Бывает, что космонавты «промахиваются мимо атмосферы»? Да, но они всё равно успешно приземляются. Давайте попробуем объяснить, что это значит.

Совсем недавно экипаж «Союза МС-26» благополучно вернулся домой! В степи под городом Жезказган приземлились Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Дональд Петтит. Поисково-спасательные службы встретили их точно там, где и планировалось. А ведь это не так просто, как может показаться!

Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко
Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко

Можно ли «промахнуться» мимо атмосферы?

На самом деле, конечно, нельзя. Атмосфера Земли не имеет чётких границ — она просто становится всё более разреженной с высотой. Для космических кораблей мы условно определяем «точку входа» — момент, когда плотность воздуха достаточна, чтобы аэродинамические силы начали существенно влиять на полёт

У нас это момент, когда скорость спускаемого снижается совсем немного, примерно на 20 метров в секунду – от 7.9 км/с, первой космической, до 7.88 км/с.

Внеатмосферный промах – это разница между расчётным временем и точкой входа в атмосферу и фактическим. То есть корабль входит в плотные слои атмосферы чуть раньше или позже расчетного времени.

КАЖДАЯ СЕКУНДА отклонения от расчётного времени входа — это примерно 8 км смещения! Это там, наверху, а на Земле – все 100 км.

Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко
Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко

Из-за чего происходят отклонения?

В космосе идеальных условий и траекторий почти не бывает:

· двигатели могут отработать чуть сильнее или слабее расчетного;

· атмосфера может "вспухать" или "проваливаться" в зависимости от солнечной активности, тормозя аппарат сильнее или слабее.

Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко
Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко

Как мы решаем эту проблему?

Вариант №1: Автоматика всё исправит.

Если отклонение небольшое (до 30 секунд или ~240 км), бортовой компьютер сам всё исправит.

Благодаря форме (да-да, той самой форме фары) спускаемый аппарат может создавать аэродинамическую подъёмную силу — как самолётное крыло.

Меняя угол крена (наклон при вращении), система управления меняет направление этой силы:

⬆ Угол 0° — нулевая подъёмная сила, максимальное смещение (активно летим вбок 🔜);

↗ Крен вправо или влево ~45° — маневрируем (на высоте порядка 40-50 км меняем угол, чтобы компенсировать смещение);

➡ Угол крена 90° – максимальная подъёмная сила, смещения нет;

⃝ Закрутка со скоростью 13° в секунду — «сваливаемся» в баллистический спуск (самый короткий, но с большими перегрузками).

Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко
Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко

Вариант №2: «рулим» вручную.

При больших отклонениях командир переходит на ручное управление. На специальном дисплее он видит график зависимости потерянной скорости от времени. Его задача — выдавать команды на двигатели крена так, чтобы фактическая кривая совпадала с расчётной. Если график идёт выше — нужно увеличить угол крена, если ниже — уменьшить.

Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко
Посадка "Союз МС-26", фото Ивана Тимошенко

К счастью, в нашем случае всё прошло штатно! Система управления спуском сработала безупречно, и экипаж «Союза МС-26» оказался именно там, где его ждали. С возвращением на Землю!