Внедрение на предприятии системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) и поддержание ее работоспособности – это процесс, требующий повышенного внимания. Фактором успеха в этом деле является обученный персонал, так как сотрудники, от линейных работников до руководящих, формируют основу для безопасного производства и реализации пищевых продуктов. Чтобы персонал понимал, как работать в рамках СМБПП, необходимо заниматься его обучением.
Что нужно знать
Стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2019 регламентирует необходимость проведения обучения сотрудников на предприятии, которое производит продукты питания. При этом выстраивание учебного процесса напрямую связано с выстраиванием культуры пищевой безопасности.
Важно! Чтобы СМБПП функционировала без сбоев, руководитель должен сам участвовать в процессе обучения.
Для обучения персонала в рамках СМБПП компании нужно разработать, интегрировать и поддерживать в рабочем состоянии систему для обмена информацией, которая влияет на пищевую безопасность. Прежде чем это сделать, рекомендуется провести комплексный анализ:
- Должностных обязанностей. Изучите должностные инструкции для каждого сотрудника, определите критические контрольные точки (ККТ) и процессы, за которые они отвечают в рамках СМБПП.
- Текущего уровня знаний и навыков сотрудников. Анализ поможет понять, где сосредоточить усилия при обучении.
После анализа потребностей важно определить, какой компетенцией должен обладать персонал для продуктивной работы. В частности, сотрудники должны понимать, как их действия влияют на безопасность пищевой продукции (виды и источники опасности) и какие должностные обязанности в рамках СМБПП на них возложены. Исходя из этого разрабатывается план дальнейших действий.
Для оценки компетенции можно устраивать обходы складов и цехов, следить за работой сотрудников через видеокамеры, проводить беседы с персоналом и определять несоответствия. Так можно выявить ошибки и подготовить должностные инструкции для их предотвращения. Работы, которые должны осуществлять работники предприятия, требуется задокументировать.
Чтобы обучение принесло результаты, нужно:
- Выбрать преподавателя из текущих сотрудников или нанять стороннего работника на аутсорсе.
- Определить вид и периодичность обучения: первичное (для новых сотрудников), периодическое (для поддержки знаний) и внеплановое (при возникновении экстренных ситуаций или изменении регламентов работы и производственных процессов).
- Организовать хранение обучающих записей.
- Найти финансовые ресурсы для обучения сотрудников.
Список документации
Для успешного функционирования СМБПП подготавливают следующие документы:
- Программу. В ней необходимо обозначить сотрудников и прописать темы, которые будут проработаны с каждым из них.
- График. Нужно указать частоту проведения обучений.
- Список сотрудников. Подготавливается ближе к дате проведения. В списке указываются сотрудники, которые должны присутствовать во время инструктажа.
- Инструкции и образовательные материалы. Это может быть презентация, гайд, листовки и любой другой материал, по которому проводится обучение.
- Вопросник или чек-лист. По этому документу можно проверить, насколько сотрудник усвоил знания. Может быть письменным – в виде теста, или устным, когда преподаватель опрашивает сотрудников по усвоенному материалу.
- Регистр обучения. Представляет собой протокол, в котором регистрируется проведение обучения.
Компания «Альфа Регистр» оказывает услуги по сертификации СМБПП в соответствии с международными стандартами. Мы поможем вам выстроить систему обучения персонала, которая входит в процедуру прохождения сертификации СМБПП и поддержания высокого уровня безопасности пищевых продуктов.
Центр сертификации Альфа Регистр